Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей».
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы
Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы
Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей».
Цели:
Коррекционно-образовательная:
- учить детей пересказывать сказку, используя предметно-схематические модели.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать и расширять словарный запас детей по теме «Овощи»;
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- закреплять употребление существительных в винительном и родительном падеже единственном числе;
- закреплять употребления предлога В.
- развивать мышление, внимание, связную речь;
- развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей трудолюбие и желание помогать друг другу.
Оборудование:
- Муляжи овощей, корзина;
- Настольный театр «Репка»;
- Дедушкин мешочек;
- Набор предметно-схематических моделей к сказке «Репка» (12 на 12 см) (демонстрационный материал);
- Наборы предметно-схематических моделей к сказке «Репка» (6 на 6 см) и карточки-таблицы для составления плана с использованием моделей - по количеству детей (раздаточный материал);
- Картинки-раскраски к сказке «Репка»;
- Магнитная доска.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Игра «Соберем урожай».
На столе стоит пустая корзина, рядом лежат муляжи овощей.
Дети подходят к столу. Каждый ребенок выбирает любой овощ, составляет предложение (по образцу) и кладет овощ в корзину.
- Я положу в корзину капусту.
- Я положу в корзину помидор. и т. д.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это дедушка из сказки, которую мы сегодня будем читать и рассказывать. Он принес мешок со своим урожаем.
Послушайте загадку и угадайте, что в мешке:
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко,
Что же это? (Репка).
(Воспитатель вынимает из мешка репку).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из какой сказки к нам пришел дедушка?
Дети: Из сказки «Репка».
Дедушка очень любит сказку «Репка» и хочет ее послушать, а вы хотите? (ДА).
Тогда садитесь поудобнее и слушайте внимательно.
2. Чтение сказки «Репка».
(Воспитатель читает сказку и в соответствии с содержанием выставляет фигурки сказочных героев из настольного театра).
3. Беседа по содержанию.
- Почему дед не смог вытащить репку один? (Большая, тяжелая, растет в земле).
- Кто помогал деду тащить репку?
- Как все тащили репку? (Дружно, с удовольствием, все помогали друг другу).
- Как вы думаете, какое настроение у героев в начале и в конце сказки? Почему?
4. Знакомство детей с пословицами:
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;
- Своя семья – самые верные друзья.
5. Физкультминутка. Речевая игра «Репка».
Чтобы урожай собрать, (Тянут репку).
Дедушке пришлось позвать: (Машут рукой – «зовут»).
Бабку, внучку, Жучку, кошку, (Загибают пальцы по одному,
Да еще мышонка-крошку. начиная с большого).
Так в земле сидела крепко (Тянут репку).
Желтая большая репка. (Описывают руками большой круг).
6. Игры с предметно-схематическими моделями.
Воспитатель: Ребята, дедушка приготовил для вас интересные игры по своей сказке. Для этого он в своем мешочке принес «сказочные карточки».
Воспитатель: достает из мешочка предметно-схематические модели – «сказочные карточки», показывает их детям и проводит игры:
1). Игра «Угадай сказочного героя».
(соотнесение предметно-схематических моделей с героями сказки)
Воспитатель: показывает детям модель со схематичным изображением сказочного героя, а дети угадывают героя сказки и вместе с логопедом размещают модель на магнитной доске.
2). Игра «Кого не хватает?»
На магнитной доске размещены предметно-схематические модели с изображением всех героев сказки «Репка». По команде логопеда дети закрывают глаза. Воспитатель убирает одну модель. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос: «Кого не хватает?».
-Не хватает внучки.
- Не хватает мышки. и т. д.
7. Уточнение значения новых предметно-схематических моделей.
На магнитной доске размещены предметно-схематические модели с изображением всех героев сказки «Репка». Логопед добавляет две новые предметно-схематические модели и вместе с детьми уточняет, что они обозначают
( 1-я: выросла репка большая-пребольшая - ; 2-я: вытянули репку - .)
8. Повторное чтение (рассказывание) сказки с одновременным составлением плана с использованием предметно-схематических моделей.
По заданию логопеда каждый ребенок кладет перед собой карточку-таблицу для составления плана и достает из конверта «сказочные карточки» (предметно-схематические модели).
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы будем играть в игру «Что сначала, что потом?».
Я буду рассказывать сказку, а вы в это время будете раскладывать «сказочные карточки» по порядку, заполняя таблицу.
(Воспитатель:, рассказывая сказку, выкладывает модели в виде плана на доске).
9. Пересказ сказки детьми с использованием составленного плана.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте вместе расскажем сказку «Репка». А чтобы все рассказать правильно, нам помогут «сказочные карточки».
(Дети рассказывают сказку с опорой на составленный план).
10. Итог занятия.
Воспитатель: -Ребята, какой вывод мы можем сделать, познакомившись с о сказкой «Репка»? ( Дружба помогает выполнять трудную работу).
-Дедушке очень понравилось, как вы сегодня занимались, и он приготовил для вас сюрприз. (Воспитатель показывает детям конверт, достает из него картинки-раскраски к сказке «Репка» и раздает детям).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема"Пересказ татарской народной сказки "Три сестры".
Обогащать словарный запас детей. Способствовать развитию творческого воображения, вызывать желание изменить концовку сказки. Воспитывать нравственные качества, внимание, доброжелательное отношение к в...
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей».
Научить детей пересказывать сказку, используя предметно-схематические модели...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: "Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка"
Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков, составление синквейна о героях сказки...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Пересказ русской народной сказки “Лиса и журавль”»
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Пересказ русской народной сказки “Лиса и журавль”»(с элементами драматизации)...
Занятие по развитию речи в старшей группе «Василек» «Пересказ русской народной сказки «Крошечка - Хаврошечка» с использованием приема скрайбинг».
Цель: создать условия для связного последовательного пересказа текста. Задачи: Познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка». Создать условия для построения полных, выразительных от...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по русской народной сказке "Лисичка-сестричка и серый волк"
Конспект занятия по развитию речи для детей сртаршей группы по русской народной сказке "Лисичка-сестричка и серый волк"...
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста. Рассказывание русской народной сказки «Репка»
Очень важный этап своего развития – освоение родного языка. Именно в этом возрасте происходит формирование речи. Взрослые, родители и воспитатели, должны оказать помощь ...