Открытые занятия для педагогов ДОО
план-конспект занятия по развитию речи


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка детский сад «Аленький цветочек»

Конспект

открытого занятия для педагогов ДОО

 по развитию речи

по сказке В.И.Даля «Лиса-лапотница».

  

Разработала воспитатель:

Османова С.Д.

Пыть-Ях

2017 год

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Физическое  развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

  Цели: развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя; связной речи - диалогической и монологической формирования словаря, воспитание звуковой культуры речи; умение слушать; отвечать  на вопросы.

      Задачи:

Образовательные:

  - активизировать употребление в речи названий животных и птиц.

  -  продолжать знакомить детей с русскими  сказками;

 -  учить строить развернутые высказывания по содержанию сказки; использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, характеризующие главного героя сказки.

-закрепить правильное произношение звука «С»;

-упражнять детей в умении слушать художественное произведение и отвечать на вопросы.

Развивающие:

- развивать артикуляционный аппарат посредством проговаривания чистоговорок ; 

-развивать   интонационную выразительность речи;

- обогащать словарь детей, развивать  связную  речь;

-совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы.

Воспитательные:

 -воспитывать эмоциональное восприятие иллюстраций, внимательное, осмысленное, отношение к рисункам;

-воспитывать доброе отношение друг к другу.

Здоровьесберегающие:

-  учить детей следить за своей осанкой;

-  продолжать развивать координацию движения.

Оборудование: картинки с изображением героев сказки  на фланелеграфе, игрушка лиса, ширма, солнышко для рефлексии, прищепки желтого цвета.

                                         Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Воспитатель:

 - Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей.  Давайте поздороваемся.

(Воспитатель входит в группу вместе с детьми, здоровается с гостями).

Дети:

Здравствуйте!

Воспитатель:

- Сегодня мы побываем в сказке.   Я знаю, что вы все любите сказки!
( Стоит ширма с надписью  «Сказка» и висит замок).
- А кому из вас хочется попасть в сказку? Чтобы попасть в сказку надо открыть этот замок. (Воспитатель  показывает  замок) и сделать упражнение для пальчиков.

2.Пальчиковая гимнастика «Замок»:

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

На замке бумажка с загадкой.

Воспитатель:

- Ой, ребята, посмотрите, тут какая-то записка. Посмотрим что там? (Воспитатель достает бумажку  и  предлагает отгадать загадку).

-Послушайте, про кого я загадаю загадку:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса
Кто это? ...(Лиса)!

- Правильно, дети, вот  лиса-краса! Пришла сегодня к нам в гости.

3. Чистоговорки. Развитие  артикуляционного аппарата посредством проговаривания чистоговорок со звуком «С».  

Воспитатель:

-  Давайте, ребята, расскажем  чистоговорку  для лисы, чтобы ей стало весело и приятно слышать про себя.

СА-СА-СА- это хитрая лиса.
СУ-СУ-СУ- и живет она в лесу.
СЫ-СЫ-СЫ-много дела у лисы.
СО-СО-СО-она крутит колесо.

Разложить все фигурки на столике.

Воспитатель

-Это герои  сказки, которую мы с вами вчера читали. А теперь давайте вспомни эту сказку. Как называется сказка? Кто ее написал?

Ответы детей.

4. Рассказ сказки с показом на фланелеграфе. Дети выходят и выставляют фигурки, отвечают на вопросы.

Воспитатель:

– Когда происходит действие в сказке?

– Что нашла лиса?

– На что лиса обменяла лапоть?

– Что лиса получила за курицу?

– Что дали лисе вместо уточки?

– Что дали лисе вместо гуся?

– Удалось ли лисе получить индюшку вместо гуся? Почему?

– Что дали лисе вместо индюшки?

– Почему лиса высунула хвост из норы?

– Какими словами можно описать лису?

– Кто из хозяев оказался самым умным?

– Почему другие хозяева отдавали лисе домашнюю птицу и кормили ее?

 5. Музыкально-ритмическое  упражнение «Лиса и зайцы» под музыку.

  Воспитатель и дети под музыку   выполняют движения, характерные для лисы и зайцев.

6. Развитие лексико-грамматического строя речи.  Игра «Один-много».

Воспитатель:

-Я сейчас буду вам показывать животное или птицу, а вы называйте детеныша, когда он один и когда их много. Например:  лиса-лисенок-лисята.

7.Рефлексия «Солнышко».

На столике лежит изображение солнышка, детям раздаются прищепки  жёлтого   цвета. Лучики-прищепки нужно прикрепить к солнышку и сказать понравилось  ли занятие, что   понравилось больше всего и т.д.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка детский сад «Аленький цветочек»

Совместная образовательная деятельность педагога и детей по развитию речи в старшей группе.

Тема: « В гостях у сказки»

Подготовила:

воспитатель первой категории

Османова С.Д.

город Пыть – Ях

2017год

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цель: Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произвольной стороны речи, связной речи, в различных формах и видах детской деятельности.

Задачи: Закреплять умение детей загадывать  друг другу загадки про овощи и фрукты, описывая их с помощью схем, выделяя существенные признаки, по описанию узнайте их.

Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Развивать умение составлять последовательный рассказ по серии картинок, упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине.

Упражнять детей в умение употреблять глаголы в настоящем времени.

Познакомить детей с картинками - небылицами, формировать умение замечать небылицы, нелогические ситуации в картинках, развивать умение объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Закреплять умение детей подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы - антонимы. 

Материал и оборудование: игрушки Буратино, Винни – Пуха, Мальвины, лисы Алисы, кота Базилио, зайчика, ежика, золой рыбки,  схемы для описания овощей и фруктов, предметные картинки, набор картинок с последовательно – развивающимся сюжетом, волшебная шляпа, набор картинок – небылиц, 5 золотых монет, золотой ключик, мыльные пузыри.

Содержание образовательной деятельности детей.

Сюрпризный момент: в гости к детям пришел Буратино и просит детей помочь ему: «Кот Базилио и лиса Алиса украли у меня золотой ключик от нашего театра. Они требуют 5золотых, а где мне их взять я не знаю. Я не знаю где их искать, как в сказку попасть. Ребята, помогите мне, пожалуйста, пойдемте вместе со мной, а то я без вас не справлюсь».

Дети закрывают глаза и произносят волшебные слова: «Волшебные ветры закружите, в сказку нас перенесите». Дети оказались в сказке, и видят следы воришек, по ним они и отправляются в путешествие.

1)Первого кого дети  встречают - Зайчик. Ребята рассказывают зайчику о беде Буратино и прося  помощи.

Зайчик  задает им задание: « Загадайте друг другу загадки про овощи и фрукты, описывая их с помощью схем, выделяя существенные признаки, по описанию узнайте их».

За правильно выполненное задание дети получают золотой и идут дальше по следам воришек.

2)Второго дети встречают ежика.

Он задает задание: « Придумайте предложения по картинкам, которые я вам раздам».

 За правильно выполненное задание дети получают золотой и идут дальше по следам воришек.

3) Третьей дети встречают - Золотую рыбку.

Она  задает задание: «Составьте последовательный рассказ по картинкам. Затем оденьте по очереди волшебную шляпу и скажите, что вы слышите на картине, что вы можете почувствовать обонянием».

За правильно выполненное задание дети получают золотой и идут дальше по следам воришек.

4) Четвертый - Винни – Пух, задает задание: « Дети, послушайте рассказ про моих друзей и вставьте пропущенные слова».

Рассказ: «Жили-были два брата-медведя Шустрик и Мямлик. Шустрик – веселый, всегда все успевал. Мямлик – очень медлительный, у него не хватало времени даже на любимые игры, поэтому он всегда грустил. Шустрик проснулся рано и уже встал с постели, а Мямлик еще только встает.

Шустрик уже одет, а Мямлик только…одевается.

Шустрик заправил кровать, а Мямлик только…заправляет.

Шустрик умылся - а Мямлик…умывается.

Шустрик почистил зубы – а Мямлик…чистит.

Шустрик позавтракал – а Мямлик…завтракает.

Шустрик пришел в детский сад – а Мямлик…еще идет.

Шустрик пообедал – а Мямлик…обедает.

Шустрик нарисовал – а Мямлик…рисует.

Шустрик оделся – а Мямлик…одевается».

За правильно выполненное задание дети получают золотой и идут дальше по следам воришек.

5) Пятый герой – Мальвина, задает задание «Небылицы»: « Дети посмотрите на картинки и объясните, что на них не так».

За правильно выполненное задание дети получают золотой и идут дальше по следам воришек.

6)Дети находят кота Базилио и лису Алису, отдают им 5 золотых и играют в игру « Скажи на оборот»:

Входить - ..., вбегать-…, прибегать-…, привозить-…,прилетать-…, приходить- …, подплывать-…, закрывать -…, вставать-…, говорить-…, мириться-…, надевать-…, одевать-…, кричать-…, нагревать-…, выходить-…, выбегать-…, убегать-…, увозить-…, улетать-…, уходить-…, отплывать-…, открывать-…, ложиться-…, молчать-…, ссориться-…, снимать-…, раздевать-…, молчать-…, охлаждать-….

За правильно выполненное задание дети получают золотой ключик.

Дети подходят к театру, открывают его, и там их встречает клоун с волшебной коробкой, в ней мыльные пузыри. Буратино благодарит ребят за помощь. Дети произносят волшебные слова и возвращаются в группу.

Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Вид деятельности: Развитие речи с элементами игровой деятельности.

Тема занятия: Путешествие по сказке «Гуси - лебеди».

Воспитатель: Османова С.Д.

Цель занятия: 1 часть: Помочь детям понять содержание сказки, усилить сопереживание с Машенькой и Ванюшей. Развивать речь детей, учить в ответах использовать текст сказки. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи, правильно согласовывать слова в предложении.

2 часть: Развивать умение детей: делать пирожки из соленого теста, работать со штампами, перебирать и отбирать крупные предметы от мелких, использовать в работе природный материал, составлять целое из частей. Развивать мелкую моторику рук. Формировать эстетическое восприятие, самостоятельность.

Материалы к занятию: куклы: Машеньки, Ванюши, Бабы Яги, ежика; картинки или макеты: печки, яблони, речки; лотки с рисом и фасолью, штампы, соленое тесто, маленькие ежики из пластилина по количеству детей, семечки, гуашь красного и желтого цвета, шнурки и макароны для бус.

Ход занятия: Звучит музыка в гостях у сказки.

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, какая сказочная музыка звучит, она приглашает нас в сказку. Вы хотите отправиться в сказочное путешествие? Тогда все вместе покружились и в сказке очутились. Ребята, прислушайтесь, мне кажется кто-то плачет. Давайте посмотрим, кто это может быть.

Дети смотрят по сторонам и видят куклу Машеньку. Она рассказывает детям свою историю: как уехали матушка и батюшка, как братца ей наказывали беречь, как забыла она родительское наказание и пошла со двора с подушками, гулять, а брата одного оставила, как налетели гуси-лебеди и унесли ее братца к Бабе Яге, а что теперь делать она и не знает.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что теперь делать Машеньке? ( Дети говорят, что нужно братца идти искать.) Правильно, давайте пойдем по дорожке, она нас обязательно выведет к дому Бабы Яги.

Дети отправляются в путь и подходят к печке.

Дети обращаются к печке, цитируя слова из сказки: Печка-матушка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка: Скажу я вам, да только с начало помогите и вы мне, Баба Яга наколдовала, что бы я никогда пирожки не могла печь, помогите, настряпайте-ка из теста пирожков да в печь поставьте, а я вам дорогу покажу.

Дети стряпают пирожки из соленого теста и ставят их в печь. Печка им показывает дорогу. Дети идут дальше и подходят к яблоне.

Дети обращаются к яблоне, цитируя слова из сказки: Яблонька - матушка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня им отвечает: Скажу я вам, да только с начало помогите и вы мне, Баба Яга наколдовала, что бы на мне яблочки ни когда не росли, помогите, нарисуйте-ка яблочки, а я вам дорогу покажу.

Дети рисуют штампами яблочки, а яблоня показывает дорогу. Дети идут дальше и подходят к молочной реке кисельные берега.

Дети обращаются к молочной реке кисельные берега, цитируя слова из сказки: Речка-матушка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Речка им отвечает: Скажу я вам, да только с начало помогите и вы мне, Баба Яга наколдовала: много камней накидала, помогите, камни большие уберите, а я вам дорогу покажу.

Дети перебирают рис и фасоль, убирая фасоль - камни , а речка показывает дорогу. Дети идут дальше и подходят к дому ежика.

Дети обращаются к ежику, цитируя слова из сказки: Ежик, ежик, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Ежик им отвечает: Скажу я вам, да только с начало помогите и вы мне, Баба Яга наколдовала, что бы у моих деток маленьких ежат не росли иголочки, сделайте им иголочки, а я вам дорогу покажу.

Дети делают иголочки ежатам из семечек, а ежик показывает дорогу. Дети идут дальше и подходят к избушке на курьих ножках, их встречает Баба Яга.

Дети просят ее отдать Иванушку, а Баба Яга против и задает задание: У меня были красивые бусы да вот беда, когда я на метле летала да людей пугала, порвались они, вот если вы мне бусы сделаете, тогда отпущу я Иванушку, а если не сделаете, то будет он у меня жить, щи да кашу варить.

Дети выполняют задание Бабы Яги, делают бусы из макарон и дарят их Бабе Яге. Бусы так понравились Бабе Яге, что она отпускает Иванушку и короткий путь домой показывает.

Дети возвращаются в группу и рассказывают, где они бывали и что они видали.

Вопросы к беседе:

  1. Почему нам помогла печка, яблоня, речка, ёжик? (Потому что мы помогла им всем.)
  2. Как помогла мы печке?
  3. Что мы сделала для яблони?
  4. Как мы помогла речке?
  5. Что хорошего сделали для нас речка, печка, яблоня? ( Они показали ей, где найти Иванушку.)
  6. Кого вам жалко в сказке? За кого вы болели?
  7. Кому мы хотели помочь в этой сказке?
  8. Вам понравилось наше путешествие? Чему вы обрадовались?

Воспитатель хвалит детей за хорошую работу и за помощь Машеньке.



Предварительный просмотр:

Вид деятельности: Развитие речи с элементами изобразительной деятельности.

Тема занятия: Рассказывание по картине « Кошка с котятами».

Воспитатель: Османова С.Д.

Цель занятия: 1 часть: Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта. Учить правильно соотносить названия животных и их детенышей, активизировать употребление в речи глаголов. Воспитывать интерес к рассказыванию.

2 часть: Продолжать работу с детьми новым видом лепки: мозаичная лепка. Учить скатывать двумя пальчиками небольшие по диаметру шары ( 3-5 мм ) и выкладывать их по контуру рисунка, украшать рисунок мелкими деталями. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение аккуратно пользоваться материалом. Воспитывать интерес к новому виду лепки.

Материал к занятию: картина « Кошка с котятами», клубок ниток, пластилин, дощечки для лепки, картон с изображением котенка размером 10 х15.

Ход занятия: Дети рассматривают выставленную на стенд картину, затем воспитатель задает вопросы.

Вопросы к беседе:

  1. Кто нарисован на картине?
  2. Что делает котята? ( Играют около мамы- кошки, а один играет с нитками.)
  3. Что делает рыжий котенок? ( Играет с клубком.)
  4. Какого еще котенка вы видите? ( Серого, пушистого)
  5. Что можно сказать про серого котенка? ( Он пьет молоко, лакает язычком молоко.)
  6. Посмотрите на кошку – маму, расскажите, какая она, как она смотрит на котят? ( Кошка большая, пушистая, лапки у нее белые. Она ласково смотрит на котят. Мама их жалеет, любит.)

Давайте вместе составим рассказ.

Эта картина называется… « Кошка с котятами». Кошка… большая, пушистая, ласковая, у нее белые лапки. Кошка – мама – белолапая. Лежит кошка на мягком коврике и следит … за своими котятами. Любит она их, смотрит ласково. Три котенка у кошки, все они разные. Рыжий котенок… весело играет с клубком ниток. Вот так . ( Воспитатель раскатывает клубок ниток по полу.) Серый котенок … лакает молоко из блюдца, а пестренький котеночек…свернулся и спит около мамы- кошки. Всем котятам хорошо и спокойно около мамы – кошки.

Кто из вас хочет рассказать о кошке и котятах? ( Отвечают 2-3 ребенка.)

У кого дома есть кошка или котята? Какие они? Как их зовут? Расскажите про них.

Физкультминутка из сборника Е.Железнова « Пальчиковые игры»: « Котята»:

У кошечки нашей есть 10 котят,                 Медленно сгибаем – разгибаем пальцы.

Сейчас все котята по парам стоят:              Прижимаем пальцы, а затем и ладони друг

Два толстых, два ловких,                             к другу.

Два длинных, два хитрых,                          Не разжимая ладоней, постукиваем пальца-

Два маленьких самых                                  ми друг о друга.

 И самых красивых

Воспитатель обращается к детям и предлагает сделать своими руками маленьких котят.

Порядок выполнения работы:

Перед детьми лежат нарисованные на картоне контуры котенка. Они должны выложить животное небольшими по диаметру шариками по контуру рисунка. Для этого отщипываем маленькие кусочки пластилина, скатываем их двумя пальчиками в шарик и прикрепляем к рисунку, таким образом можно выложить всю работу. В результате получается объемный рисунок мозаичной лепки.

В свободное время воспитатель предлагает детям описать свои работы, составив рассказ из 3-4 предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для педагогов СЗОУО в рамках Недели педагогического мастерства Тема: «Кто живет в лесу?»

Тема: «Кто живет в лесу?»Задачи: Развивать речь детей. Активизировать словарный запас. Закрепить название частей тела животных: уши, хвост, лапы.Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат д...

открытое занятие для педагогов-психологов ДОУ

Занятие проходило в рамках темы недели детского сада: "Животные морей и океанов".   Цель:·        Развитие познавательного интереса и словесно-логического ...

Конспект интегрированной НОД по теме: «машины специального назначения». Открытое занятие для педагогов

Занятие проводилось с детьми 4-5 лет (средняя гр.),дополнительно веде в этой группе кружок по ПДД.Цель: формировать у детей знания о правилах дорожного движенияЗадачи: закрепить с детьми дорожны...

"Сенсорная комната" Демонстрационное открытое занятие для педагогов во второй младшей группе в сенсорной комнате.

Открытое занятие направлено на формирование представлений у воспитателей о сенсорной комнате, ее оборудовании, методах и сферах его применения в детском саду...

Открытое занятие для педагогов по формированию временных представлений у дошкольников "Тик-так"

Самоанализ занятия образовательной области «Познание»Тема:  «Тик-так» Воспитатель: Султанова Лилия МаганавиевнаМБДОУ  ДСКВ №37 «Дружная семейка»,...

Открытое занятие с педагогами по теме: «Познай себя»

Цель данного занятия это расширение представлений педагогов о связи между психикой и телом, понимании важности языка тела и развитие чувствительности к невербальным средствам общения....

Открытое занятие для педагогов "Эмоциональное благополучие ребенка"

В рамках занятия рассмотрены следующие вопросы:1. теоретические основы проблемы эмоционального благополучия ребенка как основы его психологического здоровья2.  диагностические методики, позволяющ...