Статья "О развитии речи старших дошкольников"
статья по развитию речи

Буканова Юлия Николаевна

Статья "О развитии речи старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_razvitii_rechi_starshih_doshkolnikov.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Буканова Юлия Николаевна, МБДОУ Октябрьский детский сад «Звездочка», Бурятия, Заиграевский район, п.Онохой-2, воспитатель.

Статья «О развитии речи старших дошкольников». Данная статья представляет интерес для педагогов дошкольного образования и родителей детей дошкольного возраста.

 О развитии связной речи старших дошкольников

На современном этапе развития общества, все больше возрастают требования к речевому развитию старших дошкольников. Развитие речи становится актуальной проблемой настоящего времени.

Обращаясь вглубь истории, мы видим, что всегда ценились и были достойны восхищения люди, которые имеют обширный словарный запас. Как известно – бедность и скудность словаря мешают полноценному общению, а потому и общему развитию дошкольника. Дошкольный возраст является сензитивным для накопления знаний и формирования словарного запаса ребенка. Именно то, как ребенок владеет родным языком, его речевое развитие выступает основой воспитания и обучения в дошкольном детстве. Чтобы лучше понять процесс развития речи дошкольников, нам необходимо учитывать основные этапы ее формирования:

  • Вторая младшая группа (3-4 года) – преобладает низкий уровень развития связной речи, односложные ответы, узкий набор признаков при описании предметов или явлений. Ребенок может составить небольшой рассказ при помощи наводящих вопросов.
  • Средняя группа (4-5 лет) – дошкольник может пересказать небольшой рассказ, появляются первые рассуждения и анализ, это возраст «почемучек» - у более любознательных детей связная речь развивается быстрее и эффективнее.
  • Старшая группа (5-6 лет) – в данном возрасте очень заметен резкий скачок в развитии связной речи. Дошкольники активно совершенствуют диалогическую и монологическую речь, могут легко пересказать содержание понравившегося произведения или чей-то разговор. В данном возрасте дети уже пробуют составлять сложные предложения, вставляют эпитеты и фразеологизмы. На данном этапе важно следить за тем, чтобы ребенок правильно подбирал нужные словоформы, ставил ударения, употреблял новые слова. Во время образовательных событий, а также в игровой деятельности, для развития связной речи нужно предлагать упражнения, побуждающие использовать в речи логические операции (анализ, обобщение), чаще предлагать творческие задания, например – дидактическая игра «Закончи рассказ», опираясь на собственный опыт.
  • Подготовительная группа (6-7 лет) – ребенок является полноправным участником речевого процесса, происходит переход от описательных конструкций к рассуждению и анализу. Дошкольник следит за культурой речи.

Работая со старшими дошкольниками, для развития связной речи, мы решили в приемы обучения активно включать дидактические игры и упражнения. При этом были соблюдены следующие условия:

  • В работе с дошкольниками систематически организовываются специальные дидактические игры по развитию связной речи.
  • При проведении дидактических игр создаются все условия для обогащения словаря дошкольников и удовлетворения и развития их познавательной активности.
  • Дидактические игры разрабатываются и преподносятся в интересной и доступной форме.

На первом этапе нашей работы, мы изучили уровень развития речи старших дошкольников, используя комплекс методик Н.В. Серебряковой и Г.А. Урунтаевой.

Для проведения исследования создавали специальные ситуации, которые включали в себя несколько заданий.  Ребенок составлял рассказ, используя, в качестве опоры, сюжетные картинки. В ходе составления рассказа ребенку задавались вопросы, направленные на понимание обращенной речи и понимание ее вне контекста, другими словами перехода от одной ситуации к другой. Если возникало затруднение – оказывалась помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов. При выполнении данного задания, мы фиксировали наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи и правильного употребления грамматических форм.

Для выявления сенсомоторного уровня речи было проведено исследование фонематической стороны речи и сформированности звуко-слоговой структуры слова. Для выявления уровня грамматического строя речи, изучали понимание детьми предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за, понимание форм единственного и множественного числа имен существительных. Исследование словаря и навыков словообразования включало в себя изучение понимания уменьшительно-ласкательных суффиксов имен существительных.

Данное обследование проводилось как подгруппами, так и индивидуально в игровой форме, с использованием разнообразного дидактического материала. Использовались методики «Какой...?», «Исследование грамматического строя речи», «Исследование словаря и навыков словообразования», «Исследование связной речи».

Далее была проведена работа по подборке и систематизации дидактических игр направленных на развитие связной речи старших дошкольников. При подборе дидактических игр, мы ставили перед собой следующие задачи:

  • побуждение детей к общению друг с другом, умению комментировать свои действия;
  • закрепление навыков пользования инициативной речью;
  • совершенствование разговорной речи;
  • обогащение словаря;
  • формирование грамматического строя речи и др.

Подборка игр для развития связной речи

Сочини предложение

На экране монитора воспитатель показывает две картинки с изображением предметов, детям предлагается придумать предложение, которые содержат название этих предметов, далее предлагается другая пара картинок. (Данная игра способствует не только развитию связной речи, но и повышению творческих способностей ребенка).

Где начало, где конец?

В данной игре дети составляют рассказ, опираясь на серийные картинки, которые представляют собой своеобразный план рассказа. (Развитие логического мышления).

Внимание розыск

В этой игре ведущий описывает одного из участников игры, остальные должны угадать кто это, тот кто угадал, становится ведущим. (Развитие внимания).

Отгадай-ка

Ведущий описывает предмет, находящийся в группе (игрушка, книга, предмет мебели и др.) не глядя на него, остальные участники должны угадать о каком предмете идет речь. (Развитие памяти, внимания).

Нарисуй сказку

В данной игре дети рисуют картинки к придуманной сказке, на которые будут опираться при рассказе. (Развитие воображения).

Чепуха

На экране монитора воспитатель показывает картинки-нелепицы. Ребенку предлагается не только показать несоответствия, но и рассказать как должно быть на самом деле. (Развитие внимания, логического мышления).

Составь два рассказа

Данная игра перекликается с игрой «Где начало, где конец?», только дети составляют рассказы из двух наборов серийных картинок, которые даются ребенку вперемешку. Сначала нужно правильно разложить обе серии, а потом составлять рассказ. (Развитие логического мышления).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»

Конспектродительского собрания в старшей группена тему «Развитие речи старших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Вступительное слово воспи...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....

Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".

      Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...

ПАМЯТКА- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...