Особенности речевого развития для детей 4-5 лет
консультация по развитию речи (средняя группа)

Петракова  Оксана  Александровна

Рассмотрим, как у детей в эти года формируется:

  • словарный запас;
  • грамматический строй;
  • связность речи.

В 4–5 лет запас слов ребенка расширяется до 3000. Он уже лучше излагает мысли. Так как появляется много неологизмов, малыш делает ошибки в словообразовании. Но, постепенно усваивается правильное употребление. Наблюдается тяготение детей к рифме. Поэтому упражнения с заучиванием маленьких стишков придутся кстати. Появляются прилагательные, наречия, местоимения, собирательные существительные и прочее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_doma.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития

Рассмотрим, как у детей в эти года формируется:

  • словарный запас;
  • грамматический строй;
  • связность речи.

В 4–5 лет запас слов ребенка расширяется до 3000. Он уже лучше излагает мысли. Так как появляется много неологизмов, малыш делает ошибки в словообразовании. Но, постепенно усваивается правильное употребление. Наблюдается тяготение детей к рифме. Поэтому упражнения с заучиванием маленьких стишков придутся кстати. Появляются прилагательные, наречия, местоимения, собирательные существительные и прочее.

В основном употребляются простые распространенные предложения. В то же время ребенок использует в речи, распространенные и сложные. Это также сопровождается грамматическими ошибками. В 4 года речь ребенка характеризуется живостью, подвижностью, но и неустойчивостью.

Происходит освоение связной монологической речи.

Чтобы развитие было правильным, взрослые должны следить за языком. Им нужно говорить содержательно, спокойно и не торопясь. Ведь для детей они образец для подражания.

Уровень речевого развития у каждого ребенка разный, со своими особенностями. Но выделяют общие признаки, считающиеся нормой для детей 4–5 лет.

Игры и упражнения на артикуляцию

За логопедической помощью обращаются, когда есть проблемы в постановке звуков. Однако какими бы плодотворными ни были занятия со специалистом, большая часть ответственности за речевое развитие лежит на родителях. После того как через обследование была выявлена задержка речи, логопед направляет лечение в нужную сторону и подсказывает упражнения, которые включают в занятия.

Вот несколько из них в форме игры. Такие упражнения выполняются детьми гораздо эффективнее.

  • Варенье: ребенка просят представить, что он съел много варенья, и оно осталось у него на верхней губе. «Варенье» облизывают широким языком сразу по всей поверхности губы.
  • Лопатка: малыш представляет, что его язык — большая лопата. Его вытягивают и располагают на нижней губе. Задержка длится до 15 секунд.
  • Лошадка: ребенок представляет, что он лошадка, и топает, а язычком — цокает.
  • Иголка: на этот раз язык представляют в виде иголки и вытягивают его узким, удерживая до 15 секунд.

Такие несложные задания в виде игры сделают занятия, а вместе с ними и лечение, увлекательными и интересными.

Игры, упражнения и мультики на развитие речи для детей 4–5 лет

Лучше освоить грамматический строй и связность речи помогают игры и занятия для речевого развития. Вот несколько вариантов.

  • Словарный запас расширяют благодаря такой игре: бросая мяч, взрослый задает ребенку вопросы (Что бывает длинным, круглым, колючим, высоким), а тот, возвращая мяч, отвечает.
  • То же делают во время игры для развития умения образовывать ласкательные существительные. Малышу говорят слово и просят образовать из него уменьшительное.
  • Также предлагают называть цвета, антонимы, и разгадывать загадки.
  • Все детки любят в этом возрасте мультики. Им отводится отдельная роль. Есть специальные развивающие мультики, где закрепляются азбука, счет, цвета и прочее. Они также полезными для речевого развития.

Рассмотрим, какие лучше выбрать мультики.

  • В первую очередь выбирают добрые мультики, где закладываются правильные жизненные ценности.
  • Персонажи у них положительные, но в то же время не идеальные, чтобы у ребенка не возникало чувство вины за недостатки.
  • Мультики выбирают отличного качества по изображению и звуку.
  • Желательно, чтобы не акцентировалось внимание на различии полов. Мальчики и девочки в эти года играют в одинаковые игрушки и смотрят одинаковые мультики.

Речь ребенка зависит от родителей

Важно понимать, что малыш перенимает опыт окружающих. Таким образом, вопрос речевого развития напрямую зависит от среды, где он растет. Если задержка явная, то лучше, чтобы лечение легло на плечи логопеда.

Но как бы там ни было, общение с родителями остается на первом месте для детей любого возраста, в том числе и в 4–5 лет. Играйте с детьми, выполняя логопедические упражнения, и помогайте им развиваться. Тогда у них не возникнет проблем с речью, а общение со сверстниками и взрослыми станет спокойным и гармоничным.
Целесообразно задавать дошкольникам вопросы типа:

«Можно ли так сказать? Почему? Как сказать по - другому?».

 Говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнении значений слов, точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи. Для этого нужно постоянно проводить специальные лексические игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.

 Можно предложить детям закончить предложение, начатое родителем:

дождик вымочит, а солнышко... (высушит); ночью темно, а днем... (светло); арбуз сладкий, а лимон … (кислый).

 Детям даются задания на нахождение синонимов к глаголам: кушать- есть, отыскать-найти, зябнуть-мёрзнуть, шалить-баловаться и т.д.

Можно дать более сложное задание - закончить предложение, выбрав близкое по значению прилагательное: мальчик молчаливый, а девочка… (неразговорчивая); вчера был день тёплый, а сегодня…(жаркий).

Эти упражнения хорошо сочетать с заданиями по подбору многозначных глаголам и прилагательным существительных, например: кто и что бежит, ползёт, летит, растёт, плывёт; кто и что может быть горячим, жарким, тяжёлым, лёгким, крепким и т.д.

 Попросите ребёнка назвать какой формы предмет: круг…(круглый); какой лист? (калиновый); чей хвост? (собачий); из чего сделан предмет (дерево-деревянный).

Ребенок должен выбрать правильный ответ из предложенных, чтобы закончить фразу:

- «У сапога всегда есть ...» (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);

- «В теплых краях обитает ...» (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень);

- «В году ...» (24, 3, 12, 4, 7 месяцев) и др.

формирование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

Требуется объединить в одну группу и назвать для нее обобщающее слово, исключив лишнее понятие:

- тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;

- река, озеро, море, мост, болото;

- кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и др.

развитие способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Ребенок должен по аналогии с образцом подобрать пару к предложенному слову. Например:

- огурец - овощ, георгин - ... (сорняк, роса, садик, цветок, земля);

- учитель - ученик, врач - ... (кочки, больные, палата, больной, термометр);

- огород - морковь, сад - ... (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы) и др.

формирование умения обобщать.

Требуется назвать обобщающее слово к каждой паре понятий. Например,

- метла, лопата - ...;

- окунь, карась - ...;

- лето, зима - ... и др.

Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.

Важно развивать грамматические навыки (изменение слов по родам, числам, падежам), навыков словообразования (образование одного слова от другого: красный-краснеть; жёлтый-желтоватый; приклеить-отклеить; стул-стульчик; бумага-бумажный; дом-домик, домашний, домовой), синтаксические навыков (построение простых и сложных предложений).

Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде и числе проводиться в следующих играх:

«Чего не стало?» (дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа «не стало цыплят», «нет яблок»)

«Прятки» (активизация пространственных предлогов в, на, за, под, между, около) одновременно подводит ребёнка к усвоению падежных форм.

Развивая умения соединять слова в словосочетаниях и строить разные типы предложений, можно использовать игровые сюжеты на составление предложений по картинам, демонстрируемым действиям и воображаемым ситуациям. Важно научить детей механизму словообразования и умению им пользоваться.

Дети могут от исходного слова подобрать словообразовательное гнездо (снег-снежинка, снежный - снеговик). В игровой форме следует проводить работу по образованию звукоподражательных глаголов (воробей «чик-чирик» - чирикает, утёнок «кря-кря» - крякает).

В рамках развития связной речи родителям следует побуждать детей к беседам (учить спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику).

Для этого можно использовать беседы с детьми на разные темы, связанные с жизнью ребёнка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересам и впечатлениям. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста. Необходимо предусмотреть работу с детьми, направленную на формирование умений составлять:

Предложения по картинкам.

Рассказ по сюжетной картинке

Рассказ по серии картинок

Рассказ по опорным словам и предложениям

Пересказ

Рассказ о каком-либо запомнившемся ребёнку празднике, фильме или событии

Одним из важнейших условий для коррекции речи ребёнка является повышение речевой культуры родителей и полноценное речевое общение в семье. Взрослым необходимо постоянное помнить о том, что их речь является образцом для ребёнка. Поэтому к речи взрослых представляются высокие требования:

содержательность;

лексическая, фонетическая, грамматическая правильность;

смысловая выразительность;

неторопливость;

хорошая дикция;

соблюдение правил речевого этикета;

соответствие слова взрослого его делам.

Необходимо учить детей говорить спокойно, без крика, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь терпеливо выслушивать других. Учить детей замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их.

Дети должны чаще слышать и использовать в своей речи общепринятые выражения: «Доброе утро», «Спасибо», «Пожалуйста», «До-свидания», «Будьте здоровы». Задавая вопросы ребенку, нужно дать ему подумать, не торопясь отвечать самостоятельно, так как важно обеспечить его речевую активность.

Важно находить время и регулярно проводить занятия для детей и тогда успех не заставит себя ждать. Вот несколько правил, которые необходимо соблюдать, работая над правильным произношением ребенка.
Что нужно делать
 создать в доме благоприятную атмосферу, всегда говорить четко и правильно, избегать ссор между родителями в присутствии малыша
 беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать, 

не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме
 развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук
 следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу
 объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках
 задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом
Чего делать нельзя
 искажать звукопроизношение - «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком при общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами
 наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития у детей.

В современной психологии выделяются два типа нормального развивающихся с точки зрения речи детей: говоруны и молчуны.«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру....

Родительское собрание "Особенности речевого развития у детей старшего возраста"

Презентация на родительское собрание тема "Особенности речевого развития у детей старшего возраста". Рассказать о направлениях по которым ведется работа в группе по развитию речи....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития у детей 2-3 лет"

Консультация для родителей " Особенности речевого развития у детей 2-3 лет"...

Тема "Особенности речевого развития у детей воспитывающихся в доме ребенка"

Речевое развитие может происходить только в тесном контакте ребенка со взрослым....

Особенности речевого развития у детей раннего возраста

Особенности речевого развития у детей раннего возраста...

Особенности речевого развития у детей с РАС

Речевые расстройства у детей с РАС значительно варьируются по степени тяжести и по своим проявлениям....

Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития.

Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития. Современный этап развития образования характеризуется усилением внимания к актуальнейшей проблеме предупреждения и преодол...