Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей».
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Кутикова Наталья Ивановна

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы

Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы

Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей».

Цели: 

Коррекционно-образовательная:

  • учить детей пересказывать сказку, используя предметно-схематические модели.

Коррекционно-развивающие:

  • активизировать и расширять словарный запас детей по теме «Овощи»;
  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • закреплять употребление существительных в винительном и родительном  падеже единственном числе;
  • закреплять употребления предлога В.
  • развивать мышление, внимание, связную речь;
  • развивать мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать у детей трудолюбие и желание помогать друг другу.

Оборудование:

  1. Муляжи овощей, корзина;
  2. Настольный театр «Репка»;
  3. Дедушкин мешочек;
  4. Набор предметно-схематических моделей к сказке «Репка» (12 на 12 см)   (демонстрационный материал);
  5. Наборы предметно-схематических моделей к сказке «Репка» (6 на 6 см) и карточки-таблицы для составления плана с использованием моделей - по количеству детей (раздаточный материал);
  6. Картинки-раскраски к сказке «Репка»;                                                          
  7.  Магнитная доска.                                                         

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Игра «Соберем урожай».

На столе стоит пустая корзина, рядом  лежат муляжи овощей.

Дети подходят к столу. Каждый ребенок выбирает любой овощ, составляет предложение (по образцу) и кладет овощ в корзину.

- Я положу в корзину  капусту.

- Я положу в корзину помидор. и т. д.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это дедушка из сказки, которую мы сегодня будем читать и рассказывать. Он принес мешок со своим урожаем.

Послушайте загадку и угадайте, что в мешке:

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко,

Что же это? (Репка).

(Воспитатель вынимает из мешка репку).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из какой сказки к нам пришел дедушка?

Дети: Из сказки «Репка».

 Дедушка очень любит сказку «Репка» и хочет ее послушать, а вы хотите? (ДА).

Тогда садитесь поудобнее и слушайте внимательно.

2. Чтение сказки «Репка».

(Воспитатель читает сказку и в соответствии с содержанием выставляет фигурки сказочных героев из настольного театра).

3. Беседа по содержанию.

- Почему дед не смог вытащить репку один? (Большая, тяжелая, растет в земле).

- Кто помогал деду тащить репку?

- Как все тащили репку? (Дружно, с удовольствием, все помогали друг другу).

- Как вы думаете, какое настроение у героев в начале и в конце сказки? Почему?

4. Знакомство детей с пословицами:

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;

- Своя семья – самые верные друзья.

5. Физкультминутка. Речевая игра «Репка».

Чтобы урожай собрать,                                         (Тянут репку).

Дедушке пришлось позвать:                                (Машут рукой – «зовут»).   

Бабку, внучку, Жучку, кошку,                            (Загибают пальцы по одному,

Да еще мышонка-крошку.                                    начиная с большого). 

Так в земле сидела крепко                                   (Тянут репку).

Желтая большая репка.                                        (Описывают руками большой круг).

6. Игры с предметно-схематическими моделями.

Воспитатель: Ребята, дедушка приготовил для вас интересные игры по своей сказке. Для этого он в своем мешочке принес «сказочные карточки».

Воспитатель: достает из мешочка предметно-схематические модели – «сказочные карточки»,  показывает их детям и проводит игры:

1). Игра «Угадай сказочного героя».

(соотнесение предметно-схематических  моделей с героями сказки)

Воспитатель: показывает детям модель со схематичным изображением сказочного героя, а дети угадывают героя сказки  и вместе с логопедом размещают модель на магнитной доске.

2). Игра «Кого  не хватает?»

На магнитной доске размещены предметно-схематические модели с изображением всех героев сказки «Репка». По команде логопеда дети закрывают глаза. Воспитатель убирает одну модель. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос: «Кого не хватает?».

-Не хватает внучки.

- Не хватает мышки. и т. д.

7. Уточнение значения новых предметно-схематических моделей.

На магнитной доске размещены  предметно-схематические модели с изображением всех героев сказки «Репка». Логопед добавляет две новые предметно-схематические модели и вместе с детьми уточняет, что они обозначают      

( 1-я: выросла репка большая-пребольшая - IMG_1794; 2-я: вытянули репку - IMG_1795.)

8. Повторное чтение (рассказывание) сказки с одновременным составлением плана с использованием предметно-схематических моделей.

По заданию логопеда каждый ребенок кладет перед собой карточку-таблицу для составления плана и достает из конверта «сказочные карточки» (предметно-схематические модели).

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы будем играть в игру «Что сначала, что потом?».

Я буду рассказывать сказку, а вы в это время будете раскладывать «сказочные карточки» по порядку, заполняя таблицу.

(Воспитатель:, рассказывая сказку, выкладывает модели в виде плана на доске).

9. Пересказ сказки детьми с использованием составленного плана.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте вместе расскажем сказку «Репка». А чтобы все рассказать правильно, нам помогут «сказочные карточки».

(Дети рассказывают сказку с опорой на составленный план).

10. Итог занятия.

Воспитатель: -Ребята, какой вывод мы можем сделать, познакомившись с о сказкой «Репка»?         ( Дружба помогает выполнять трудную работу).

-Дедушке очень понравилось, как вы сегодня занимались, и он приготовил для вас сюрприз. (Воспитатель показывает детям конверт, достает из него картинки-раскраски к сказке «Репка» и раздает детям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема"Пересказ татарской народной сказки "Три сестры".

Обогащать словарный запас детей. Способствовать развитию творческого воображения, вызывать желание изменить концовку сказки. Воспитывать нравственные качества, внимание, доброжелательное отношение к в...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: "Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка"

Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков, составление синквейна о героях сказки...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Пересказ русской народной сказки “Лиса и журавль”»

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной логопедической группе  «Пересказ русской народной сказки “Лиса и журавль”»(с элементами драматизации)...

Занятие по развитию речи в старшей группе «Василек» «Пересказ русской народной сказки «Крошечка - Хаврошечка» с использованием приема скрайбинг».

Цель: создать условия для связного последовательного пересказа текста. Задачи: Познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка». Создать условия для построения полных, выразительных от...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по русской народной сказке "Лисичка-сестричка и серый волк"

Конспект занятия по развитию речи для детей сртаршей группы по русской народной сказке "Лисичка-сестричка и серый волк"...

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста. Рассказывание русской народной сказки «Репка»

Очень важный этап своего развития – освоение родного языка. Именно в этом возрасте происходит формирование речи. Взрослые, родители и воспитатели, должны оказать помощь ...