Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: рассматривание картины «В весеннем парке» из сборника «Круглый год» Н.В.Нищевой с использованием технологии ТРИЗ.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Выговская Эльвира Раисовна
Цель: Учить детей внимательно рассматривать картину, рассказывать о ее содержании, развитие умения детей составлять творческие рассказы по картине. Задачи: - формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине; - формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием; - формировать умение детей пространственной ориентировке на картине; - формировать умение моделировать композицию картины на плоскости ковра ( в зеркальном варианте); - упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия; - упражнять в составлении фантазийных рассказов от 1-го лица; развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами; - упражнять в составлении описания восприятия картины органами слуха; - расширять и активизировать словарь детей; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; - активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения; - продолжать воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. Образовательные: Учить детей внимательно рассматривать картину, рассказывать о ее содержании. Развивающие: Развивать связную речь. Развитие зрительного внимания, мышления. Развивать умение видеть и понимать выразительные средства, которые использовал художник. Развивать художественно-образное видение. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать интерес к живописи. Вызвать эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин. Интеграция: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия в старшей группе по теме:

 рассматривание картины «В весеннем парке» из сборника «Круглый год» Н.В.Нищевой с использованием технологии ТРИЗ.

Воспитатель МАДОУ Детского сада №125

Выговская Эльвира Раисовна.

Цель: Учить детей внимательно рассматривать картину, рассказывать о ее содержании, развитие умения детей составлять творческие рассказы по картине.

Задачи:

- формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;

- формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием;

- формировать умение детей пространственной ориентировке на картине;

- формировать умение моделировать композицию картины на плоскости ковра ( в зеркальном варианте);

- упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия;

- упражнять в составлении фантазийных рассказов от 1-го лица; развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;

- упражнять в составлении описания восприятия картины органами слуха;

- расширять и активизировать словарь детей; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки;

- активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;

- продолжать воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Образовательные:

Учить детей внимательно рассматривать картину, рассказывать о ее содержании.

Развивающие:

Развивать связную речь.

Развитие  зрительного внимания, мышления.

Развивать умение видеть и понимать выразительные средства, которые использовал художник.

Развивать художественно-образное видение.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать интерес к живописи.

Вызвать эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин.

Интеграция:

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие;

Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.

Предварительная работа: Чтение стихов и рассказов о весне, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке, слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года».


Оборудование:

Картина «В весеннем парке» из сборника «Круглый год» Н.В.Нищевой.

Предметные картинки со схематичным изображением объектов.

Подзорная труба из бумаги для каждого ребенка.

П.И.Чайковский  цикл «Времена года. Март».

Ход ООД:

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро – при встрече здороваться:

«Доброе утро!»

«Доброе утро!» солнцу и птицам.

«Доброе утро!» улыбчивым лицам.

 У нас сегодня много гостей, давайте  поприветствуем их.

- Ребята, какое сейчас время года? (Весна)

- Правильно. А давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо».

Например: Весна – это хорошо, потому что много солнца.

Весна – это плохо, потому что часто идут дожди. И т.п. (ответы детей)

Правильно, ребята. Какие вы у меня молодцы, какие дружные.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики. (пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики. (ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинаем мы считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями)

Нахождение объекта и определение его местонахождения на картине. Игра «Я вижу».

-Ребята, к нам пришел волшебник «Я вижу» и принес картину, посмотрите на неё. Давайте присядем на стульчики, спинки ровные, ножки аккуратно поставили. И чтобы ваши глазки были зоркими, давайте сделаем упражнение.

Гимнастика для глаз.

«Глазкам нужно отдохнуть.»  (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»  (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка).

Молодцы. Давайте возьмем подзорную трубу и перечислим объекты, которые находятся на ней. У каждого объекта есть своё место на картине. Называйте его. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных объектов. Будем отвечать по очереди, поднимаем руку и никто не перебивает. (по мере называния объектов выставляются предметные картинки с их схематичным изображением). Например, я вижу на переднем плане лужу. И т.д.(Ответы детей)

Создание текстов на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств. Игра «Я слышу».

К нам пришел волшебник «Я слышу». Давайте сделаем гимнастику для ушек, чтобы бы они все-все звуки услышали.

Гимнастика для ушей.

Кто мне скажет, какие звуки он слышит на картине? (ответы детей. Например, я слышу смех детей. И т.д.)

Игра «Ожившая картина».

Молодцы. А сейчас мы отдохнём и поиграем в игру «Ожившая картина». Возьмите на столе пригласительные билеты (Дети выбирают картинки со схематичным изображением объектов картины. По команде картина ожила, нужно занять место на ковре).

(включается музыка П.И. Чайковского «Времена года. Март)

- Внимание!

Картина ожила раз,

картина ожила два,

ожившая картина замри. (дети занимают места)

- Молодцы, ребята. Вы быстро заняли свои места. Расскажите нам о том, кто вы и где находитесь?  Один, два, три, ожившая фигура, говори. (Ответы детей. Например, я цветок, меня держит в руках девочка в красном пальто)

Молодцы. (собираю картинки). А сейчас немного отдохнём. Встаём в круг.

Физкультурная минутка: «Во дворе растет подснежник»

Во дворе растет подснежник

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

Рядом, с ним, другой похожий,

К солнцу тянется, он тоже. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперед,

А потом наоборот.  (Вращение прямых рук вперед и назад)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место (Дети садятся)

Пространственная ориентировка на картине. Игра «Да-нетка».

Воспитатель: Ребята, вы любите играть в прятки? (ответы детей)

Я научу вас играть в прятки на картине с помощью игры «Да-нетки». Послушайте правила игры: ведущий загадывает объект, а вы будете задавать вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Чтобы легче было искать, разделим картину пополам с помощью цветной резинки. (Ведущим выступает воспитатель). Дети задают вопросы:

- этот объект находится в правой части картины?  (нет)

- этот объект находится в левой части картины? (да)

- это  объект живой природы? (да)

 - этот объект носит шапку? (да)

- этот объект сидит на лавочке? (да)

- это девочка? (да)

Рефлексия

-Молодцы, ребята. Давайте вспомним, какие волшебники сегодня  приходили к нам в гости. (Я вижу, Я слышу). А какие задания вы сегодня выполняли? (Ожившая картина, игра Да-нетка). Какие задания были лёгкими? А какое вызвало затруднения? (ответы детей)

- Спасибо вам за занятие, ребята. Вы все были активными, дружными, внимательными. Давайте подарим друг другу аплодисменты за такую интересную работу  и попращаемся с нашими гостями.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ ДИЗАРТРИИ.

Цели:

1. Образовательные: 

  • закреплять знания о механизме образования звука и его акустических особенностях;
  • формировать умение строить связное высказывание при анализе звука;
  • закрепление словаря по теме «Животные»;

2. Коррекционные: 

  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать мимическую мускулатуру;
  • формировать нижнедиафрагмальное дыхание;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад;
  • развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись;
  • закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память;

3. Воспитательные: 

  • воспитывать любовь к животным;
  • воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

Оборудование:

зеркало, картинки с изображением зайчика в разном настроении, артикуляционный профиль звука «Л», картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции, план характеристики звука, предметные картинки со звуком «Л» в соответствии с лексической темой: «Животные».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Игра «Покажи, как двигается животное».

Логопед показывает картинку с изображением животного, а ребенок показывает движение (развитие общей моторики)

II. Подготовительная часть.

1. Пальчиковая гимнастика «Зайчик. Козочка. Змея»

Чередуем пальчиковые позы сначала на правой руке, потом на левой, на обеих руках одновременно (параллельно с показом логопеда)

 2. Мимическая гимнастика. «Зайчик»

Зайчишка-мальчишка такой озорной,

Сначала нахмурит он брови с тобой,

Потом удивится, потом восхитится,

А напоследок развеселится!

3. Развитие артикуляционной моторики.

— движения челюстью вниз-вверх, вправо-влево «Бегемот разинул рот»

— движения губ «Лягушка» — «Слоник»

— движения для языка «Лопата», «Чашка», «Индюк», «Маляр», «Лошадка»

4. Формирование нижнедиафрагмального дыхания

Надули мы животики как у бегемотиков,

Мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем.

5.Развитие силы голоса.

Бегемот откроет рот,

Песенку он нам споет:

Пропеваем гласные звуки: «А-о-у-а» (на выдохе)

Вдох «А-о-у-а» (на выдохе) Вдох «А-о-у-а» (на выдохе) Вдох

II. Основная часть.

 1. Объявление темы занятия.

Сегодня мы красиво и правильно будем говорить звук «Л».

Давай вспомним, как гудит самолет. (Логопед демонстрирует произношение звука «Л», ребенок воспроизводит)

2. Анализ артикуляции звука (по схеме).

— Губы открыты

— Зубы разомкнуты

— Кончик языка поднят за верхние зубы

— Воздушная струя идет по бокам языка

— Голос звенит (рука на горле)

3. Характеристика звука (по схеме).

Согласный (есть преграда: язык, зубы)

— звонкий (голос звенит)

— твердый (показ рукой – средняя часть спинки языка опущена)

4. Автоматизация звука на материале слогов.

Наш самолет необычный, он может не просто гудеть «Л-л-л», он может еще напевать песенки:

Ал-ла-ла-а-а Ал-ло-ло-о-о Ал-лу-лу-у-у

Ла-ла-ла-а-а Ло-ло-ло-о-о Лу-лу-лу-у-у

5. Автоматизация звука на материале слов.

На самолете прилетели разные животные (логопед выкладывает картинки, проговаривает названия животных, выделяя звук «Л», ребенок повторяет)

Лошадь Лось Слон Белка Волк Козел Осел

Какой звук есть во всех этих словах? Правильно, звук «Л»

6. Физминутка.

Животные у нас очень веселые: прохлопаем, протопаем, пропрыгаем, прошагаем эти слова: ло-шадь, лось, слон, бел-ка, волк, ко-зел, о-сел. (деление слов на слоги)

7. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Сейчас мы наших животных расселим в домики, но чтобы узнать, кто в каком домике живет, нужно определить, где находится звук «Л» в этих словах: в начале, в середине или в конце (используются схемы на место положения звука в слове, синяя фишка).

8. Автоматизация звука на материале предложений.

Давай придумаем предложения с любым из этих слов. (если ребенок не придумывает, логопед предлагает свои варианты):

Волк пошел на охоту.

Белая лошадь ест сено.

Белка залезла в дупло.

Козел пасется на лугу.

Лось пил из болота.

9. Автоматизация звука на материале текста. Развитие фонематического слуха.

Послушай стихотворение, выкладывай фишку на стол, как только услышишь звук «Л»:

В полнолуние под елкой

Волк завоет на луну,

Нету лося, белки, телки,

Плохо, голодно ему!

Давай проговорим стихотворение вместе.

Логопед следит за правильным произношением звука «Л».

IV. Заключительная часть.

Итог занятия.

Какой звук мы учились правильно говорить? Правильно, звук «Л».

Давай вспомним как получается звук «Л» и какой он (анализ артикуляции и характеристика звука).

Про каких животных мы говорили?

Логопед дает положительную оценку работы ребенка и дает хороший настрой на следующее занятие.

Система формирования лексико-грамматических конструкций

детей с нарушением речи.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы (5 – 6 лет) с ОНР по лексической теме: “Посуда”.

Цель: развитие лексико-грамматических категорий речи по теме “Посуда”.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить с детьми названия посуды, закрепить умение детей образовывать множественное число существительных в именительном падеже, закрепить умение согласовывать существительное с личным местоимением, научить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, закрепить у детей умение образовывать от существительных качественные прилагательные, продолжать активизировать словарь по данной теме,

Коррекционно-развивающие задачи: развивать слуховое внимание и слуховую память, продолжать развивать квазипространственные представления у детей.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к предметам посуды.

Оборудование: демонстрационные материал – картинки с изображением посуды, предметы посуды разного вида – кастрюля, сковорода, сахарница, чайник, тарелка, чашка, блюдце, ложка, вилка, нож и т.д..

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Педагог выставляет картинки с изображением посуды и просит каждого ребенка по очереди назвать каждый предмет (картинки по количеству детей).

После того как ребята назвали все предметы, педагог задает вопрос:

- “А как, одним словом можно назвать эти предметы?” (Посуда)

2. Ребята, скажите, а посуда сделана из одного материала? (нет)

Вот сейчас мы поиграем в игру “Из чего сделана посуда”?

(закрепить у детей умение образовывать от существительных качественные прилагательные)

Например: Посуда из металла – металлическая,

…………... из фарфора – фарфоровая;

…………… из дерева – деревянная;

…………… из стекла – стеклянная;

…………… из глины – глиняная;

…………… из пластмассы – пластмассовая.

3. Ребята, посуда бывает разная.

- Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож).

- В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковорода, противень и т.п.).

- Как называется эта посуда? (Кухонная).

- Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? (Чашка, блюдце, заварной чайник, сахарница).

- Как называется эта посуда? (Чайная).

- А как называется посуда, из которой мы едим (принимаем пищу)? (Столовая).

- Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, селедочница и т.д.).

4. Физминутка – игра “Слушай, делай”.

А сейчас, мы отдохнем. Встаньте, пожалуйста, каждый за свой стульчик.

Руки в стороны, вперед.

Посмотрели все в окно.

Небо, птичек увидели,

А потом присели, встали

И на месте побежали.

 

Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения.

5. Беседа с детьми о произведении К. Чуковского “Федорино горе”.

- Ребята, а вы знаете произведение К. Чуковского “Федорино горе”, а про что оно?

- А, что случилось у Федоры?

- А сейчас, мы с вами скажем какая, же посуда убежала от Федоры. Поиграем в игру “Один – много” Игра проводится с мячом.

(закрепить умение детей образовывать множественное число существительных в именительном падеже)

Например: Я говорю – От Федоры убежал один чайник?

- А вы отвечаете: - “Все чайники” и т.д.

Слова: ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чашка, стакан, тарелка, блюдце, супница, кувшин, кофейник и т.д..

6. – А сейчас, мы с вами поиграем в игру “Жадина”, каждый из вас подойдет и возьмёт любой предмет посуды и скажет: - Это моя тарелка и т.д..

(закрепить умение согласовывать существительное с личным местоимением).

7. – Заплакала Федора, попросила посуду вернуться и пообещала хорошо за ней ухаживать. Давайте поможем Федоре расставить все предметы посуды по своим местам.

8. – Каждый из вас выбрал по предмету, а теперь скажите, какого цвета ваш предмет, из какого материала он сделан, и к какому виду посуды этот предмет относится.

Например: - У меня розовая тарелка. Она сделана из пластмассы, значит она пластмассовая. Тарелка относится к столовой посуде.

(закрепить у детей умение согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе, образовывать от существительных качественные прилагательные).

9. – Вот мы с вами помогли Федоре расставить посуду по своим местам. Мы сейчас посчитаем и скажем, сколько предметов посуды вернулось к Федоре (пять тарелок, два ножа, пять вилок и т.д.)

(научить детей согласовывать числительное с существительным)

10. - И стала называть Федора посуду ласково. Игра “Назови ласково”. Игра проводится с мячом.

(научить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных)

Например: чайник – чайничек;

Чашка – чашечка;

Блюдце – блюдечко;

Тарелка – тарелочка;

Ложка – ложечка;

Вилка – вилочка;

Кастрюля – кастрюлька;

Сковорода – сковородочка;

Стакан – стаканчик;

Рюмка – рюмочка.

11. Итог занятия. Ребята, о чем мы сегодня свами разговаривали? (О посуде). Что на занятии вам понравилось?

Педагог отмечает самых активных, внимательных ребят.

Конспект «Речевое развитие»

в старшей группе.

Тема недели «Цирк».

Пересказ  «загадочных историй» по Н. Сладкову.

Задачи:

1.Образовательные: Продолжать учить детей пересказывать.

2.Развивающие: Развивать речь, память, внимание, образное мышление, любознательность.

3.Воспитательные: Прививать любовь к природе; воспитывать бережное отношение к природе.

4.Речевые:  Помогать детям употреблять слова в речи в точном соответствии со смыслом. Совершенствовать умения пользоваться прямой и косвенной речью. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

Словарь:  Полярники, куропатка, песец.

Индивидуальная работа: Продолжать формировать умение давать развернутый ответ на поставленный вопрос. (Маша, Дима Ш.)

Методы и приёмы: Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций.

Предварительная работа: Разгадывание загадок о природных явлениях, организация выставки книг о природе в группе.

Оборудование: Портрет Н.И. Сладкова, иллюстрации к тексту.

Ход деятельности

Мотивация к деятельности

1.Воспитатель: Ребята, посмотрите, это портрет Николая Ивановича Сладкова. Николай Иванович Сладков писал интересные рассказы о тех, кто бегает, ползает, летает, плавает, в том числе  и о разных загадках природы. Хотите послушать загадочную историю, которую написал Николай Иванович? 

1 часть

Воспитатель читает первую часть рассказа:


Красный снег

Высадились на остров полярники и ахнули: у скал лежал… красный снег! Песец протрусил – за ним красная строчка следов, куропатки пробежали – красными крестиками наследили.

Слепили снежок из снега – розовый! Скатились на лыжах с горки – позади полосы красные. Хоть глазам не верь!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такие полярники?

Ответы детей.

Воспитатель: Полярники – это люди, которые работают на Северном полюсе и в Антарктиде.

Как вы понимаете выражение «высадились на остров»? (картинка)

Ответы детей.

Воспитатель: Кто такой песец?

Ответы детей.

Воспитатель: Песец – это полярная лисица. (картинка)

Воспитатель: Как вы понимаете выражение «песец протрусил»?

Кто такие куропатки?

Ответы детей. (картинка)

Воспитатель: Как вы понимаете выражение «куропатки пробежали – красными крестиками наследили»?

Ответы детей. (картинка)

2. Воспитатель:   Послушайте еще раз эту часть рассказа.

Красный снег

Высадились на остров полярники и ахнули: у скал лежал… красный снег! Песец протрусил – за ним красная строчка следов, куропатки пробежали – красными крестиками наследили.

Слепили снежок из снега – розовый! Скатились на лыжах с горки – позади полосы красные. Хоть глазам не верь!

Воспитатель: Как вы думаете, почему снег красный? 

Ответы детей.

Воспитатель читает 2 часть рассказа – отгадку:

     Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от весеннего тепла и солнца особая красная водоросль. И снег… зацвел! Только-то и всего(картинка)

Послушайте еще раз ответ на вопрос «Почему снег красный?

     Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от весеннего тепла и солнца особая красная водоросль. И снег… зацвел! Только-то и всего. 

Физминутка

3. Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам стать полярниками и полететь на самолете на остров.

Мы садимся в самолет,

Отправляемся в полет. (дети бегут на носочках, руки в стороны)

Правое крыло вперед (дети делают крен вправо)

Левое крыло вперед  (дети делают крен влево)

Наш закончился полет,

Приземлился самолет. (дети приседают на карточки) 

4. Изображение рассказа про помощи пантомимы.

Воспитатель: 

Высадились на остров полярники и ахнули: у скал лежал… красный снег!

       Песец протрусил – за ним красная строчка следов.

       Куропатки пробежали – красными крестиками наследили.

       Слепили снежок из снега – розовый!

       Скатились на лыжах с горки – позади полосы красные.

       Хоть глазам не верь!

       Но глазам верить надо.

       Красным снег стал потому, что разрослась в нем от весеннего тепла и солнца особая красная водоросль.

       И снег… зацвел! Только-то и всего.

5. Воспитатель: Вновь садимся в самолет, отправляемся в полет. (Дети садятся на свои места.) 

2 часть

А сейчас, я вам еще раз перескажу рассказ о красном снеге. (пересказывает с опорой на картинки)

6. Воспитатель:   Ребята, кто попробует пересказать рассказ Николая Ивановича Сладкова «Красный снег»? (2-3 ответа)

Рефлексия (итог занятия)

« Художественно – эстетическое развитие».Лепка  в старшей группе.

Тема: «Девочка пляшет»

Задачи: Развивать умение детей создавать изображение человека в движении. Учить передавать позу, движения. Закреплять умение передавать соотношение частей по величине. Упражнять в использовании различных приёмов лепки. Учить сравнивать созданные изображения, находить сходства и различия. Развивать умение отмечать и оценивать выразительность изображений. Воспитывать художественный вкус.

Оборудование: (пластилин, доска для лепки, стеки, салфетки, картинка или фигурка

пляшущей девочки (скульптура).

ХОД НОД

1. Мотивация детей к деятельности.

Воспитатель: - Ребята я хочу вам прочитать стихотворение, которое называется «Очень

любим, танцевать», послушайте его внимательно.

Мы веселые девчушки,

Пляшем танец «топотушки».

Ножками мы топаем

И в ладоши хлопаем!

В гости к нам пришли зверюшки,

Им покажем топотушки!

Постучим мы ножками,

Протопчем к ним дорожку мы!

2. Основная часть.

Воспитатель: - О чём это стихотворение? Правильно, это стихотворение о девочках, которые пляшут танец «топотушки». Ребята, а вы любите танцевать? Давайте с вами покажем, какие движения мы выполняем во время танца. Дети показывают танцевальные движения.

-А теперь обратите внимание на доску.  Что изображено на

этих картинках? На картинках изображение статуэток пляшущих девочек. Почему вы решили, что девочки пляшут. По каким движениям вы это определили? По движению рук. Руки приподняты над головой, плавно разведены в разные стороны. Девочки придерживают руками платья.

- Ребята вы, наверное, догадались, что мы сегодня будем лепить фигуру пляшущей девочки.

Но перед тем как приступить к работе, необходимо размять пальцы рук.

 Пальчиковая гимнастика "Мои пальчики"

Вот все пальчики мои, (поворот кистей рук)

Их как хочешь, поверни –

И вот так, и вот так – (хлопок перед собой, лёгкий хлопок по столу, повторить повороты кистей

рук)

Не обидятся никак! (Руки перед грудью, пальцы в замок. Руки вперёд, ладони вперёд)

Раз, два, три, четыре, пять, (круговые движения кистью, пальцы в замок)

Не сидится им опять. («моторчик», вращающие движения рук)

Постучали, (пальцы друг о друга)

Повертели, (поворот кистей рук)

И работать захотели, (встряхнув, движения кистью)

 Самостоятельная деятельность.

Приступаем к лепке. Сначала из кусочка белого или жёлтого пластилина круговыми

движениями раскатываем шар – голову девочки. Затем выбираем кусок пластилина

понравившегося вам цвета и раскатываем прямыми движениями толстую колбаску – платье

девочки. У детей воспитатель интересуется, какого цвета пластилин они выбрали.

Получившуюся толстую колбаску-платье снизу защипываем по диаметру, а сверху зауживаем и

сглаживаем пальцами. Голову прикрепляем к платью, на голове стекой рисуем глаза и рот или

сделать из пластилина. Затем скатываем две одинаковые колбаски из белого или жёлтого

пластилина – это руки, прикрепляем по бокам к платью. Можно развести руки в стороны, одну

руку поднять вверх, а другую опустить вниз. Так же изготавливаем ноги, скатываем две

одинаковые колбаски, потолще чем для рук и с одной стороны сгибаем, чтобы получить ступни.

Прикрепляем ноги к основанию платья. В последнюю очередь делаем волосы: можно скатать

длинные тонкие колбаски, а можно скатать шарик сплющить его и примазать к голове.

 Рефлексия: В конце занятия рассмотреть все готовые работы. Предложить ребятам

выбрать фигурки, выполненные наиболее выразительно, и объяснить свой выбор.

Воспитатель: Ребята, что вы сегодня лепили? С какими трудностями столкнулись?

 «Россия – огромная страна».

Старшая группа

Цель:

Совершенствовать знания детей о России.

Задачи:

Формировать представления детей о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов.

Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины, её достопримечательностями.

Вызвать чувство восхищения красотой и разнообразием природы России.

Воспитывать в детях любовь к своей Родине – России.

Материал:

Проектор, ноутбук, экран, презентация «Россия – огромная страна», аудиозапись песни «С чего начинается Родина» в исполнении М.Бернеса.

Словарная работа:

Родная, могучая, большая, огромная.

Методы и приемы:

Рассказ воспитателя, беседа, вопросы, показ презентации.

Ход  НОД

Вначале занятия звучит первый куплет песни «С чего начинается Родина» в исполнении М.Бернеса.

Воспитатель – Скажите , кто из вас знает как называется наша страна?

Дети - Россия

Воспитатель - правильно, Россия, а как называются люди, населяющие эту страну?

Дети - Россияне!

Воспитатель - Наша страна – большая и красивая страна. (Слайд № 2). Западная граница России начинается у побережья Баренцева моря, пересекает Балтийское и доходит до Черного моря. Южная граница России проходит от берегов Черного моря до побережья японского моря. Большую часть территории России омывают моря. Морские границы России проходят в водах Тихого океана и его морей (Японского, Охотского, Беренгова). Северные границы проходят по водам морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно - Сибирского, Чукотского».

Воспитатель сопровождает свой рассказ показом на слайде № 2

Воспитатель – А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Моя Родина» (воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строчку «Это Родина моя»).

Реки чьи глубоки, чисты

И красивы берега?

Отвечайте без запинки –

(Это Родина моя!).  Слайд № 3

Горы снежные вершины

Прячут ввысь за облака.

Что за чудная картина?

(Это Родина моя!). Слайд № 4

Где поля и степь без края,  Слайд № 5

На цветах блестит роса.  Слайд № 6

Песни птиц, жужжанье шмеля?

(Это Родина моя!)  Слайд № 7

Лес, как царство Берендея,  Слайд № 8

В нем живут медведь, лиса.  Слайд № 9

А в тайге есть даже тигры.

(Это Родина моя!).  Слайд № 10

Где на севере морозном

Льдом сверкают берега.  Слайд № 11

А на юге—море, солнце.

(Это Родина моя!).  Слайд № 12

Где город города прекрасней

А всех важней из них Москва.

Цвет флага – Белый, синий, красный,

(Это Родина моя!).  Слайд № 13

Воспитатель сопровождает чтение показом слайдов, по теме каждого четверостишия. Обращает внимание детей на величие России, ее богатства. Просит детей подобрать слова, характеризующие Россию ( красивая, бескрайняя, богатая, могучая, сильная).

Воспитатель – Ребята, а как называется столица нашей Родины?

Дети – Москва.

Воспитатель – Правильно, Москва – столица нашей Родины.  Слайд № 14.

Слайд № 15 Воспитатель сопровождает показ рассказом: «Кремль – это «сердце» России, самая древняя часть Москвы. На территории Кремля находятся старинные соборы – Успенский ( Слайд № 16), Архангельский ( Слайд № 17), Благовещенский (Слайд № 18).

В Кремле расположена резиденция Президента России ( Слайд № 19).

Воспитатель – А кто является Президентом России?  Слайд № 20. Главные праздники в России принято отмечать на Красной площади. (Слайд № 21). Она находится рядом с Кремлем. Здесь устраивают военные парады, концерты.  Слайд № 22, № 23.

На Красной площади расположены известные всему миру собор Василия Блаженного ( Слайд № 24), Исторический музей (Слайд № 25), Мавзолей В.И. Ленина ( Слайд № 26), памятник Минину и Пожарскому ( Слайд № 27).

В память о погибших в Великой Отечественной войне в Александровском саду был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата (Слайд № 28).

В Москве находятся органы государственной власти, живет президент. Уже более трех лет Москва является столицей России. Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий».  Слайд № 29.

Воспитатель – Ребята, а знаком  вам  этот  город? ( Слайд № 30).

Дети – Да, это город где мы живем.

Воспитатель – Как называется наш  город?

Дети – Кстово.

Воспитатель – Кстово наш родной город, где мы живем, ходим в детский сад, гуляем с друзьями во дворе. Родной город – это наша малая Родина.

Воспитатель – Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

Дети – о Родине, о России, о Москве, о родном городе.

Воспитатель – Благодарю вас за активную работу. Я считаю, что именно такие чудесные ребята должны  жить и учиться в великой и гордой стране – России.

НОД по ОО « Познавательное развитие» Ребенок и окружающий мир. с детьми старшей группы.

Тема « Весенняя страда»

Форма организации: путешествие.

Цель: Расширить  представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.

Задачи:

Продолжать расширять  представления  детей об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.

Развивать любознательность, инициативу. Активизировать словарный запас ( весенняя страда, комбайн, агроном и др.)

 Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация « Весенняя страда»

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Материалы и оборудования

Мотивация детей к деятельности

В гости к детям приходят Незнайка и Знайка. Они о чем- то спорят.

Воспитатель  « О чем вы спорите?». Ребята, давайте  ребята дружно поздороваемся с нашими гостями.

Незнайка. Взрослые говорят, что началась  весенняя страда. Почему весной люди начинают страдать?  Весной нужно радоваться солнышку!

Воспитатель. Вот в чем дело! Ребята, а вы знаете, что такое весенняя страда? Весенняя страда-это напряженная работа в весенний период по подготовке посевных работ. Ранней весной основной работой  является весенняя вспашка земли.

Знайка. Я видел, как трактор работает в поле!

Незнайка. Я тоже хочу посмотреть!

Простановка цели детьми

- Как мы можем помочь Незнайке?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

В:- Ребята, мы все вместе посмотрим, как работают трактора на полях.  И наши гости и вы, ребята узнаете как же проходит весенняя страда.

Просмотр презентации.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Незнайка. Как интересно! А какие семена падают в землю?

Воспитатель. Так сеют зерновые и зернобобовые культуры. Зерновые культуры-это растения, дающие зерно-пшеница, рожь, рис, просо, ячмень и т.д. Зерновые культуры- это бобы, горох, соя и др.

Агрономы-специалисты сельского хозяйства-знают, когда и какие сельскохозяйственные работы нужно выполнять. Успех всего года зависит от  того, как пройдет весенне-полевая  компания .Ведь недаром  старая крестьянская мудрость гласит: весенний день год кормит. Давайте рассмотрим зернышко под лупой.

Воспитатель. Что нужно, чтобы зернышко проросло в земле? Из такого зернышка сначала вырастет маленький росточек, потом колосок, затем эти колоски соберут на поле комбайнами и отвезут на мелькомбинат. Пекари сделают тесто и выпекут булочки,  хлеб, калачи. Вы знаете, почему хлеб бывает разного цвета? Мука бывает пшеничная-ее делают из пшеницы, а ржаная-ее делают из ржи. Из пшеничной муки выпекают белый хлеб, булочки, караваи, а из ржаной-черный хлеб и ржаные пряники.

Воспитатель показывает семена пшеницы и ржи. Спрашивает у детей, как нужно относиться к хлебу? Что значит его беречь?

Послушайте пословицы о хлебе.

-Хлеб всему голова.

-Хлеб в пути не в тягость.

-Хлеб везде хорош- и у нас, и за морем.

-Хлеб да вода-богатырская еда.

-Кто без устали работает,  тот без хлеба не бывает.

-Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

Подводит детей к понимаю того , что многие люди потрудились , чтобы можно было покушать вкусный хлеб .

  

.

Подведение итога

Просмотр мультфильма «Лёгкий хлеб».

 

Конспект занятия «Весенняя страда»

Образовательные задачи:

Расширять и закреплять знания детей о весенних изменениях в природе, весенних месяцах.

Расширять представления о жизни животных и птиц с приходом весны.

Формировать интерес к художественному слову с яркими описаниями, сравнениями, характеризующими явления и объекты природы.

Формировать и обобщать представления о труде взрослых в весенний период.

Развивающие задачи:

Активизировать словарь детей по теме «Весна».

Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями, стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Развивать коммуникативные способности детей в общении с воспитателем и друг с другом.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение ко всему живому, формированию интереса детей к природе.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Подготовительная работа:

Разучивание стихотворений, изготовление кормушек, выполнение домашнего задания, поиск в интернете нужного материала.

Ход:

-В.: Ребята, вам было дано домашнее задание, все его выполнили? (ответы детей)

-В.: Ответьте на вопрос. – Какие бывают птицы? (перелётные и зимующие)

-В.: Назовите перелётных. (ответы)

-В.: Назовите зимующих. (ответы)

-В.: А что нового вы узнали от родителей о птицах? (ответы детей)

-В.: Молодцы! С домашним заданием вы справились.

- А теперь давайте послушаем «Звуки природы» Звучит запись «Звуки природы»

- Слышится стук в дверь, входит Бабушка – Загадушка.

-В.: Ребята, давайте поздороваемся с нашей гостьей.

-Дети здороваются

-В.: Говоря по обычаю, когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.

- Дети хором читают стихотворение «Я здороваюсь везде»

- Б. з.: Ребята, я из леса пришла, там такие изменения произошли в природе.

– Вы не знаете почему?

- Дети – Потому, что весна наступила.

-В- А почему весну называют красной?

-: Дети: - Потому что она красивая и все ей рады.

: - Кто назовет мне весенние месяцы?

-Б. З.: - Правильно, весна долго шла к нам, через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы.

-Б. З.: - Давайте вместе отправимся в весеннее путешествие.

- Б. З.:- Ребята, мы попали с вами на поляну загадок

Загадки:

1 Дел у меня не мало –

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … (Весна)

2. Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает … (капель).

3. Первым вылез из темницы,

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький … (подснежник).

4. Морковка бела,

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело,

Всю морковку съело. (Сосулька)

5. На шесте – дворец.

Во дворе – певец.

А зовут его … (скворец).

6. Меня ждут - не дождутся,

как увидят – разбегутся. (Дождь.)

-В.: - Б. З., наши ребята очень любят играть

Игра с солнышком «Признаки весны».

-Дети называют слова (Солнечная, радостная, шаловливая, дружная, звонкая, и т. д.) и выкладывают лучики солнышку.

- Б. З.: - Ребята, давайте пройдем дальше по тропинке.

-В.: - Куда же мы попали?

- Б. З.:- Это волшебный лес.

-В.: Вы чувствуете какой в лесу воздух. Чем он пахнет?

-Дети. Хвоей, смолой, свежестью и т. д.

Дыхательное упражнение «Запах леса».

Игра «Угадай по голосу»

-В.:- Ребята, давайте угадаем голос каждой птички? (кукушка, сорока, сова, дятел, соловей) - кто птичку угадал, тот посадит её на веточку

- Б. З.: А у меня есть игра на внимание.

Игра называется «Прилетели птицы».

1. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.

2. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.

3. Прилетели птицы: голуби, синицы, волки и стрижи.

- молодцы вы были очень внимательны.

- Б. З.: Вот и птички поселились в нашем лесу, и луг какой красивый, давайте поиграем

Физкультминутка. «На лужайке по утру»

- В.: -Как хорошо в лесу, сколько красоты, доброты, а можно в лесу кричать, ветки ломать, костер разжигать и т. д.

- Д.: (ответы детей)

: - Садитесь поудобнее, сейчас я вам покажу приход весны на экране, а вы

скажете что увидели.

(Включается ноутбук, и показываются слайды о весне)

Дети: - Назовите первые признаки наступившей весны? Предполагаемые ответы детей:

- Днём стало пригревать солнце.

- Стало теплее, день стал длиннее.

- Снег потемнел, стал таять.

- Появились первые проталины.

- Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.

- Б. З – А стихи о весне вы знаете (дети читают стихи)

- Б. З. - Давайте дальше пройдем по тропинке. Куда мы попали? – Мне кажется на огород.

- Какие занятия у людей весной?

- Д.: - (сажают огороды, пашут землю, засевают поля и т. д.)

- А что сажают дома в огороде?

- Б. З.: А в детском саду вы сажаете огород?

-Д.: - Да. Мы посадили редиску, горох, огурцы. (молодцы, вы и трудиться умеете.)

- Б. З.: Ребята, понравилось вам путешествие? Вы очень порадовали меня. Я услышала. Как много вы знаете о весне, любите природу и бережно относитесь к ней мне пора уходить. До свидания. До новых встреч.

-В.: Молодцы! О каком времени года мы сегодня беседовали? Понравилось вам наше путешествие? Кто сегодня к нам приходил в гости? Кого мы видели в лесу? Ребята как вы думаете, а мы гости или хозяева в лесу? Чем заняты люди в весенний период?

-В.: Мне понравилось, что вы старались, и были очень активны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Медведица с медвежатами»

Цель: Учить детей составлять творческие рассказы.Программное содержание:Научить детей составлять рассказы по картине.Развивать связную речь детей, научить решать противоречия, развивать фантазию,...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Весенняя капель" 14.04.2016

Тема: «Весенняя капель»Цели: 1. Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, соглас...

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.Задачи:1. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.2. Закреплять умение подробн...

Конспект открытого занятия в старшей группе № 8 по развитию речи с использованием технологии Синквейн.

Цель: Развитие связной речи детей.Задачи:Образовательные:  -Уточнять, закреплять и расширять словарь по теме «Весна»;-Закреплять знания признаков весны;-Обогащать словарь существитель...

Конспект открытого занятия в старшей группе с использованием нетрадиционных технологий рисования пшеном «Весенние подснежники».

Программное содержание:-Формировать у детей навыки рисования цветка –« Подснежника», посредством нетрадиционной техники рисования «пшённой крупой».-Обогащать и уточ...