Главные вкладки

    Тема: «Формирование речевой активности детей раннего возраста через пальчиковые игры»
    материал по развитию речи (младшая группа)

    Елена Анатольевна Денисова

    Тема: «Формирование речевой активности детей раннего возраста через пальчиковые игры»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение.

    « Детский сад № 18 « Ласточка»

    Творческая работа.

    « Из опыта работы , воспитателя 1 младшей группы МБДОУ « Детский сад № 18»

    Тема: «Формирование речевой активности детей раннего возраста через пальчиковые игры»

                                                                                   

                                                                                    Воспитатель : Денисова .Е.А.

            г. Камень- на –оби.

                                                            2019г.

    Содержание

    1. Актуальность представленной работы.
    2. Цель.
    3. Гипотеза.
    4. Задачи.
    5. Научная новизна.
    6. Металогическая основа роботы.
    7. Направление работы.
    8. Методы и приемы.
    9. Способы стимулирования творческой активности детей.

       10 Материально – технические ресурсы.

       11 Этапы проведения и реализации данной  работы.

       12 План реализации этапов.

      13 Достигнутые результаты работ.

      14 Продолжение по возможному распространению данной работы.

      15 Стратегия осуществления опыта работы.

      16 Заключения.

      17 Список литературы.

    Актуальность представленной работы: Исследование ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформировонности  тонких движений пальцев рук. Специалисты института физиологии детей и подростков считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических импульсов, передающихся от рук, а точнее , от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка , тем быстрее он начинает говорить. Простые движения помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков.

    Цель: Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.

    Гипотеза: Применения пальчиковой гимнастики будет способствовать формированию речи через мелкую моторику.

    Задачи:

    - Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

    - Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.

    - Обобщать свои знания, способствовать повышения уровня, расширять свой кругозор по пальчиковым играм.

    Научная новизна: На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с пирамидками, мозаикой , застегивание и расстёгивание пуговиц, шнуровка, работа с тестом. Использование пальчиковых игр развивает координацию движения, совершенствует деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном , дидактическом  и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.

    В своей работе я обратилась к исследователям современных педагогов:  Л.П. Савиной « Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Е.А. Янушко. « Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

    Работы М.М. Кольцова доказали, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре головного мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

     Создала информационный банк пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторике рук.  Также использую разнообразные формы работы с родителями, консультации, индивидуальные беседы. Даю рекомендации родителям, в которых убеждаю их давать больше самостоятельности детям при одевание: самостоятельно застегивать и растягивать пуговицы, кнопки, молнии.

    Мелкую моторику рук развивают:

    .пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и .народных сказок;

    . массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;

    . народные игры с ладошками;

    . игры с природным материалом;

    . игры с предметами домашнего обихода;

    . пальчиковый театр.

    Методы и приемы.

    - Игры- манипуляции.

    « Ладушки- ладушки», « Сорока- белобока», « Этот пальчик хочет спать»,  « Пальчики пошли гулять» и.т.д.

    - Сюжетно – пальчиковые упражнения.

    - Пальчиковые упражнения в сочетание со звуковой гимнастикой.

    -Пальчиковые упражнения в сочетание самомассажем кистей и пальцев рук.

    - Дыхательные гимнастики.

    - Игры с предметами.

    Советы по проведению пальчиковых игр.

    1 Убедится в том , что малыши знают персонажей стихов, песенок и потешек.

    2 Перед проведением пальчиковых игр убедится, что руки детей теплые.

    3 При проведение первых пальчиковых игр текст читай медленно, чтобы дети успели показать движения.

    4 Не Торопца обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 игр, новые игры вводите постепено, исключая по одной из знакомых.            

    5 Выполняя упражнения в месте с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

    6 Не обходимо следить за правильной постановкой кисти рук,  точным переключением с одного движения на другое.              

    Когда же можно проводить пальчиковые игры? Пальчиковые игры проводятся во время утреннего приёма как отвлекающий фактор для переключения внимания. Эффективно использовать пальчиковые игры в период адаптации детей они помогают снять напряжения и скованность у детей, способствуют более лёгкому привыканию к новым условиям. Приемы могут быть разнообразными, важно только, чтобы к игре привлекалось больше пальцев и чтобы движения были более энергичными.

    Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики использует в основном движения зажимания, изредка – растяжения и почти не когда – расслабления. К тому же в эти занятия включается обычно только социальная зона руки, большой, указательный , средний пальцы. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального « коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук занятия должны быть составлены таким образом , чтоб:

    1сочитались  сжатие,  расслабление, растяжение пальцев.

    2использовать изолирование движения каждого из них.

    На мой взгляд более интересные игры.

    - на расслабление.

    - в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы.

    -на разнотипные движения рук ( пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое)

    Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

    1 перед игрой мы с детьми обсуждаем ее содержание, сразу при этом отрабатываем не обходимые жесты,  комбинации пальцев, движения.  Это не только позволяет подготовить малышей к правильному выполнению упражнению, но и создаёт не обходимый настрой.

    2 перед началом упражнения дети разогревают ладони легким поглаживание до приятного ощущения тепла.

    3 все упражнения выполняются в медленным темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой , затем левой рукой , потом двумя руками вмести.

    4 не когда не принуждайте ! Попытайтесь разобраться в причинах отказа , если возможно , ликвидируйте их, или поменяете игру.

    5 разработайте картотеку пальчиковых игр для детей.

    Результативность опыта

    Веселые пальчиковые игры для дошкольников прекрасно развивают мелкую моторику, а ее развитие замечательно влияет на развитие речи.

    Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

     Подводя итог своей роботы , я провела педагогическое наблюдения, в результате которого выяснила:

    - большинство детей с удовольствием в своих играх используют игры- потешки, песенки и повторяют их;

    -дети которые плохо разговаривают, с удовольствием повторяют движения.

    - у многих детей достаточно хорошо развилась координация движений пальцев рук и кистей.

    -дети, у которых развитие речи не соответствовало норме, достигло уровня их возрастной нормы, обогатился их речевой запас.

    К концу года пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, речь детей значительно улучшается. Работа в данном направление будет продолжаться, так как в процессе овладение пальчиковыми играми у малышей формируется  память, мышление, воображения и внимания.

    Заключение

     Развитие речи детей раннего возраста есть одно из наиболее важных направлений наряду с укреплением здоровья

    Как вы думаете , почему пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни? Известно , что между речевой и обшей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас ребенка.

    План работы  на 2019  - 2020 учебный год.

    МЕСЯЦ

    РАБОТА С ДЕТЬМИ

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

    СЕНТЯБРЬ

    Пальчиковые игры: «Ладошки», «Киска», «Курочка», «Мыши». Цель пальчиковых игр: формировать положительный  настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

    Массаж рук: игровое упражнение: «Прятки»

    Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка». Лепка из соленого теста.

    Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков су-джок.

     «Этот пальчик - я» Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте. Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.

    Привлечение  родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

    ОКТЯБРЬ

    Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты»,  «Овощи», « Осень».

    Цель пальчиковых игр: формировать положительный  настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

    Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки».

    Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.  

    Практикум «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка раннего возраста в домашних условиях» Научить родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребёнка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях

    НОЯБРЬ

    Пальчиковые игры: «Котятки»,  «Мышка». Цель  пальчиковых игр: формировать положительный  настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

    Тренировка пальчиков с помощью сухого бассейна.

    Игры с карандашами, счётными палочками.

    Колобки.  Мякиши, сделанные из воздушных шариков и муки, с нарисованными рожицами. Используются  не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы).

    Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

    Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

    ДЕКАБРЬ

    Пальчиковые игры: «Солнечные зайчики»,  «Как вчера у бабушки». Цель пальчиковых игр: формировать положительный  настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

    Лепка из солёного теста.

    Привлечение  родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

     Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей».

    Цель: показать родителям о том, какое влияние оказывает мелкая моторика на развитие речи детей.

    ЯНВАРЬ

    Пальчиковые игры: «Бараны»,  «Улитка. Цель пальчиковых игр: формировать положительный  настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

    Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.  

    Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.

    Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки).

    Цель: развивать речь и мелкую моторику; сенсорное развитие (цвет, форма, размер).

    Консультация для педагогов

    «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

    ФЕВРАЛЬ

    Пальчиковые игры: «Мебель»,  «Посуда»,  «Профессии»,  «Армия». Цель пальчиковых игр: формировать положительный  настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

    Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы, шнуровки, наборы шаров, колец для нанизывания на стержень.

    Изготовление папки-передвижки. «Сначала было слово» (развитие речи детей раннего возраста) Расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения.

    МАРТ

    Научить детей пользоваться пальчиковым театром

    Цельразвивать речь и мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра, доставить детям радость.

    Пальчиковая гимнастика  Цель: учить с детьми пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении соотносить действия со словами («Мышка»,  «Чижик-пыжик»)

    Творческая выставка «Руки мамы и мои ручонки» Совместная деятельность родитель – ребёнок.

    АПРЕЛЬ

    Сделать игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа).

    Цель: развивать мелкую моторику и речь.

    - Конструирование: «Паровозик из пуговиц».

    Цель: Развивать творческую фантазию малышей, выкладывать пуговицы по рисунку, развивать мелкую моторикуразвивать конструктивные способности детей.

    Раскручивание и закручивание пластмассовых гаечек на болтиках, разбирать и собирать матрешки.

    Пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик»,   «Котятки»

    Изготовление буклета: «Пальчиковые игры для малышей».

    Цель: познакомить родителей с пальчиковыми играми, в которые можно играть с детьми дома.

    Фотовыставка: «Пальчиками играем, стихи повторяем».

    Цель: познакомить родителей с тем, чем дети занимаются в детском саду, в какие игры играют.

    МАЙ

    Нетрадиционное рисование: «Солнышко лучистое».

    Цель: Учить технике печатания ладошками, изображая лучики солнышка, развивать мелкую моторику рук.

    -Игра: «Солнечные зайчики».

    Цель: научить детей играть в соответствии с текстом.

    - Поставить с детьми инсценировку сказки: «Колобок».

    Цель: учить малышей рассказывать сказку, различать по внешнему виду животных, правильно показывать их, развивать речь, память.

    Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

    Литература.

    1.Е.Черушева. « Учимся играючи»№ 10 2000г.

    2. Г. Соколова. « Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков», Дошкольное воспитания -2005.-№6

    3. Т.В. Александрова « Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок» , Дошкольная педагогика -2008-№7

    4. Г.Г. АГНИЯ « Мы тополи , мы тополи»  Пособие для родителей и воспитателей 2003г.

    5. О.И. Давыдова « Адаптационные группы в ДОУ» : мед. Пособие 2005г.

    6. М.С. Рузина « Страна пальчиковых игр»  СПб Кристалл 1997 г.

    7. Топоркова. « Развитие тонкой моторик и координации движений рук» 2000г.

    8. Е. Черушева. « Оригинальные пальчиковые игры»  2008г

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование познавательной активности детей раннего возраста через использование дидактических игр и упражнений

    Одним из эффективных приёмов и методов в работе по формированию познавательной активности у детей раннего возраста являются дидактические игры и упражнения.....

    Влияние малых фольклорных форм на формирование речевой активности детей раннего возраста

    Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца...Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих д...

    Речевое развитие детей раннего возраста через пальчиковые игры

    Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой    пальцевой мот...

    Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры.

    В статье рассказывается о значении пальчиковых игр в речевом развитии детей. Данная статья будет интересной воспитателям, работающим в группах раннего возраста....

    Формирование познавательной активности детей раннего возраста через использование дидактических игр и упражнений.

    Одним из эффективных приемов и методов в работе по формированию познавательной активности у детей раннего возраста являются дидактические игры и упражнения. Реализация принципа активности в обучении и...

    Конспект педагогического совета в форме деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через подвижные игры»

    Материал поможет  выстроить взаимодействие с педагогами в форме деловой игры. Совершенствовать профессиональные знания, педагогов в работе с детьми по развитию двигательной активности, через подв...