Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе. Тема: Знакомство со звуком «И» и буквой «Й».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе.

Тема: Знакомство со звуком «И» и буквой «Й».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- Ознакомление со звуком «И» и буквой «Йй»;

- формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой «Й»;

- совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза;

- совершенствование навыка печатания.

Развивающие задачи:

- Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.

Воспитательные задачи:

- Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: элементы для сравнения букв, рабочие тетради, листики клевера, цветные карандаши, простые карандаши, клей, конверты с элементами, цифры 2 и 3.

Предварительная работа: разучивание игры «В лесу».

Ход занятия:

Педагог встречает детей, организует приветствие, предлагая детям занять места около стульчиков. На столах перед детьми лежат предметные картинки с изображением майки, зайки, лейки, чайки.

В: Здравствуйте ребята. Садитесь на свои места. Посмотрите на картинки, лежащие перед вами. Назовите их.

Д: Майка, зайка, лейка, чайка.

В: Какой звук слышится в середине всех этих слов?

Д: Звук «И».

В: Верно. И сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком и буквой, которая его обозначает.

Игра «Листопад». Цель: развитие фонематического восприятия.

Педагог ставит на стол контейнер с плоскостными изображениями разноцветных кленовых листьев.

В: Сейчас мы будем играть в игру «Листопад». Но сначала послушайте стихотворение.

Педагог читает стихотворение, акцентированно произносит звук «И».

Чайка, зайка и сарай

Чем похожи? Угадай!

Д: Во всех этих словах есть звук «И».

В: Давайте произнесённые этот звук все вместе.

В: Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту есть преграда. Язык плотно прижимается к небу. Как вы думаете, звук «И» - согласный или гласный?

Д: Согласный

В: Звонкий или глухой? Приложите руку к горлышку, произнесите звук, проверьте, какой он.

Д: Он звонкий.

В: Верно. Кроме того, это звук всегда мягкий. Значит, каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Д: Зелёным

В: Правильно, возьмите в руки по одному кленовому листочку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук «И».

Для игры используется следующие буквы и слова: й, и, а, й, у, э, й, ль, а, й, йогурт, липа, лейка, майка, соль, лимон, йод, поливать, поймать.

Дети слушают и поднимают листья услышав звук «И».

В: Молодцы. Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.

Упражнение «Кто скорее». Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Педагог убирает листья.

В: А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится если произнеси их слитно. «М», «А», «Й». Что получилось?

Д: Май

В: Верно. Что такое май?

Д: Это название весеннего месяца.

В: Правильно.

Аналогично проводится работа по синтезу слов пой, дай, дуй, с тем чтобы большая часть детей ответила.

Знакомство с буквой «Й».

В: Я прочитаю вам стихотворение ещё раз, слушайте внимательно.

 

Чайка, зайка и сарай

Чем похожи? Угадай!

В: Какие слова этого стихотворения содержит звук «И»?

Д: Чайка, зайка, сарай, угадай.

В: Ребята посмотрите на доску, на ней изображена буква «Й», под ней вы видите зелёный кружок, что это значит?

Д: Значит, буква «Й» обозначает мягкий согласный звук «И».

В: На какую букву очень похожа буква «Й»?

Д: Она похожа на букву «И», только наверху над ней как будто висит галочка.

В: У вас на столах лежит конверт, достаньте из него все элементы и составьте из них по одной букве «Й».

Дети у себя на столах составляют по одной букве «Й».

В: Какие детали вам потребовались для этого?

Д: Мы взяли две длинные палочки, одну короткую и галочку.

В: Как расположены эти элементы?

Д: Две длинные палочки стоят на небольшом расстоянии друг от друга, между ними, слева направо, снизу-вверх, идёт короткая палочка, а наверху расположена галочка.

Педагог просит убрать в сторону детали

В: Ребята посмотрите на доску и скажите, что у нас изображено на картинках? И в каких предметах есть новый звук?

Д: Сарай, скамейка, майка, балалайка, лейка, чайка, воробей.

В: В каких словах звук «И» слышится в конце?

Д: Сарай, воробей.

В: Отлично. Ребята у вас на столах лежат карточки, подвиньте их к себе, и прочитайте что написано у нас на карточках.

Д: Ай, май, дай, ой, твой, свой, гайка, зайка, майка, сайка.

В: Что такое сайка?

Д: Это булочка.

В: Правильно, теперь давайте прочитаем предложения, которые у вас ниже находятся.

Д: У Вовы зайка. У Зои новый зонт.

В: Обратите внимание слова Вова и Зоя написано с большой буквы. Почему?

Д: Имена людей всегда пишутся с большой буквы.

В: Молодцы. Сейчас встаём и подходим ко мне. Мы с вами немного отдохнём.

Физминутка:

С кочки на кочку скачет лягушка, (передвигаются прыжками по кругу друг за другом на корточках).

Заяц петляет в кустах на опушке, (передвигаются, стоя, совершают прыжки на обеих ногах и петляя).

Следом за зайцем крадётся лиса, (крадутся на цыпочках).

Мишка в развалку уходит в леса, (идут вразвалку).

Ёж семенит по дорожке под ёлкой, (семенят в полуприеяде, округлив спинку).

В чаще лесной рыщут серые волки, (идут совершаю широкие шаги).

Кружит над лесом стайка синичек, (бегут по кругу взмахивая руками).

Мы показали зверюшек и птичек (маршируют по кругу).

В: Молодцы ребята, садитесь на свои места.

Работа в тетради. Цель: развитие тонкой моторики, навыков печатания.

В: Посмотрите у вас на столах лежит буква «Йй», а также картинка йогурта, и картинка йода.  Возьмите клей и приклейте их в тетрадь. Вам надо раскрасить большую и маленькую букву. Какой  карандаш  вам для этого потребуется?

Д: Зелёный, потому что, «Й»- мягкая согласная буква.

Дети раскрашивают буквы

В: Теперь подумайте, как правильно раскрасить картинки, и раскрасьте их.

Положите цветные карандаши и возьмите простые карандаши. Давайте напишем букву «Й».

Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я напишу сверху вниз одну длинную палочку, потом рядом с ней вторую длинную палочку, затем снизу-вверх, слева направо, короткую палочку и, наконец, сверху напишу галочку. Напишите четыре больших буквы и четыре маленьких по точкам.

Дети выполняют задание педагог следит за тем, как они сидят, как лежат их тетради, как они держат ручки, затем педагог оценивают работу детей и убирает со стала тетради и контейнеры с карандашами.

Игра «Два и три». Цель: совершенствование навыков слогового анализа слов. Воспитатель приглашает детей к доске, на которой находятся картинки.

В: Рассмотрите и назовите картинки. Помните во всех названиях есть звук «И».

Д: Зайка, попугай, чайка, муравей, воробей, сойка.

Педагог помещают на доску цифры 2 и 3.

В: Разделите эти слова на слоги и поставьте под цифру 2 те картинки, названия которых делятся на два слога, а под цифрой три те картинки, названия которых делятся на три слога.

Дети выполняют задание.

В: Кто мне скажет какую букву и какой звук мы сегодня учили?

Д: Ответы детей.

В: Какие игры вам понравились?

Д: Ответы детей.

В: Вы большие молодцы постарались на славу.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_gramote_v_podgot_gr.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе.

Тема: Знакомство со звуком «И» и буквой «Й».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- Ознакомление со звуком «И» и буквой «Йй»;

- формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой «Й»;

- совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза;

- совершенствование навыка печатания.

Развивающие задачи:

- Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.

Воспитательные задачи:

- Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: элементы для сравнения букв, рабочие тетради, листики клевера, цветные карандаши, простые карандаши, клей, конверты с элементами, цифры 2 и 3.

Предварительная работа: разучивание игры «В лесу».

Ход занятия:

Педагог встречает детей, организует приветствие, предлагая детям занять места около стульчиков. На столах перед детьми лежат предметные картинки с изображением майки, зайки, лейки, чайки.

В: Здравствуйте ребята. Садитесь на свои места. Посмотрите на картинки, лежащие перед вами. Назовите их.

Д: Майка, зайка, лейка, чайка.

В: Какой звук слышится в середине всех этих слов?

Д: Звук «И».

В: Верно. И сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком и буквой, которая его обозначает.

Игра «Листопад». Цель: развитие фонематического восприятия.

Педагог ставит на стол контейнер с плоскостными изображениями разноцветных кленовых листьев.

В: Сейчас мы будем играть в игру «Листопад». Но сначала послушайте стихотворение.

Педагог читает стихотворение, акцентированно произносит звук «И».

Чайка, зайка и сарай

Чем похожи? Угадай!

Д: Во всех этих словах есть звук «И».

В: Давайте произнесённые этот звук все вместе.

В: Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту есть преграда. Язык плотно прижимается к небу. Как вы думаете, звук «И» - согласный или гласный?

Д: Согласный

В: Звонкий или глухой? Приложите руку к горлышку, произнесите звук, проверьте, какой он.

Д: Он звонкий.

В: Верно. Кроме того, это звук всегда мягкий. Значит, каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Д: Зелёным

В: Правильно, возьмите в руки по одному кленовому листочку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук «И».

Для игры используется следующие буквы и слова: й, и, а, й, у, э, й, ль, а, й, йогурт, липа, лейка, майка, соль, лимон, йод, поливать, поймать.

Дети слушают и поднимают листья услышав звук «И».

В: Молодцы. Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.

Упражнение «Кто скорее». Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Педагог убирает листья.

В: А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится если произнеси их слитно. «М», «А», «Й». Что получилось?

Д: Май

В: Верно. Что такое май?

Д: Это название весеннего месяца.

В: Правильно. 

Аналогично проводится работа по синтезу слов пой, дай, дуй, с тем чтобы большая часть детей ответила.

Знакомство с буквой «Й».

В: Я прочитаю вам стихотворение ещё раз, слушайте внимательно.

Чайка, зайка и сарай

Чем похожи? Угадай!

В: Какие слова этого стихотворения содержит звук «И»?

Д: Чайка, зайка, сарай, угадай.

В: Ребята посмотрите на доску, на ней изображена буква «Й», под ней вы видите зелёный кружок, что это значит?

Д: Значит, буква «Й» обозначает мягкий согласный звук «И».

В: На какую букву очень похожа буква «Й»?

Д: Она похожа на букву «И», только наверху над ней как будто висит галочка.

В: У вас на столах лежит конверт, достаньте из него все элементы и составьте из них по одной букве «Й».

Дети у себя на столах составляют по одной букве «Й».

В: Какие детали вам потребовались для этого?

Д: Мы взяли две длинные палочки, одну короткую и галочку.

В: Как расположены эти элементы?

Д: Две длинные палочки стоят на небольшом расстоянии друг от друга, между ними, слева направо, снизу-вверх, идёт короткая палочка, а наверху расположена галочка.

Педагог просит убрать в сторону детали

В: Ребята посмотрите на доску и скажите, что у нас изображено на картинках? И в каких предметах есть новый звук?

Д: Сарай, скамейка, майка, балалайка, лейка, чайка, воробей.

В: В каких словах звук «И» слышится в конце?

Д: Сарай, воробей.

В: Отлично. Ребята у вас на столах лежат карточки, подвиньте их к себе, и прочитайте что написано у нас на карточках.

Д: Ай, май, дай, ой, твой, свой, гайка, зайка, майка, сайка.

В: Что такое сайка?

Д: Это булочка.

В: Правильно, теперь давайте прочитаем предложения, которые у вас ниже находятся.

Д: У Вовы зайка. У Зои новый зонт.

В: Обратите внимание слова Вова и Зоя написано с большой буквы. Почему?

Д: Имена людей всегда пишутся с большой буквы.

В: Молодцы. Сейчас встаём и подходим ко мне. Мы с вами немного отдохнём.

Физминутка:

С кочки на кочку скачет лягушка, (передвигаются прыжками по кругу друг за другом на корточках).

Заяц петляет в кустах на опушке, (передвигаются, стоя, совершают прыжки на обеих ногах и петляя).

Следом за зайцем крадётся лиса, (крадутся на цыпочках).

Мишка в развалку уходит в леса, (идут вразвалку).

Ёж семенит по дорожке под ёлкой, (семенят в полуприеяде, округлив спинку).

В чаще лесной рыщут серые волки, (идут совершаю широкие шаги).

Кружит над лесом стайка синичек, (бегут по кругу взмахивая руками).

Мы показали зверюшек и птичек (маршируют по кругу).

В: Молодцы ребята, садитесь на свои места.

Работа в тетради. Цель: развитие тонкой моторики, навыков печатания.

В: Посмотрите у вас на столах лежит буква «Йй», а также картинка йогурта, и картинка йода.  Возьмите клей и приклейте их в тетрадь. Вам надо раскрасить большую и маленькую букву. Какой  карандаш  вам для этого потребуется?

Д: Зелёный, потому что, «Й»- мягкая согласная буква.

Дети раскрашивают буквы

В: Теперь подумайте, как правильно раскрасить картинки, и раскрасьте их.

Положите цветные карандаши и возьмите простые карандаши. Давайте напишем букву «Й».

Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я напишу сверху вниз одну длинную палочку, потом рядом с ней вторую длинную палочку, затем снизу-вверх, слева направо, короткую палочку и, наконец, сверху напишу галочку. Напишите четыре больших буквы и четыре маленьких по точкам.

Дети выполняют задание педагог следит за тем, как они сидят, как лежат их тетради, как они держат ручки, затем педагог оценивают работу детей и убирает со стала тетради и контейнеры с карандашами.

Игра «Два и три». Цель: совершенствование навыков слогового анализа слов. Воспитатель приглашает детей к доске, на которой находятся картинки.

В: Рассмотрите и назовите картинки. Помните во всех названиях есть звук «И».

Д: Зайка, попугай, чайка, муравей, воробей, сойка.

Педагог помещают на доску цифры 2 и 3.

В: Разделите эти слова на слоги и поставьте под цифру 2 те картинки, названия которых делятся на два слога, а под цифрой три те картинки, названия которых делятся на три слога.

Дети выполняют задание.

В: Кто мне скажет какую букву и какой звук мы сегодня учили?

Д: Ответы детей.

В: Какие игры вам понравились?

Д: Ответы детей.

В: Вы большие молодцы постарались на славу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе. Тема: "Путешествие в космос"

Изучение и расширение представления детей о космосе, воспитывать интерес к планетам Солнечной системы....

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук [Ы] и буква ы

Образовательная область: «Коммуникация» Возраст детей  5-7 летФорма НОД – занятиеФорма организации : групповая...

Конспект занятия обучение грамоте в подготовительной группе. Тема: Звуковая культура речи. "Звук и буква "л"

Конспект занятия подготовка к  обучению грамоте в  подготовительной группе будет полезен педагогам и логопедам....

Конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной группе тема: Знакомство со звуком и буквой «у»

Конспект занятия по звукопроизношениюв подготовительной группетема: Знакомство со звуком и буквой «у»...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звуки В, Вь. Буква В.

Цель упражнять дифференцировать звуки В, Вь, по твердости и мягкости.Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие.Закрепить обобщающие слова по видам транспорта....