ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ИГРЫ С БУКВАМИ И СЛОВАМИ.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Клева Елена Владимировна

Материал представлен технологической картой НОД по развитию речи дошкольников 6-7 лет по материалам методического пособия В. В. Гербовой "Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада". Будет полезен педагогам ДОО, работающим по программе "От рождения до школы" (Вераксы и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_tehkarta2_kleva.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

Воспитатель: Клева Е. В.

Группа: подготовительная «А»

Образовательная область: «Речевое развитие».

Направление: развитие речи.

Тема: «Звуковая культура речи. Игры со звуками и словами»

Педагогическая цель: Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. Автоматизировать произношение звука [Ш] и слога «ША». Обогатить и активизировать словарный запас детей.

Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; хорошо понимает устную речь, может вербально выражать свои мысли, отвечает полным предложением; проявляет любознательность, задает вопросы; овладевает основами грамотности.

Освоение содержания образовательных областей: «Коммуникативно-социальное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Средства реализации: мяч, иллюстративный материал по теме (буква «Ш» и звук [Ш], буква «А»), магнитная доска, водные маркеры, плакат «Ель», игровые карточки «елочные шарики» с изображением различных объектов, карточки для игры в «Словодел», счетные палочки, семена фасоли и подсолнечника, пластиковые тарелочки.

Организационная структура игровой образовательной деятельности

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1

2

3

Мотивационно-побудительный

Организует «рефлексивный круг», настраивает детей на доброжелательное отношение друг к другу.

Проводит в кругу речевое упражнение (предлагает вспомнить все известные детям гласные звуки, а затем хлопками отметить произнесенные слова, где есть эти звуки).

Сообщает, что в гости к ребятам пришла новая буква, загадывает загадку:

Шар воздуШный, чуть дыШа,
Я рисую не спеШа.
И котенка-малыШа.
С ними букву — букву... («Ша»)

Передавая по кругу мяч, здороваются друг с другом (вербально, рукопожатием, жестом одобрения).

Называют гласные звуки, выполняют хлопки при произнесении педагогом слов, содержащих нужные гласные звуки.

Внимательно слушают и разгадывают загадку, рассматривают иллюстрации к словам, содержащим звук [Ш].

Организационно-поисковый

Приглашает детей сесть на свои места за столом, выложить «портрет» буквы «Ш» счетными палочками и определить, сколько для этого может понадобиться палочек.

Предлагает детям решить «хитрую» задачку в стихотворной форме:

По тропинке, по дорожке
Шли четыре Понарошки,
А навстречу на горошке
Проезжали три картошки.
Если каждой Понарошке
Дать на завтрак по картошке,
То одной из Понарошек что достанется? ...

Спрашивает детей, что же достанется четвертой Понарошке? Или ей совсем ничего не достанется?

Повторяет первые четыре строчки стихотворения и просит назвать слова со звуком [Ш]. Затем предлагает сосчитать звуки в словах шли, шаги и назвать их.

Задает вопросы по теме (звук [Ш] какой – мягкий или твердый? Какой цвет нравится нашей букве «Ш» больше всего – синий, зеленый или красный?

Сообщает детям, что к букве «Ш» в гости пришла другая буква:

Айболиту все сперва

Говорили букву... («А»).

Спрашивает, как можно прочесть обе буквы сразу?

Предлагает определить: «ША» – это отдельный звук, слово или часть слова?

Проводит дидактическую игру «Словодел».

 

Организует подвижную игру «Ручеек» (справа – ребята с красными медальками («А»), слева – с синими («Ш»), оставшаяся без пары «буква» под музыку ищет себе пару – гласную или согласную).

Приглашает ребят присесть в кружок на коврик. Проводит дидактическую игру «Украшаем елочку».

Выясняет у детей, все ли слова им понятны, и объясняет, что такое шаляй-валяй, шарлотка, шатер; уточняет, кто такой шахтер.

Предлагает вспомнить, в именах каких сказочных героев есть слог «ша» (Красная Шапочка, Шапокляк, Шамаханская Царица, пес Шарик из Простоквашино, попугай Кеша).

Проводит упражнение на тренировку пальцев и языка:

Посадили зернышко —
Вырастили солнышко. (Подсолнух)

Просит детей повторить загадку, каждый раз выделяя голосом ударное слово (3–4 индивидуальных ответа).

Предлагает потренировать пальчики.

Организует словесную игру со «снежком» (мячом) «Я – вам, вы – мне». Предлагает проанализировать загадку про декабрь и предложение «Декабрь – очень холодный месяц».

Выкладывают букву «Ш» счетными палочками, считают количество палочек, называют свои варианты ответа.

Внимательно слушают, ищут решение, высказывают свои версии.

Называют слова, начинающиеся с заданной буквы.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Отгадывают загадку.

Приходят к выводу, что «ша» – это часть слова (слог).

Составляют из карточек слова, начинающиеся со слога «ша» (ша-ры, ша-лаш, ша-пито, ша-хматы, ша-лунья, ша-пка, ша-рф, ша-ль…).

Выполняют игровые действия под веселую мелодию.

Садятся в кружок.

В соответствии с условиями игры выбирают только те елочные шарики, на которых изображен объект, содержащий слог «ша»).

Повторяют за воспитателем новые для них слова, начинающиеся на ша-: шаль, шаляй-валяй, шампиньон, шапка, шарлотка, шатер, шахтер. Проговаривают слова вслед за педагогом, запоминают их.

Повторяют движения за воспитателем.

Повторяют текст загадки.

Разбирают по размерам и цвету семена черной и белой фасоли и подсолнечника в отдельные тарелочки.

Каждый, поймавший «снежок», дает свой ответ на заданный вопрос.

Сами предлагают для анализа 1–2 предложения.

Рефлексивно-коррегирующий

В форме «рефлексивного круга» побуждает детей поделиться своими впечатлениями (что понравилось, что вызвало затруднения, что запомнилось больше всего).

Выражают свои эмоции и впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

Конспект "Звуковая культура речи. Произношение звуков в звукосочетаниях, словах, фразах.

Конспект образовательной деятельности  по образовательной области "Речевое развитие " разработан для детей младшей группы....

Конспект занятия обучение грамоте в подготовительной группе. Тема: Звуковая культура речи. "Звук и буква "л"

Конспект занятия подготовка к  обучению грамоте в  подготовительной группе будет полезен педагогам и логопедам....

Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м,мь в словах. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м,мь в словах и в фразах.Задачи: 1. Закрепить навыки различения звуков м, мь.2. развивать фонематический слух.3. воспитывать усидчивость.4....

проведение занятия по обучению звуковой культуре речи с элементами грамоты. С использованием технологии – игра-квест. «Аля, Кляксич и пропавшие буквы»

Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различения согласных (твердых\мягких) и гласных звуков.Задачи:· Закрепить знание букв в алфавите.· Дифференциация...

Конспект занятия по развитию речи старшая группа на тему: "Звуковая культура речи. Звук (р) в словах.

Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах)Задачи:Образовательные:Продолжать упражнять детей в различении слов, начинающихся со звука Р, ориент...

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря.

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря....