Речевое развитие (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Козак Людмила Александровна

План - конспект по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа по картине"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Жемчужинка»

Образовательная область «Речевое развитие».

 Составление рассказа по картине»

(Старшая группа)

Выполнил: Козак Л.А.

воспитатель

п.Харп

2019г.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.

Задачи:

1. Продолжать учитьдетей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.

2. Развивать монологическую форму речи; внимание, наблюдательность; активизировать речь детей, обогащать словарный запас; закреплять и расширять знания о зимних забавах.

3. Воспитывать интерес к описанию и рассматриванию картины.

Методы и приемы: словесные методы (беседа, рассказ) наглядный, демонстрационный метод, метод игры.

Материалы и оборудование:  картина  «Зимние забавы», снежки из ваты, картинки (шапка, сандалии, кепка, шуба, коньки, санки, лыжи).

Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, раскраски по количеству детей, наблюдения на прогулке за явлениями зимней природы, чтение рассказов о природе, чтение и заучивание стихотворений, просмотр мультфильмов «12 месяцев», « Снеговик -  почтовик» 

Ход:

Воспитатель: Ребята давайте,   мы выйдем на наш ковер и поприветствуем друг друга. (дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту)

В этот чудный зимний день

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям.

Очень, очень рады вам!

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем много разговаривать, поэтому давайте разомнем наши язычки (артикуляционная гимнастика):

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

- Молодцы! А теперь  давайте сядем все на свои места.

- Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать. Итак, послушайте загадку.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима).

Верно, зима (вешаю картину с зимним пейзажем на доску).

Короткая беседа по вопросам:

- Ребята о чем эта загадка? (о зиме)

- Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.).

Воспитатель: Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. А горки мы делали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить, даже из слов.

Хотите попробовать построить горку из слов?

Воспитатель: Вы будете придумывать, называть слова, а я ставить комочек – слово и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у нас получится.

Воспитатель: Начинаем:

ЗИМА какая? (снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная и т. д).

СНЕГ какой? (пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый.)

НАСТРОЕНИЕ какое?(Веселое, радостное, праздничное, новогоднее, грустное,  хорошее, прекрасное, плохое

Воспитатель:

- Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.

А сейчас мы с вами отправимся на прогулку.

Воспитатель вывешивает на доску картинки (шапка, шуба, сандалии, коньки, кепка, санки, лыжи).

Посмотрите на картинки и скажите, что нам необходимо для прогулки (дети перечисляют).

Дыхательная гимнастика

Ребята, сейчас давайте представим, что мы в зимнем лесу, встанем и походим по лесу. (Дети становятся в круг). Давайте подышим свежим воздухом в лесу. Делаем глубокий вдох и выдох. (Несколько раз).

Фонетическая зарядка:

А в лесу воют волки У-У-У.

Ветер Ш-Ш-Ш

Физминутка

Как на горке снег, снег (Поднимают руки вверх.)

И под горкой снег, снег, (Приседают.)

И на ёлке снег, снег (Показывают ветки ёлки)

И под ёлкой снег, снег (Приседают.)

А под ёлкой спит медведь (Изображают медведя)

Тихо, тихо не шуметь. (Грозят пальцем.)

Воспитатель: На чём можно кататься зимой? (кататься на лыжах, кататься на коньках, кататься на снегокате, кататься на ледянке)

Речевая минутка.

Воспитатель: Отгадайте загадки.

1. Льётся речка - мы лежим, лёд на речке мы бежим. (Коньки)

2. Всё лето стояли, зимы дожидались.

Дождались поры, помчались с горы. (Санки)

3. На прогулке бегуны одинаковой длины.

Кони эти рыжи, а зовут их.(Лыжи)

Динамическая пауза.

- Сейчас мы поиграем. Вы (указывает на половину группы) будете снежинки, а вы (вторая половина) - ветер. Игра повторяется два раза, подгруппы меняются ролями. Снежинки кружатся, бегают на носочках, ветерок отдыхает. Как только скажу «ветерок проснулся» ветерок – дует – ш – ш, снежинки – оседают.

Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть картина о зиме. Вы знаете, а ведь в настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по этой картине? (Да)

Воспитатель. Ребята, какое время года нарисовал художник на картине?

Дети. На картине художник нарисовал зиму.

Воспитатель. Как вы догадались, что это зима?

Дети. Деревья, кусты покрыты снегом.

Воспитатель. Как вы думаете, какой выдался день?

Дети. День выдался ясный, солнечный.

Воспитатель. Где гуляют дети?

Дети. Дети гуляют на улице.

Воспитатель. Что делают маленький мальчик?

Дети. Маленький мальчик лепит   снеговика.

Воспитатель.Ребята, посмотрите на снеговика. Что делает мальчик?

Дети. Мальчик прикрепляет ему нос из морковки.

Воспитатель. Ребята, какой снеговик получился?

Дети. Красивый. С ярким зеленым ведром на голове, нос из морковки.

Воспитатель. На чём катаются мальчики?

Дети. Саша и Митя катаются на коньках.

Воспитатель. Чем заняты другие дети?

Дети. Другие дети катаются на лыжах.

Воспитатель. Как вы думаете, какое настроение у детей?

Дети. У детей весёлое, радостное настроение.

Воспитатель. Ребята, мне понравилось,  как вы отвечали на вопросы, получился целый рассказ. Давайте придумаем ему название. («Пришла зима», «Зимние развлечения »)

Воспитатель. А сейчас давайте попробуем составить рассказ по этой картине, используя в рассказе разные красивые слова. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они).

(Наступила холодная, снежная зима. Выпал белый, пушистый снег. Выдался ясный, солнечный день, Дети вышли на улицу. Миша лепит снеговика. Саша и Гриша катаются на коньках. Другие дети катаются на лыжах. Весело и радостно детям зимой на улице)

Рассказы детей по картине.

3. Итог занятия.

Что мы сегодня делали?

Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.

Я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД КОММУНИКАЦИЯ (речевое развитие) СТАРШАЯ ГРУППА

Конспект НОД КОММУНИКАЦИЯ (речевое развитие) СТАРШАЯ ГРУППА...

План-конспект занятия речевое развитие (старшая группа) на тему: Пересказ сказки «Хитрый козел»

Программное содержание: учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей ло...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию старшая группа Тема: «Ищем семью для Кузьки».

Цель:1. Закреплять знания детей о знакомых литературных произведениях, о жанровых особенностях сказки.2.Формировать умения применять пословицы в соответствующей речевой ситуации.3. Развивать коммуника...

Конспект занятия для участие в городском Интернет-фестивале педагогических идей «Современный урок» Речевое развитие, старшая группа. Тема: «Моя мама лучшая на свете» Воспитатель: Фомичева Лариса Валентиновна г. Ачинск, МБДОУ «Д/с № 40».

Цель: развивать связную речь детей; развивать познавательные способности детей, воспитывать уважительное и внимательное отношение к людям, желание помогать маме....

Календарно-тематическое планирование образовательной области "Речевое развитие"(старшая группа) май

Образовательная  область «Речевое развитие»Развитие речиБеседы:-«Что я знаю о войне»-«Как я буду праздновать  9 Мая»- «О добре и зле»- «Кого называют героями войны?»»- «Кто такие ветер...