Проектная работа с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ «Зачем детям нужно знать пословицы о Родине?».
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Пушкарева Ирина Вильгельмовна

Чувство патриотизма – это взрослое чувство. Только повзрослев, мы осознаем, как близка нам наша Родина, как сильно туда тянет. Ощущение земли, на которой ты родился, как родины сплачивает граждан одного государства, сыновей одной матери-страны. И чем раньше человек осознает это, тем благостнее становится ему жить. Обучение пословицам о Родине детей помогает им раньше осознать себя, понять важность родной стороны. Современные дети плохо знают пословицы русского народа о Родине, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_poslovitsy_pushkareva_2020office_word_3_1.docx526.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Проектная  работа

«Зачем детям нужно знать пословицы о Родине?».

Автор:

МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» 2 корпус,

 подготовительная к школе группа

Руководитель: Пушкарева И.В.

воспитатель  

МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» 2 корпус

Югорск, 2020

Введение

В содержании ФГОСДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания, патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.  [1].

Чувство патриотизма – это взрослое чувство. Только повзрослев, мы осознаем, как близка нам наша Родина, как сильно туда тянет. Ощущение земли, на которой ты родился, как родины сплачивает граждан одного государства, сыновей одной матери-страны. И чем раньше человек осознает это, тем благостнее становится ему жить. Обучение пословицам о Родине детей помогает им раньше осознать себя, понять важность родной стороны. Современные дети плохо знают пословицы русского народа о Родине, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности. Пословицы учат людей доброте, честности, уважению к старшим, справедливости, мужественности, совестливости. Особая роль в воспитании этих качеств у человека принадлежит пословицам о Родине. [2].

Из вышесказанного можно вывести проблему: Детей необходимо учить  использовать  пословицы о Родине  в повседневной жизни. Тем самым способствовать нравственному и патриотическому воспитанию. Формировать не только уважение к традиционным ценностям, но и способствовать развитию личности в духе патриотизма. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

 Цель: Воспитание нравственно – патриотических чувств через изучение  пословиц о Родине, используя творческое мышление.

Задачи:

- Расширять представления о пословицах

- Активизировать мыслительную и речевую деятельность, расширять словарный запас;

- Формировать основы творческого мышления;

-Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну.

-Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

-  Развивать умение самостоятельно определять возможные методы решения проблемы.

Методы теоретического уровня: теоретический анализ печатных и электронных источников информации: периодических изданий, интернет - порталов; изучение и обобщение. Данные методы применяются с целью первоначального сбора информации по интересующей проблеме.

Методы эмпирического уровня: собеседование с детьми подготовительных групп дошкольного учреждения,

Данные методы позволяют расширить знания о проблеме и подойти к решению.

Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент «Создание морфологической таблицы»; анализ полученной информации; Выбор данных методов обусловлен практико-ориентированными особенностями дошкольного возраста с целью присвоения полученной  информации.

Тип проекта:

1. По количеству участников - индивидуальный;

2. По направленности: информационный,

3. По контингенту: 6-7 лет;

4. По продолжительности: краткосрочный

План реализации проекта:

1.        Выделение и постановка проблемы.

2.        Сбор материала.

3.        Анализ полученных данных.

4.        Получение продукта проекта

5.        Представление проекта.

Основная часть.

Анализ хода работы:

Выделение и постановка проблемы. Дети нашей группы знают мало   пословиц о Родине, поэтому практически ими не пользуются. Так как правильно не всегда  понимают их содержание и значение.

Поэтому мы задумались над тем, а как можно быстрей научиться запоминать пословицы, для  того чтобы увеличить познавательный интерес к своей Родине. Стимулировать широко, использовать их в повседневной жизни, формируя уважительное отношение к своей Родине. Для сбора информации мы обратились к таким источникам информации, как справочная литература, ресурсы сети Интернет. (Приложение 1.Фото 1).

            Мы провели   теоретический анализ печатных и электронных источников информации, выяснили,  что пословицы о Родине имеют разное назначение.

Получив данную информацию, решили узнать, какие пословице о Родине детям известны. С этой целью провели экскурсию в подготовительную и старшую группы, побеседовали с воспитанниками этих групп. Организовали интервью с целью выяснения  информации  о том,  как дети понимают содержание пословиц.

Были применены ряд методик:

Игры, с использованием ТРИЗ технологии. Игра "Хорошо-плохо". Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Игра «Камень, брошенный в пруд». Цель: учить детей подбирать слова, объединенные смыслом, правильно согласовывать их между собой, развивать воображение. Игра «Волшебный экран». Цель: воспитание нравственно – патриотических чувств. Игра «Сравни». Цель: воспитание нравственно – патриотических чувств.

Дидактические игры:  «Наша Родина». Цель: систематизация, расширение знаний детей о достопримечательностях, государственной символике России. «Флаг России» для детей 6–7 лет. Цель: формирование знаний о флаге и его символике цвета, развитие у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Продолжи пословицу. Цель: знакомить с устным народным творчеством «Жилище человека». Цель: закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны. Прививать любовь к родному дому, Родине.

Словесно-дидактические игры на тему: «Наша страна» Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице. «Мой адрес…». Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу, номер дома, номер квартиры, домашний телефон, этаж. Игра «Расскажи  о столице нашей Родины и её      достопримечательностях».Цель: закрепить знания детей о главном городе столицы России – Москва.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, самостоятельности, воображения в процессе совместной игровой деятельности.

Чтение, обсуждение, художественных произведений.

С. Баруздин «Слава», «Страна, где мы живём», «За Родину». С. Михалков «Моя улица» А. Митяев «Мешок овсянки». А. Прокофьев «Родина». З. Александрова «Дозор», «Родина». Цель: Формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста, воспитывать любовь к родной Отчизне

Картотека проекта. Проанализировав полученную нами информацию, мы приступили к практической части нашего проекта, а именно к изготовлению морфологической таблицы по признакам.

Морфологическая таблица представляет собой лист формата А2, в верхней части которой горизонтально  располагаются признаки: знание, мудрость, патриотизм, память. Слева располагаются объекты: пословицы, поговорки, стихи о Родине. (Приложение 2, фото 1).

Модель проекта. После того как была собрана  вся информация,  полученные в ходе проектной работы знания систематизировали и создали модель. В данной модели представлен алгоритм формирования образа пословицы о Родине через работу с признаками объекта: знание, мудрость, патриотизм, память.

Модель представляет собой символ образа пословицы о Родине  (символический образ в виде дерева), расположенную на листе формата А2 вокруг объекта расположены признаки, которые помогают раскрыть всю специфику и значение пословицы. Выделяются следующие виды признаков объекта (знание, мудрость, патриотизм, память). (Приложение 3, фото 1).

Продуктом проектной работы стала

Дидактическая игра  «Заколдованная пословица» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления  детьми, творчески мыслить, применяя символическую аналогию к  объекту.

Игра рассчитана для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: Закрепление  умения запоминать пословицу о Родине, обозначенной каким-либо символом.

Дидактическая задача: Совершенствовать умение обнаруживать скрытые зависимости и связи, мышление нестандартными образами.    

 - Развивающая задача: развивать память, творческое мышление

- Воспитательная задача: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.  

Игровые действия: поиск нужных объектов.

Игровые правила: Найти карточку с символом, который поможет восстановить пословицу.

Игровой материал:  6 карточек, с изображением символов пословиц (хлеб, золото, гнездо, сердце, соловей, огонь);  6 карточек с началом пословиц (родной край – сердцу рай; человек без Родины, что соловей без песни; глупа та птица, которой своё гнездо не мило; дым отечества светлее чужого огня; на чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость; и пылинка родной земли – золото.

Педагог ребенку дает карточку  с началом пословицы. Ребенок должен найти карточку с символом, который поможет восстановить пословицу. Ребенок определяет, какой символ соответствует данной пословице. Объясняет свое решение. По мере «расколдовывания» пословиц под каждой  помещается соответствующий символ. (Приложение 4, фото 1).

Презентация проекта прошла в подготовительной к школе группе, где ребята очень заинтересовались темой нашего проекта. (Приложение 5, фото 1).

Результаты и выводы:

В результате нашего исследования мы узнали, что очень важно увеличивать познавательный интерес к использованию и употреблению  пословиц о нашей Родине и стимулировать речевую компетентность таком нравственно-патриотическом направлении как «Наша Родина».

Проектная работа позволила повысить интерес к познавательной сфере, способствовала  обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи.

В процессе исследования были усвоены разные способы получения информации. В том числе и с использованием ТРИЗ технологии. Реализована возможность проявить умения в индивидуальной деятельности.

Характеристика перспектив дальнейшей работы над темой:

В дальнейшем планируем, продолжить исследование в данном нравственно-патриотическом направлении, через создание картотеки пословиц при помощи мнемодорожек.

Библиографический список

  1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.  Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 17. 10. 2013. №1155. г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
  2. Сидорчук Т.А. Я познаю мир. Методический комплекс по освоению детьми способов познания. - АО «Первая Образцовая типография»,  2015.
  3. В.И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа». Москва. 2009
  4. Н. Богданов «Хорошие пословицы» Изд. «Детская литература», 2005
  5. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12281936922597622626&parent-
  6. http://invirostov.livejournal.com/133903.html

Приложения

Приложение 1

20201106_140013.jpg

Рис.1

Приложение 2

C:\Users\Снегурочка\Desktop\200089400596_271728.jpg

                                                                                                                              Рис.1

                                                                                                                                Приложение 3

C:\Users\Снегурочка\Desktop\200117400431_181916.jpg

                                                                                                                                                  Рис.1

Приложение 4

C:\Users\Снегурочка\Desktop\200069800351_414803.jpg

                                                                                                                                         Рис.1

Приложение 5

20201109_105301.jpg

                                                                                                                Рис.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Использование технологии ОТСМ - ТРИЗ в обучении детей игре в шахматы"

   Шахматы - это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас - одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искус...

Проектная работа с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ «Лук от семи недуг».

Введение.Пища 3-4 летнего ребенка это смешанный стол: молоко, мясо, рыба, яйца, овощи   и фрукты, хлеб. В принципе это вполне соответствует составу «взрослого» стола.Если что-то ...

Проектная работа с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ "Удобные сапожки одели наши ножки"

Из опыта работы замечаем, что современная детская обувь красивая, но не всегда подобрана молодыми родителями с учетом анатомических и физиологических особенностей стопы ребенка. А также замечаем,...

Проектная работа с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ "Польза стакана молока"

Пища 2-3 летнего ребенка это смешанный стол: молоко, мясо, рыба, яйца, овощи   и фрукты, хлеб. В принципе это вполне соответствует составу «взрослого» стола.Если что-то из этого ...

Проектная работа "Секреты хантыйских и мансийских сказок" с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.

Сказки народов манси и ханты очень интересны, красивы, познавательны. Тема сказок разнообразна, но в каждой из них отражена жизнь народа, мудрость народа, его мечты. В мансийских и хантыйских сказках,...

Проектная работа «Мир русских сказок и былин» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.

Целью проекта является формирование представлений у детей о сходстве и различии русских сказок и былин....

Проектная работа «Удивительный животный мир Югры» с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ.

Актуальность проекта. Состоит в том, чтобы познакомить детей с многообразием животного мира Ханты- Мансийского автономного округа, характерными признаками внешнего вида, подвести к тому, что прир...