Звуковая мозаика
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Скрябина Елена Владимировна

Полифункциональное пособие «Звуковая мозаика»

Цель игры:

Развитие мышления дошкольника через формирование фонематических процессов.

Задачи:

1.Развитие фонематического восприятия:

  • умение вслушиваться в звучание слова,
  • определять наличие или отсутствие звука,
  • место звука в слове,
  • дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости,
  • активизация и обогащение словаря, словесное оформление своего выбора (решения задания).

2. Развитие процессов мышления:

  • сравнивать цвета,
  • комбинировать и составлять узоры,
  • умение рассуждать и делать выводы.

3. Развитие конструктивных способностей.

4. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность, умение общаться, слушать, действовать совместно с другими, аккуратность, стремление оказывать друг другу помощь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию полифункционального пособия «Звуковая мозаика»

Цель игры:

Развитие мышления дошкольника через формирование фонематических процессов.

Задачи:

1.Развитие фонематического восприятия:

  • умение вслушиваться в звучание слова,
  • определять наличие или отсутствие звука,
  • место звука в слове,
  • дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости,
  • активизация и обогащение словаря, словесное оформление своего выбора (решения задания).

2. Развитие процессов мышления:

  • сравнивать цвета,
  • комбинировать и составлять узоры,
  • умение рассуждать и делать выводы.

3. Развитие конструктивных способностей.

4. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность, умение общаться, слушать, действовать совместно с другими, аккуратность, стремление оказывать друг другу помощь.

Формы проведения занятий

Подгрупповая, индивидуальная.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

Основные принципы работы 

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  • системность;
  • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;
  • развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
  • вариативность содержания и форм проведения занятий;
  • наглядность.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие   

Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка, сенсорное развитие.

Социально - коммуникативное развитие  

Развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Речевое развитие  

Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции, развитие литературной речи

Художественно - эстетическое развитие  

Развитие продуктивной деятельности детей, развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук.

Ход игры:

Для проведения игровых занятий вам будет нужен картон различных цветов. Жетоны представляют собой квадраты 3 х 3 см. обозначающие определенный звук (зеленый - [З], синий - [С] и т.п.). Кроме цветного картона, вам потребуется три листа с начерченными сетками в 9 (3 х 3), 16 (4 х 4) и 25 (5 х 5) квадратов. Квадраты на листах такого же размера, что и жетоны. Ребенок выкладывает определенный узор мозаики, ориентируясь на конкретные звуки в словах, которые произносит педагог.

Звуки твёрдые и мягкие

Лист 3х3. Жетоны синего цвета, квадратные и круглые.

Слушай внимательно, (С или СЬ) звучит в слове, и выбирай правильный жетон.

Слова: соль, сахар, семечки, посёлок, лось, сад, осёл, песок.

Звуки твёрдые и мягкие

Лист 3х3. Если в слове есть мягкий звук, обозначай это слово синим жетоном, если нет – коричневым.

Слова: гном, стон, соль, сталь, закон, мебель, стакан, смех, мех, муж, полька, горох, пресс, клюква, шторм, жираф.

Звуки Г и ГЬ, К и КЬ.

Лист 4х4. Жетоны голубые, оранжевые , «окно».

Слова: гимн, погон, крошка, хмурый, гром, покрышка, папаха, загон, погром, мех, люк, грим, хор, трюк, глина, рога.

Звуки З и ЗЬ, С и СЬ.

Лист 4х4. Жетоны зелёные и синие.

Слова: сок, стан, воск, зуб, сытый, сон, звон, вазелин, василёк, пузырёк, арбузы, мост, забота, роза, восемь, кокос.

Определение конечного звука в словах.

Лист 3х3. Жетоны алого и оранжевого цветов. Оранжевые жетоны назовите «квадраты цвета осени».

Слова: кино, молоко, пальто, стена, окно, парта, звезда, метро, река.

Определение конечного звука в словах.

Лист 4х4. Жетоны малиновые и голубые. Голубые жетоны назовите «квадраты цвета неба».

Слова: сом, гном, стон, слон, ком, клоун, лом, закон, сон, паром, загон, дом, бутон, батон, гром, шлем.

Звуки   Ж и Ш.

Лист 3х3. Жетоны жёлтые, окно.

Слова: кожа, жук, сторож, железо, сюжет, морж, пожалуйста, шарик, пошёл.

Звуки  Ж и Ш.

Два листа 3х3. Заполняются сразу оба. На одном жетоны жёлтые, на другом – «шарики».  Первые ряды: звуки Ж или Ш в начале слова; вторые ряды звуки Ж или Ш в середине слова; третий ряд в конце.

Слова: шум, жук, багаж, крыжовник, нож, мышь, жаба, шарик, жёлудь, каша, кружева, этажерка, машина, крыша, школа.

Звуки Г, М, Л

Лист 4x4.

Цвет жетонов: лимонный, малиновый, неба.

Слова: гол, муха, мама, нос, пончик, лента, салют, дом, люк, сон, парень, слюда, сумка, лес, село, нитка.

Определение первого звука в слове (лист 3х3). Жетоны жёлтые и зелёные.

Слова: забор,  жук, замок, жаба, железо, жираф, замок, жар – птица, золото.

Определение первого звука в слове (лист 3х3). Жетоны красные и синие.

Слова: компот, сад, конверт, самовар, корзина, салат, кошка, свёкла, кино.

Определение первого звука в слове (лист 4х4). Жетоны синие, красные, жёлтые, зелёные.

Слова: свистеть, жарить, кашлять, закрывать, желать, кипятить, зевать, синеть, ковырять, занимать, скучать, жмуриться, заикаться, сидеть, жевать, клевать.

Определение первого звука в слове (лист 4х4). Жетоны зелёные, красные, чёрные.

Слова: заболеть, кормить, чистить, забывать, каркать, чирикать, завивать, кудахтать, чесать, зевать, кусать, чихать, заикаться, копать, читать, замерзать.

Определение первого звука в слове (лист 5х5). Жетоны чёрные, красные, зелёные, синие.

Слова: черепаха, корыто, забор, жаворонок, свет, король, зной, железо, свечи, чемодан, зонт, жук, свитер, черника, космос, желе, свинья, черепаха, знамя, солнце, чиж, крапива, зима, жираф…

Звук И.   

Лист 4х4. Жетоны коричневые и зелёные.

Слова: люк, литр, пир, кефир, лифт, книга, шоссе, дом, миг, базар, небо, рис, доктор, ночь, тир, сила.

Звук Э.

Лист 5х5. Жетоны коричневые и белые.

Слова: цель, мост, герб, экран, штора, музыка, белый, этаж, алый, шесть, железо, соль, мэр, дело, сажа, коза, небо, лимон,  песня, варенье, гусь, таблетка, белка, пламя.

Звук У.

Лист 5х5. Жетоны коричневые и фиолетовые.

Слова: осень, звук, астра, шнур, жизнь, пункт, пуск, игра, люк, улей, март, май, июнь, апрель, зверь, жук, зуб, заяц, утюг, улица, ослик, уголь, ива, изумруд, шелест.

Звук  Ы.

Лист 5х5. Жетоны розовые и жёлтые.

Слова: стол, стул, мышь, блин, клин, рис, дым, риск, мыло, рост,    

рысь, лось, волк, гном,  прыжок,  рыба, белка, грыжа, камин, сыр,

 порт, рыжий, сахар, клык, гром.

Вариант 1

 В состав игры входят сетка 9 (3 х 3)  квадратов. Квадратное поле с цветным изображением. Квадраты – жетоны желтого и зелёного цветов.

Детям предлагается посмотреть на цветное изображение в течении 5 секунд, а затем выложить его у себя на карточке сетке.

C:\Users\Asus\Desktop\игры конкурс\IMG_20200127_205308.jpg           

Вариант 2

В состав игры входит: квадратные фишки и круглые. Воспитатель предлагает детям определить мягкий и твёрдый звук.

Лист 3х3. Жетоны синего цвета, квадратные и круглые.

Слушай внимательно, (С или СЬ) звучит в слове, и выбирай правильный жетон. Слова: соль, сахар, семечки, посёлок, лось, сад, осёл, песок.

C:\Users\Asus\Desktop\игры конкурс\IMG_20200127_194519.jpg

Вариант 3

В состав игры входит: квадратные фишки двух контрастных цветов, карточки со схематичным изображением предметов, квадратное поле, состоящее из 25 квадратиков.

Описание игры

Воспитатель: «Сегодня мы с вами будем различать звуки «С - Ш». Перед вами фишки светлые и тёмные. Я буду называть слова. Если в слове звук «С», вы выкладываете светлую фишку, если звук «Ш» - тёмную. Фишки нужно выкладывать близко друг к другу, в каждом ряду по 5 фишек, всего 5 рядов. Кто будет внимательно меня слушать, у того в конце получится картинка.

Слова для дифференциации звуков «С-Ш» (картинка кораблик):

1 ряд: солнце, сок, пляж, шхуна, краски

2 ряд: песок, сарафан, штиль, паста, сон

3 ряд: сандалии, абрикос, шоколад, свисток, носки

4 ряд: шутка, шлем, кошелёк, каштан, шорты

5 ряд: смех, шляпа, каша, шкаф, свет


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Звуковая мозаика» Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста Автор: воспитатель группы компенсирующей направленности ГБДОУ детский сад № 39 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга Скрябина Елена Владимировна

Слайд 2

Игра «Звуковая мозаика ». Цель игры Развитие мышления дошкольника через формирование фонематических процессов. Задачи 1.Развитие фонематического восприятия умение вслушиваться в звучание слова о пределять наличие или отсутствие звука м есто звука в слове д ифференцировать звуки по твёрдости и мягкости. Активизация и обогащение словаря, словесное оформление своего выбора (решения задания). 2. Развитие процессов мышления с равнивать цвета к омбинировать и составлять узоры у мение рассуждать и делать выводы. 3. Развитие конструктивных способностей .

Слайд 3

Научить различать цвета поможет такая игра . На столе разложить жетоны, необходимые для со­ставления данного узора. Называя цвет, прикасай­тесь к жетону такого же цвета; одновременно к это­му жетону должен прикоснуться ребенок. Предна­меренно и неожиданно опустите руку не на тот жетон, цвет которого назвали. Ребенок же не должен сбиться, а показать правильный жетон .

Слайд 4

«Запомни и повтори рисунок» Схемы ребенок может составлять при по­мощи жетонов и мелких пуговиц-игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мелкой моторики. Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру. Перед тем как начать выкладывать узор, убе­дитесь, что ребенок знает названия цветов.

Слайд 5

Звуковой анализ — это: 1 . определение порядка звуков в слове; 2 . выделение отдельных звуков; 3 . различение звуков по их качественным ха­рактеристикам ( гласный - согласный, твердый - мягкий ). Учим детей замещению звука цветом

Слайд 6

Как это делать? Определение первого и последнего звука. Определение твёрдых и мягких звуков. Педагог называет слово, интонационно выделяя первый звук. Воспитанник определяет, какой это звук и кладет на игровое поле соответствующий квадрат.

Слайд 7

А потом усложняем… Наша речь, слова, которые каждый из нас про­износит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Буквы услышать невозмож­но. Буквы можно писать и читать. У каждого звука своя буква.

Слайд 8

Научить различать звуки поможет эта игра. Я буду называть разные слова. Если слово начинается со звука «З» клади жетон зелёного цвета, если со звука «Ж» клади жетон жёлтого цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, с начала верхний ряд, потом второй, затем третий. Если ты будешь внимательно слушать слова и правильно подбирать жетоны нужного цвета, у тебя получится красивый узор . Определение первого звука в слове (лист 3х3 ). Жетоны жёлтые и зелёные. Слова: забор, жук, замок, жаба, железо, жираф, замок, жар – птица, золото.

Слайд 9

Определение звука У ( лист 5х5). Если услышишь звук «У» клади жетон фиолетового цвета, если звука «У» нет клади жетон коричневого цвета Жетоны коричневые и фиолетовые. Слова: осень, звук, астра, шнур, жизнь, пункт, пуск, игра, люк, улей, март, май, июнь, апрель, зверь, жук, зуб, заяц, утюг, улица, ослик, уголь, ива, изумруд, шелест.

Слайд 10

Вывод: Игра способствует сравнению, обогащению, анализу, синтезу мыслительных процессов через развитие речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по развитию речи для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Звуковая мозаика»

Пояснительная записка.Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в во...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА "ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА"

Презентация-игра «Звуковая мозаика», направлена на определение места заданных звуков в словах (в начале, в середине, в конце слова).АВТОРСКАЯ ИГРА...

Коррекционно-развивающая образовательная программа по подготовке детей к обучению грамоте "Звуковая мозаика"

КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ...

Программа " Звуковая мозаика"

quot; Звуковая мозаика "...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Звуковая мозаика» Направленность: социально-педагогическая

Овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста, обеспечение своевременного и полноценного речевого и психического развития.Формирование  речевой готовности ...