Звуковой состав слова
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Бадмаева Наталья Павловна

Звуковой состав слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoy_sostav_slova._modeli_slov.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по   развитие речи в подготовительной группе.

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Программное содержание.

Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части, называть слова с определенным слогом. Упражнять в умении детей определять последовательность звуков в словах. Закреплять звуковой анализ слова. Воспитывать умение работать по подгруппам.

                          Ход занятия.

- Какой сегодня день недели (среда). Правильно и первое занятие сегодня у нас подготовка к обучению грамоте.

- Ребята, давайте вспомним из чего состоят слоги и слова? (из звуков).

- На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные).

- А все согласные звуки как можно подразделить? (на твёрдые и мягкие).  

(- Скажите, а все ли согласные звуки имеют пару? (Нет). - Какие звуки всегда твёрдые и не имеют мягкой пары? (Ш, Ж, Ц). Какие всегда мягкие и не имеют твёрдой пары? (Ч, Щ, Й).)

- Как мы определяем гласный это звук или согласный? (произнося гласные звуки нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, его мы можем громко крикнуть, сказать  тихо, шепотом, можно потянуть, спеть, а произнося согласные звуки, нам мешает язык, зубы, губы – эти звуки мы произносим отрывисто).

- Чем отличаются звуки от букв?

Звуки слышим и произносим. А буквы видим, читаем и пишем.

Игра «Кто внимательный».

Воспитатель предлагает ещё раз вспомнить, какие бывают звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки), каким цветом мы их выделяем (гласные – красным, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным).

- Давайте поиграем. Возьмите три фишки (красную, синюю, зелёную), положите их перед собой. Я буду называть звуки, а вы, определив какой это звук, будете поднимать фишку нужного цвета.

Дь, К, А, Л, О, П, И, Мь, Н, У, Ж, Сь, Т, Ч, Й.

Звуковой анализ.

Слово сани - у доски работает один ребёнок, остальные за столами самостоятельно.

- Сколько всего звуков в слове сани? (четыре).

- Какой первый звук? (С). Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой это звук? (согласный твёрдый, отмечем синей фишкой).

- Второй звук? («А»). Какой он? (гласный, его можно протянуть, пропеть, отмечаем красной фишкой).

- Третий звук в слове сани? (звук «НЬ» – он согласный мягкий, обозначаем зелёной фишкой).

- И последний, четвёртый звук в слове? (Последний звук в слове гуси, звук «и» – он гласный, потому что при произношении его нам во рту ничего не мешает, обозначим его красной фишкой).  

- Что мы можем сказать про слово гуси, глядя на схему (в слове сани два гласных звука, значит и два слога). - Правильно, мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Назовите первый слог (са), второй слог (ни).

- Послушайте, я произнесу слово саааани, а теперь саниии.  Как вы думаете, какой слог ударный: первый или второй? Напомню, что ударным называют тот слог, который произносится протяжнее, который «заметнее» в слове, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Так какой же слог ударный (первый).

 В ударном слоге протяжнее произносится именно гласный звук (читаем слово с ударением, синхронно ведя указкой под схемой слова, т. е. задерживаем указку под второй клеточкой). Гласный звук в ударном слоге, который произносится более протяжно, также называют ударным. Слог ударный – и гласный в этом слове ударный.

- Так какой же слог ударный в слове сани? (са).

- А какой гласный ударный? («а»).

- Ударный гласный звук мы будем обозначать чёрной фишкой, которую нужно ставить над красной фишкой – звуком «а». Воспитатель подчёркивает, что ударный звук в слове может быть только один, все остальные гласные называют безударными.

- Какой безударный звук в слове сани? («и»).

- А теперь давай зарисуем схему слова гуси в тетрадь и поставим ударение.

- А теперь самостоятельно составьте схему слова волк.

           

                       Игра «Живые звуки».

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Живые звуки». Играть будут те дети, которые отгадают мои загадки.

-Какой второй звук в слове «сыр», какой первый звук, третий звук? А теперь составьте слово. Правильно ли дети составили слово? Звук «К» - назови слово на свой звук, звук «Л», - назови своего братца, звук «У» - покружись на месте. Молодцы, звуки, справились с заданиями. Поставьте звуки в свои домики и присаживайтесь.

-Какой третий звук в слове «шар»? Какой 2й? 3й? Составьте слово. Звук «Р», назови слово на свой звук. Звук «Ш», произнеси свой звук, какой он? Звук «А», назови слово, чтобы оно заканчивалось на твой звук.

Физкультминутка. Игра «Бывает – не бывает».

-Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх.

- Волк бродит по лесу. – Волк на дереве сидит.

- В кастрюле чашка варится. – Кошка по крыше гуляет.

- Лодка по небу плывёт. – Девочка рисует домик.

- Домик рисует девочку. – Мышка любит сыр.

- Мама поехала на рынок. – Кот купил колбасу.

- Рыбка лежит на сковородке. – У слона четыре ноги.

- У курицы две ноги. – Курица меньше индюка.

- Внук младше дедушки. – Дедушка учится в школе.

 Игра «Сколько частей в слове».

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Сколько частей в слове». Я буду называть слова, а вы скажете сколько частей в слове. (Сколько раз похлопали в ладоши, столько частей в слове). Например: зи-ма, ле-тит, бе-ги, по-ми-дор, бе-ге-мот, стул, жи-раф, ве-ло-си-пед

 Задание «Продолжи слово».

 Дети продолжают называть слово:

РЫ – рысь, рыба ЗИ – зима, Зина

ВА – ванна, Ваня ЛИ - Липа, лиса

ЛУ – луна, лужа ТИ-тина, тишина

РО-роза, ролы СИ - сифон, сила

МА-маки, машина РЯ - рядом, ряд

- Какое животное спряталось в слове РАКЕТА? (РАК)

- Какая часть лица человека спряталась в слове КОЛОБОК? (ЛОБ).

-Какая домашняя птица спряталась в слове ШУТКА? (УТКА).

  Игра «Собери ромашку».

-Ребята, сейчас мы с вами разделимся на 3 команды. Каждая из команд должна будет собрать из лепестков, лежащих на столе ромашку. Только одно условие: 1я команда собирает ромашку с серединкой красного цвета, ей понадобятся лепестки на которых нарисованы предметы, начинающиеся на гласный звук. 2я команда собирает ромашку с серединкой синего цвета. Ей понадобятся лепестки с нарисованными предметами, начинающимися с согласного твердого звука. Ну, а 3я команда собирает ромашку с серединкой зеленого цвета. Какие она возьмет лепестки? (Лепестки, названия, которых начинаются на мягкий согласный звук).

                     Анализ занятия.

-Ребята, что мы сегодня делали на занятии?

-Что вы нового узнали на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуковой состав слова, как основа успешного обучения чтению старших дошкольников в школе.

Ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова....

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...

Конспект занятия По звуковой культуре речи В старшей группе Тема: «Слоговой состав слов по теме Мебель»

Предлагаю вам конспект по звуковой культуре речи. Уточнение и активизация словаря по теме «Мебель». к данному конспекту требуется презентация....

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...