Конспект ОД по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе по теме: «Умный Ивашка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Хабибуллина  Валентина Николаевна

Конспект занятия для подготовительной группе по образовательной программе "Истоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_oo_razvitie_rechi_umnyy_ivashka.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №99 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казани

Конспект ОД по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе по теме:

«Умный Ивашка»

Выполнила:

Хабибуллина В.Н.

Цель: совершенствовать речь детей. Закреплять навыки устной речи, фонематический слух. Упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове.

Задачи:
Развивать диалогическое общение детей с взрослыми и сверстниками.

Учить рассуждать.

Произвольно строить предложения разной грамматической структуры.

Уточнять представления детей о словесном составе предложения.

Познакомить с многозначными словами «корешок» и «свежий».

Воспитывать интерес к письменной речи.

Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения.

Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Материалы, инструменты, оборудование: две-три книги, карандаш, газеты, карточки со словами: СКАЗКИ, СТИХИ, РАССКАЗЫ, ЧИТАЮТ, ДРУЗЬЯ, ДЕТИ, И, ДЕДУШКА, БАБУШКА, ПАПА, МАМА, СЛОН, ЕЖИК; • (точка).

Ход занятия.

В.:        Ребята, к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

Ответы детей:

-Здравствуйте - Мы рады вас видеть - Добро пожаловать - Приходите, пожалуйста

В.:        Как много хороших, добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится: «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ». Я предлагаю поиграть в игру «Комплименты».

В.:          Давайте с вами подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг. (Дети, передавая игрушку «сердечко», говорят друг другу комплименты)

Ребята, от теплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо!

В.:        Ребята садимся на стульчики и начнем наше общение.

В.:        Ребята послушайте, пожалуйста, пословицу «Без грамоты — как без свечки в потемках». Объясните, как вы ее понимаете?

Ответы детей.

В.:        Молодцы, интересные ответы. Правильно, грамота дарит человеку свет знания, учит читать, писать, считать. Без грамоты — как без света.

Послушайте еще пословицу и найдите среди них близкую по смыслу, а также объясните свой выбор:

  1. Много гостей — много и новостей.
  2. Ученье — свет, а неученье — тьма.
  3. Грамоте учиться всегда пригодится.

Ответы детей.

В.:        Ребята, а зачем людям нужна грамота?

 Ответы детей.

В.:        Грамотный человек много узнает из книг, газет, журналов.

Послушайте загадку и скажите мне, о чем она:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а разговаривает. (Книга).

Ответы детей

В.:        Ребята посмотрите на книгу (берет в руки книгу). Какие у нее листы (демонстрирует листы книги), как она прошита. А вы знаете как она разговаривает?

Ответы детей.

В.:        Предлагаю вам отгадать еще одну загадку.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (Книга)

В.:        Ребята, а кто может показать и объяснить где поля у книги? Где корешок?

Ответы детей.

В.:        Молодец! Посмотрите еще раз на книгу. Вот здесь поля, а здесь корешок. Ребята, а у чего еще есть корешок?

Ответы детей (у дерева, у травы, у овощей, у зуба).

В.: Ребята, а теперь немного отдохнём

Артикуляционная гимнастика

Шу-шу-шу, сижу тихо, не шуршу (дети легко ударяют ладонями по коленям).

Уши-уши-уши – приготовим уши (потягивают за мочки ушей)

Уша-уша-уша – буду сказку слушать (представляют ладонь то к одному уху, то к другому)

Ша-ша-ша - очень сказка хороша (Хлопают в ладоши)

В.:        Молодцы! Я вам приготовила еще одну загадку:

Голубочка бела

В дом влетела,

Что на свете видала,

Все рассказала. (Газета)

Как вы думаете, что это?

Ответы детей.

В.:        Посмотрите, что у меня в руках?

Ответ детей.

В.:        Правильно, это газета (разворачивает ее). В газете печатают свежие новости. Ребята, а что значит «свежие» новости, как вы понимают это выражение?

Ответ детей только что полученные; новости о событиях, которые произошли недавно.)

В.:        А что означает слово «свежий», когда мы говорим «свежий ветер»?

Ответ детей (прохладный).

В.:        «Свежая рубашка»?

Ответ детей (Чистая).

В.:        Послушайте новую загадку и скажите мне, что это за рубашка, о которой в ней говорится?

Умный Ивашка

Всю жизнь в одной Рубашке,

По белому полю пройдет —

Каждый след его поймет. (Карандаш)

В.:        Это ребята карандаш и его «рубашка».

Предлагаю вам разучить вместе со мной скороговорку: «У Мишки и Ивашки на рубашке кармашки».

Встаем, когда будем учить скороговорку помогайте себе руками, сжимая и разжимая кулачки (руки то держат перед собой, то опускают). Скороговорку произносят в умеренном темпе, меняя силу голоса.

В.:        Молодцы! А теперь устроим небольшое соревнование. Вам надо разделится на команды по 3 человека и рассказать скороговорку (выслушивает всех). А теперь снова читаем скороговорку все вместе.

Ребята, немного отдохнем.

Гимнастика для глаз

Терем- терем - теремок! (Движение глазами вправо- влево)

Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит. (Моргают глазами)

В.:        Молодцы. Ребята, сегодня вы познакомитесь с новыми словами, посмотрите на карточки: СКАЗКИ, СТИХИ, РАССКАЗЫ. («Читает» вместе с детьми, ведя пальцем под словом, слева направо).

В.:        «Что карандаш написал, то люди читают». Предлагаю посмотреть, как пишется слово ЧИТАЮТ.

Затем выкладывает на наборном полотне предложение: ДРУЗЬЯ ЧИТАЮТ СКАЗКИ.

В.:        Ребята прочитайте, что я выложила.

Ответы детей.

В.:        Кто-нибудь хочет составить свое предложение. На столе разложены карточки: ДЕТИ, И, ДЕДУШКА, БАБУШКА, ПАПА, МАМА.

Задание выполняют 3 ребенка.

В.:        Ребята, не хотите ли посмеяться. Предлагаю прочитать забавное предложение: СЛОН И ЕЖИК ЧИТАЮТ РАССКАЗЫ.

Ребята придумывают свои смешные предложения, используя карточки с новыми и давно знакомыми словами.

В.: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что вам понравилось? Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках запутанных сказок»

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках запутанных сказок»

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках запутанных сказок» ...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках запутанных сказок»

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках запутанных сказок»Воспитат...