Конспект занятия обучение грамоте в подготовительной группе. Тема: Звуковая культура речи. "Звук и буква "л"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Гамолей Любовь Николаевна

Конспект занятия подготовка к  обучению грамоте в  подготовительной группе будет полезен педагогам и логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе

Тема:  Звуковая культура речи. «ЗВУК И БУКВА «Л»

Цель: продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части.

Задачи:

1.Познакомить детей со звуком «л», как согласным звуком, его условным обозначением – синий квадрат, обозначать на схеме место звука «л» в слове, используя условное обозначение.

2.Учить детей составлять и читать слоги.

3. Закреплять умение детей интонационно выделять звук «л» в слове.

4. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха у детей, умение понимать и самостоятельно выполнять учебную задачу, умение работать в парах.

5.Развивать тонкую моторику рук, через пальчиковые и графические упражнения.

6. Воспитывать у детей чувство стремления к удовлетворению результатами собственной учебной деятельности.

Методы и приемы: словесный ( скороговорка, чистоговорка, объяснение, разъяснение, показ), наглядный ( картинки, схемы), практический –игровой ( игры, упражнения, пальчиковая гимнастика, физминутка)

Раздаточный материал: слоговые домики, фишки.

Демонстрационный материал: буква «л», предметные картинки со звуком «л», картинка «Бегущие звуки» (образование слогов), шуточное изображение буквы «л», буква «л», «Теремок», синий квадрат.

Перед занятием артикуляционная гимнастика (третий комплекс) на постановку звука «л»

Ход занятия

Ребята, сегодня на занятии ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ, мы познакомимся со звуком «л», его обозначением на схеме слова, продолжим учиться определять место звука «л» в слове, а самое главное начнем учиться составлять и читать слоги. И еще спешу сообщить вам радостную новость, к нам на занятие прилетела тетушка Сова. Давайте с ней поздороваемся! И, принесла нам на занятие много увлекательных игровых заданий.

С вашего позволения, сова понаблюдает за вами со стороны, устала, длительный был перелет.

Ребята, сейчас я вам предлагаю маленькую разминку, которая поможет нам перейти к знакомству с новым звуком, послушайте скороговорка

Пошел Игнат, лопаты покупать, купил Игнат, пяток лопат.

Все вместе проговариваем, индивидуальные ответы детей.

И разминка называется «Закончи чистоговорку» я начинаю произносить чистоговорку, а вы подбираете похожее по значению слово и размещаете его на картинке.

Вокруг зеленой елки бродили злые… волки 

(один ребенок по просьбе воспитателя добавляет изображение на  картинке)

В этот маленький лесок покатился …..колобок

Ночь прохладна и темна, на небе яркая…..луна

Я сейчас повторю для вас слова, подобранные вами, а вы внимательно послушайте и назовите звук, который я выделю голосом: воЛки, коЛобок, Луна.

- выделили звук «л»

Ребята, давайте повторим названные слова, выделяя их интонацией. Дети называют слова.

Маруся какой звук слышится в каждом слове? (в каждом слове слышится звук  «л»)

Ребята, послушайте и скажите, этот звук можно пропеть или протянуть так же как гласный? Ллл

- нет, звук встречает препятствие.

Какое?

- это препятствие зубы.

Давайте произнесем этот звук и посмотрим в зеркало.  При произношении звук «л» встречает на своем пути преграду во рту – зубы, точнее верхний ряд зубов. Язык помогает нам произносить этот звук. А теперь внимание! Кто может сказать, как называются такие звуки?

- эти звуки называются согласными.

Правильно. Вова, какие звуки называются согласными? Которые встречают во рту преграду на своем пути.

Ребята, хочу я проверить, какие внимательные у вас уши. Сейчас мы проведем игровое упражнение. Посмотрите внимательно на картинки нашей гостьи, и назовите лишь те, в которых слышится звук «л»

(ложка, вилка, велосипед, елка) в слове  шар, жук нет звука «л»

Какой звук слышится в каждом слове? - В каждом слове слышится звук «л»

К каким звукам относится этот звук? - Этот звук относится к согласным звукам.

Ребята, что это? – схема слова.

Правильно, А теперь внимание! Как вы думаете, что обозначает синий квадрат на схеме? – синий квадрат – это условное обозначение согласных звуков, с их помощью обозначаем на схеме место согласного звука в слове.

Воспитатель: выкладывает синий квадрат на схему.

Тетушка Сова уже успела отдохнуть и хочет с вами поиграть.

Но сначала, громко назовет звук «л», с которым мы познакомились. –ллл

Что же вы так кричите, нельзя ли потише? Напугаете тетушку Сову.

Ребята, давайте в пол тона произнесем звук «л» ллл. Хорошо. Тетушка довольна. Первая игра называется «Теремок». Вам нужно назвать картинки и поместить их в домики схемы, тем самым определяя место звука «л» в слове.

Дети по желанию выходят к теремку, называют слово, выделяя интонационно звук «л» ставят синий квадрат, обозначая на схеме его местонахождение.

Работу детей у доски воспитатель сопровождает уточняющими вопросами:

Где в слове лошадь находиться звук «л»? в слове лошадь звук «л» находится в начале. Где находится звук «л» в слове белка? В слове белка звук «л» находится в середине. Где в слове дятел находится звук «л»? в слове дятел звук «л» находится в конце.

Сейчас очень трудное задание. Услышав в слове мягкий звук «ль», надо хлопнуть в ладоши и сразу же положить руки на стол. Итак: Юла, Юля, кальмар, ладошка, легонькая, Любушка, голубушка.

Молодцы, ребята. Предлагаю вам немного отдохнуть.

Физминутка.

Лошадь по полю скакала: вот так, вот так.

Белка шишки собирала, вот так, вот так.

Дятел высоко летал, вот так, вот так.

Тетушка Сова, а сейчас мы с ребятами будем учиться составлять и читать слоги.

Ребята, гласные звуки не любят звучать в одиночку, они постоянно ищут себе друзей среди согласных звуков, образуя с ними слог. Вот и сегодня наши знакомые друзья бегут навстречу к звуку «л», чтобы образовать с ним новые слоги.

Послушайте что из этого получается. Слоги бывают прямые: ла, ло, лу, лы, лэ.

Воспитатель показывает речевой образец слияния звуков в слоге и обратные ал, ол, ул, ыл, эл.

После хорового чтения слогов, проводятся 2-3 индивидуальных упражнеиия.

Предлагаю  детям повторить группами сначала девочкам, затем мальчикам.

Мы с вами умеем играть в игру «Я – вам, вы- мне», не так ли? Но сегодня мы будем считать не слова в предложении, а части слова.

Но сначала нам надо подготовить пальцы к работе. Я предлагаю сделать Пальчиковую гимнастику «Дружные пальчики»

Этот пальчик маленький – мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Ну а этот средний, длинный. Он как раз посередине.

Этот указательный, пальчик замечательный.

Большой палец хоть не длинный, среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся – вместе дело спорится

(пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры они сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху) молодцы, пальчики готовы к работе.

1.На столах у вас лежат карточки и синий карандаш, вам нужно галочкой отметить возле картинки слова со звуком «л»

2. У вас на столах лежат картинки и фишки, вам нужно определить сколько частей в слове и выложить возле картинки столько фишек сколько частей в слове.

Итак, слово луна (дети выкладывают на стол нужную карточку или фишки. Назовите части слова (лу – на), лисы, раки, розы, вазы, гуси;  Дети называют изображения, а потом определяют, из скольких частей состоит слово – название предмета.

Ребята, как хорошо у вас, получается, делить слова на части, читать слоги.

А теперь вы можете дать мне задание, например: Матвей, берт картинку называет ее, а я выкладываю фишки. Игра повторяется 3-4 раза (малина, коты, мыши, зима).

 Ребята, посмотрите, как можно с помощью пальцев изобразить букву «л»

  1. Ладоши обеих рук направлены вверх;
  2. Одноименными пальцами (кроме больших) соединяются друг с другом подушечками;
  3. Большие пальцы прижаты к указательным.
  4. Дети упражняются в изображении буквы «л» пальчиковая азбука.

На что похожа буква «л»? на крышу дома, на угол….

Послушайте шуточное стихотворение о букве «л» (показываю картинку)            Клоун в цирке так хорош, он на букву «л» похож.

«Давайте немного пошалим», нужно дополнить услышанное слово «неправильным» глаголом.

«Будьте внимательны» - слово, которое уже прозвучало, повторять нельзя! Итак, оказались мы в сказочной стране. Там кошки квакают, лягушки рычат, медведи….мыши….рыбы….тигры….волки… пошалили.

Итог: ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? Со звуком «л»

Ребята, чем отличается звук «л» от буквы «л»

Что вы можете сказать о звуке «л».

Это согласный звук. Обозначается он синим квадратом на схеме. Образует слоги с другими звуками. Его можно написать с помощью буквы «л»

Ребята, какие вам понравились игры? «теремок», «слоговой домик», игра с пальцами, « Я- вам, вы- мне», «Шалили».

Молодцы ребята, вы справились со  всеми заданиями. И Тетушка Сова дарит вам раскраски «картинку с предметом на звук «л», в свободное  время вы ее раскрасите. Тетушке Сове пора в обратный путь. Давайте попрощаемся с ней и скажем:  

До свиданье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи с детьми второй младшей группы Тема: «Звуковая культура речи: звук «у»

Цель: учить  детей чётко артикулировать звук «у» (изолированный, в звукосочетаниях, словах, небольших фразах), произносить его на одном выдохе; побуждать детей произносить (по подражанию) звуки с...

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. Тема «Звуковая культура речи. Звуки с - ц - з»

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. Тема «Звуковая культура речи. Звуки с - ц - з». Упражнять детей в правильном и чётком произнесении звуков. Закрепить их произношение в слова...

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м, мь»

Задачи:- упражнять детей в чётком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи;- формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественной интонацией;- ра...

Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м,мь в словах. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м,мь в словах и в фразах.Задачи: 1. Закрепить навыки различения звуков м, мь.2. развивать фонематический слух.3. воспитывать усидчивость.4....

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе. Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬ

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе.Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬЦель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в ...

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе. Тема: Знакомство со звуком «И» и буквой «Й».

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе.Тема: Знакомство со звуком «И» и буквой «Й».Программное содержание:Образовательные задачи: - Ознакомление со звуком «...