Конспект занятия по развитию речи :" Путешествие по русскому народному фольклору"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Василенко Галина Анатольевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме:"Путешествие по русскому народному фольклору"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_folkloru.docx551.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №12 г.Моздока

РСО-Алания

«Путешествие по русскому народному фольклору»

Конспект НОД   по развитию речи в старшей логопедической группе №11

Выполнила: учитель-логопед

старшей логопедической группы №11

Василенко Галина Анатольевна

2016г

Конспект НОД  по развитию речи в старшей логопедической группе №11

«Путешествие по русскому народному фольклору»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Коррекционно - образовательные  задачи:

- Продолжать знакомить  детей с русским народным фольклором, с традициями , предметами быта русской избы;

- Формировать знания детей о русском народном костюме (женском , мужском );

- Формировать  знания детей о предметах старинного русского быта : (печь, горшки, чугунки, кувшины, ухват, самовар, прялка, сундук…)

- Закреплять  знания  детей о  росписи:  хохлома, гжель; закрепить основные цвета и элементы росписей;

- Составление описательного рассказа о посуде: хохломской, гжельской росписи ( по мнемотаблице )  по цепочке.

Коррекционно - развивающие  задачи :

- Развивать речевую активность детей: диалогическую и монологическую речь.  

--Продолжать учить отвечать полными ответами.

- Развивать познавательную активность, любознательность и творчество;

- Продолжать развивать зрительное восприятие, внимание, мышление;

- Совершенствовать общую и мелкую моторику, продолжительность выдоха;

 Коррекционно - воспитательные  задачи :

- Воспитывать познавательную активность к русскому народному фольклору;

- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость  к русской народной музыке, народным играм и хороводам,  традициям, обычаям гостеприимства;

- Воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества.

Здоровьесберегающие  технологии: применение – пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, физминутки - народная игра.

Словарная работа :

Активизация и обогащение словаря:

- Предметы быта: русская изба, горница, русская печь, горшки, чугунки, ухват, самовар, прялка, сундук;

-Русские народные костюмы: женский – сарафан, рубаха, кокошник, ленты;  мужской : рубаха-косоворотка, кушак, штыны- порты, лапти;

-Росписи посуды: хохлома, гжель – завитки, ягодки, усики…..;

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы и приёмы:

-Художественное слово ( загадки, стихи, пословицы, поговорки, пальчиковые игры);  сюрпризный момент,  дыхательные упражнения, пальчиковая игра,  мини-музей «Русская изба», показ слайдов, объяснение, вопросы, сравнение, дидактическая игра, народная игра «Плетень», мнемотаблица, хоровод с музыкальным сопровождением, угощение;

Оборудование:

- Демонстрационный  материал: экран, проектор, презентация « Русская изба» русские народные костюмы  для детей (женский, мужской); русский народный костюм для хозяюшки; каравай, мини-музей «Русская изба» с предметами быта: посуда, самовар, лапти, плетень, куклы в русских народных костюмах, столик расписной, посуда хохломской росписи; пирог; мнемотаблица (посуда ) ; тсо – музыка : «Во поле берёза стояла» , «На горе -то калина».

- Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением посуды; угощение – пирог.

Предварительная работа:

- Разучивание  пословиц, поговорок, загадок, хоровода, народной игры: «Плетень»

- Рассматривание предметных  картинок  и слайдов  по теме: «Музей русской избы»;

- Знакомство с русским народным костюмом (женский, мужской)

- Знакомство с хохломской и гжельской росписью;

- Чтение русских народных сказок;

Форма проведения: игра – путешествие в музей.

Ход занятия:

1.Оргмомент:

( под  музыку «Во поле берёза стояла» дети в русских народных костюмах входят в зал. Девочки становятся напротив мальчиков. Приветствуют друг друга и гостей.)

- Здравствуйте, красны девицы !

- Здравствуйте, красны молодцы!

 -Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим!

--Сегодня мы с вами будем путешествовать по русскому народному фольклору.

«Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал.

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись,  шутили , песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели .»

-Ребята,  что такое фольклор ? ( потешки, заклички, загадки , пословицы, поговорки, скороговорки, игры, хороводы,сказки….)

--А кто всё это сочинил ? ( народ)

--  Я вас приглашаю   в музей «Русской избы». 

(под музыку : « Во поле берёза стояла»  дети проходят в музей )

РУССКАЯ ИЗБА,  ПРЕДМЕТЫ БЫТА . (Презентация)

 (Хозяйка встречает гостей с хлебом и солью)

--Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим!

-- Гость на порог – хозяину радость ! (пословица)

-- Мы с вами продолжим знакомство с бытом русской избы:

Загадка:«Стоит жилище, деревянные бочища,

                    Внутри печь да дрова  - это русская … ИЗБА  (слайд 2)

-- Давным–давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен.(слайд 3)

-- Украшали избы -  узорами.

- А мы сейчас где с вами живём?  (Мы живём в домах, квартирах)

-- В избе была всего одна большая комната. ГОРНИЦА. (слайд 4 )

-- Как она называлась?  ( Эта комната называлась – горница)

- Из какого материала сделана мебель в горнице ? ( Вся мебель сделана из дерева )

Загадка:« Летом спит – зимой горит ?» (ПЕЧЬ) (слайд 5)

-В народе говорили: « Без печи - нет избы».

-- Для  чего нужна печь в избе? ( В печи готовили кашу, щи , пекли пироги, хлеб)

-- А ещё для чего нужна была печь ? ( Печь обогревала избу)

-- Кто спал на завалинке? ( На завалинке спали дети и старики )

Загадка:      « Сделан я из глины ,

                      чтоб во мне кашу варили» (ГОРШОК ) ( слайд 6)

ГОРШОК – был главной кухонной посудой.

-- Для чего нужны горшки? ( В горшках варили кашу. Хранили муку, молоко)

(слайд 7)(  Женский горшок )

--Это какой горшок? ( Это женский горшок)

--Какой формы, какой по стуку? ( Горшок вытянутой формы. По стуку он  звонкий)

(--Когда купали детей, то девочек поливали  водицей из женского горшка , чтобы они росли стройными и красивыми )

(слайд  8 )  Мужской горшок

--Это какой горшок? ( Это – мужской горшок)

--Какой он формы? Какой по звуку? ( По форме он пузытый.По стуку – глухой)

-- (Когда купали мальчишек, то поливали водицей из мужского горшка, чтобы они росли сильными и крепкими)

Загадка: « Он, как круглая кастрюля

                     Он чумазый, не чистюля.

                    Где там, в печке уголёк.

                    Кашу сварит….(ЧУГУНОК )   ( слайд  9)

--Чугунки были тяжёлые , сделаны из чугуна.

-А мамы сейчас в чём готовят  еду? (Мамы готовят в кастрюлях)

Загадка: « У печи стояли важно,

                    Как стойкие солдаты…

                     Железные ….УХВАТЫ   ( слайд 10 )

-- Как помогал ухват хозяйке? ( Ухват помогал хозяйке достать горячий чугунок из печи)

 ( слайд 11) – А на столах стояла расписная  ПОСУДА.

-- Из какого материала сделана эта посуда? ( Она сделана из дерева – деревянная)

-- Какой росписью украшена ? ( Посуда украшена хохломской росписью)

Загадка:« Всех кормлю с охотою ,

                   а сама –безротая»( ЛОЖКА – слайд 12)

- У каждого члена семьи была своя ложка.

--Какие были ложки? ( Ложки были деревянные.)

-- Как расписывали ложки? (Ложки расписывали разными узорами.)

-- В гости тоже ходили со своей ложкой.

-- А у нас сейчас какие ложки?  ( У нас – железные ложки)

Загадка:« Выпускает жаркий пар ,

                    Древний чайник – ….САМОВАР»( слайд 13)

--А для чего нам нужен самовар, мы расскажем и покажем дыхательной гимнастикой:

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА: «САМОВАР»

Воды нальём мы в самовар -        (насос)

Шу-шу-шу.

Угольки раздуем в жар -                 ( вращаем головой в стороны, вперёд)

Шух – шух – шух.

Самовар уже пыхтит –                 (руки на поясе, повороты головы в стороны)

Пых-пых-пых.

Чай сейчас наш закипит -                 (чашечка, длительный выдох)

Ши-ши-ши.

Напьёмся чаю от души –                   (круговые движения по животу)

Фы–фы-фы.

Загадка: « Что за барыня такая?

                    В гребень шерсть она берёт,

                    Тонкой ниточкой пушистой,

                    Потом пряжу отдаёт ?»  ( ПРЯЛКА )  ( слайд 14)

--Для чего хозяйке нужна была прялка? ( Прялка хозяйке нужна для того, чтобы прясть пряжу)

-- А из ниток ткали полотно и шили одежду.

- А где же хозяйка хранила одежду ?( в СУНДУКЕ ) ( слайд 15 )

-А где мы сейчас храним одежду? ( Мы храним одежду в шкафу)

- Давайте посмотрим , что находится в нашем сундуке ? ( русские народные костюмы : женский и мужской ) ( слайд 16 )

- Давайте рассмотрим женский костюм:( описательный рассказ девочки)

Девушки носили: белую рубаху  и  сарафан. Сарафан – это платье без рукавов, на широких лямках. Спереди сарафан украшали узорной  тесьмой,  красивыми пуговицами. Молодые  девушки на голове  носили ленты. На праздники надевали веночки. Замужние женщины  на голову надевали -  «кокошник».

- Давайте рассмотрим мужской костюм: (описательный рассказ мальчика)

Мужчины носили рубаху – называли её «косоворотка». У рубахи –  ворот  был украшен  тесьмой. Рубахи носили на выпуск, подпоясывали узким поясом- кушаком.  Штаны назывались – «порты», книзу заправляли в сапоги, или завязывались  лаптями.

(слайд 17- Лапти) « А вот и лопаточки,

                                     Прыгали в них через кочки.

Лапти – обувь простого народа.

--Из чего плели лапти ? ( Лапти плели из лыка – кора деревьев липы, ивы)

-- Лапти носили и летом и зимой. У каждого члена семьи было по несколько пар лаптей.

- А теперь пришла пора поиграть нам детвора.( слайд 19 – ПЛЕТЕНЬ)

ФИЗМИНУТКА:   РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА « ПЛЕТЕНЬ»

Есть народная игра              (идут по кругу)

Называется – «Плетень».

Нам в неё играть охота,       (пружинка –руки на поясе)

Нам в неё играть не лень!     (грозят пальчиком)

Раз плетень, два – плетень,   (приседают 2 раза)

Спрячемся от солнца в тень.  (закрывают лицо руками)

Посидим , отдохнём,                (сидят)

И опять играть начнём.          (встали руки вверх)

1, 2, 3 – плетень собери!

(С окончанием слов дети строятся в 2 шеренги, скрестив руки крест накрест)

- Издавна русский народ славился трудолюбием.( слайд 18)  (уборка в поле)

- А расскажем о работе в поле мы  ЧИСТОГОВОРКАМИ:        

--Жай,жай,жай, - будет хлеба урожай.

--Жи,жи,жи – вот колосья ржи.

--Ицу,ицу,ицу – убирают всю пшеницу.

-А знаете ли вы пословицы, поговорки о труде?

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ :  «Я начну, а вы – закончите»

Без труда - хлеб не родится никогда .

Хлеб – всему голова.

Без труда - не вынешь и рыбку из пруда.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Землю красит -  солнце, а  человека  -  труд .

- И нам с вами нужно потрудиться. Посуду починить. Поможете?  Но сначала разомнём наши пальчики:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА : «ПОСУДА»

Вот изба и в ней светло,             (домик из пальчиков)

Здесь от печки нам тепло.          ( трём ладошки)

В печку ставим – чугунок,            (чашечка)

Каши чтоб сварить нам смог.      (вращаем рукой, как ложкой)

Дружит с чугунком ухват,          (вытянута рука, показ большим и указательным)

Достанет кашу для ребят.

Деревянную посуду                         (чашечка)

В печку ставить я не буду.              (грозим пальчиком)

Ложки и тарелки:                               (указательный палец и колечко )

глубокие и мелкие.                            (чашечка глубокая и мелкая)

Радуют нам взоры,                            (хлопки в ладоши и кулаки)

Красивые узоры.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА : « СОБЕРИ ПОСУДУ» (Хохлома, гжель))  (разрезные картинки: тарелка, кувшин)

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ О ПОСУДЕ  (Хохлома, гжель) ( слайд 20)  (по цепочке)

(Что это? Какой формы? Какого размера? Из какого материала изготовлен? Какой росписью украшен? Какие цвета росписи? Назови элементы узоров? Части посуды? Для чего нужна?)

-- Молодцы ребята, и как говорят внароде: « Кончил дело – гуляй смело!»

--А мы  с вами хоровод заведём.( слайд 21)

ХОРОВОД: « НА ГОРЕ - ТО КАЛИНА»

ИТОГ :

-Где мы с вами побывали в гостях? (Мы были в гостях в русской избе )

- Вам понравилось путешествие?

- Молодцы, ребята!  За ваше старанье и умения вам от меня – угощенья!

                                          Кончилось веселье-

                                          Пришло время – угощенья!

                                           Не робейте, не стесняйтесь,

                                           Сладостями угощайтесь!

F:\АТТЕСТАЦИЯ ВАСИЛЕНКО Г.А с фото\фото\75ab5be0b1bf032b214dcdb5afe57057.jpg

F:\АТТЕСТАЦИЯ ВАСИЛЕНКО Г.А с фото\фото\dd7b68deec34cc3d3c94a1fe867144b7.jpg

7efe3722edd9c6993f467e5720e60ff3.jpg

5c1839711a93825d3e59a34c6e95a1ce.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи "Путешествие по русским народным сказкам"

Итоговое занятие по русским народным сказкам. Проводилось с подгруппой детей....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Русская народная песенка «Дождик, дождик, поливай…» (для детей старшего дошкольного возраста)

В данном конспекте представлен материал по обучению детей старшего дошкольного возраста заучиванию стихотворений...

Конспект занятия по развитию речи "В мир русских народных сказок" (вторая младшая группа)

Цель:1.     Закрепить знания детей о русских народных сказках.Задачи:1.     Закрепить названия ранее прочитанных русских народных сказок.2....

Занятие по развитию речи «Путешествие по русским народным сказкам»

Занятие по развитию речи «Путешествие по русским народным сказкам» в подготовительной группе...

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по русским народным сказкам» в подготовительной группе

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.Развивающ...

Занятие по развитию речи «Путешествие по русским народным сказкам»

Занятие по развитию речи для детей второй младшей группы, разработано с целью закрпления русских народных сказок в игровой форме....