Картотека речевых игр
картотека по развитию речи

Кириенко Елена Валерьевна

Подборка игр включает: пальчиковые игры, двигательно-речевые игры, речевые игры на дыхание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Речевые  игры

(приложение с методическими  рекомендациями)        

1. Пальчиковые  игры

Дом и ворота

На поляне дом стоит,

(Изобразить  крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом)

Ну, а к дому путь закрыт.

(Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом)

Мы ворота открываем,

(Развернуть ладони параллельно друг другу)

И в тот домик приглашаем.

(Изобразить крышу дома)

Тук и Тук

(Во время этой интересной игры стучим попеременно то одним кулачком по другому, то  наоборот. При этом, то правый кулачок находится над левым, то левый над правым, и с каждой новой строчкой кулачки меняются местами)

 Строят братцы птичий дом:

 Каждый гвоздик молотком

 Забивают «тук-тук-тук» —

 Раздаётся «стук-стук-стук».

Кап-кап-кап

Во время чтения 1-ой и 2-ой строчек стихотворения стучим поочерёдно всеми пальчиками обеих рук по столу; во время чтения 3-ей — соединяем кончики пальцев правой и левой рук (мизинец с мизинцем и т. д., не соединяя при этом сами ладошки.); во время 4-ой строчки поднимаем получившийся из ладошек «зонтик» над головой.

 1. Кап-кап-кап — закапал дождик.

 2. Быстро Топ раскрыл свой зонтик:

 3. Раз, два, три, четыре, пять —

 4. Дождику нас не достать.

 Помощники

Раз, два, три, четыре,                  

( Попеременно ритмично ударяют кулачок  о кулачок и хлопают в ладоши.)

Мы посуду перемыли:                  

( Одна ладонь скользит по другой.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

( Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды)

Мы посуду перемыли,                  

 (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,          

 (Снова загибают пальчики.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы няне помогали

Лошадка

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

(Дети сидят за столом, руки на столе ладонями вниз. Поочерёдное продвижение вперёд то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)  

Теремок

Стоит в поле теремок,

(пальцы раздвинуть в стороны)

На двери висит замок,

(пальцы переплетены в замок)

Открывает его волк:

(движения сомкнутыми кистями влево, вправо)

Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг.

(движения сомкнутыми кистями к себе от себя)  

Пришёл Петя-петушок

(пальцы подняты вверх изображая гребешок)

И ключом открыл замок.

 (пальцы размыкаются и соединяются, изображая крышу)

Пальчики поздоровались

(Кончик большого пальца последовательно прикасается к кончикам остальных пальцев. Упражнение можно выполнять иначе: кисти обеих рук подняты вверх и обращены ладонями друг к другу, пальцы разведены. Поочередно одноименные пальцы соприкасаются, постукивая друг друга)

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро.
-Доброе утро!
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера!

Зимние забавы

1,2,3,4,5,

(хлопки в ладоши)

Мы во двор пошли гулять.

 (пальчики шагают)

Бабу снежную лепили,

 (лепим комочки)

 Птичек крошками кормили,

 (крошим зернышки)

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

(ладошки переворачиваем)

 Все в снегу домой пришли,

Съели суп, и спать легли.

Алые цветочки

Наши алые цветки,

Распускают лепестки.

(Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно раскрывайте пальцы.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Покачивайте кисти рук)

Наши алые цветки 

Закрывают лепестки,

(Медленно соедините пальцы, образуя цветок.)

Тихо засыпают,

Головой качают.

("Цветок" снова покачивается на ветру)

Мыло

Каждый день я мыло мою

 Под горячею водою.

 И в ладонях поутру

 Сильно, сильно мыло тру.

 Мойся, мыло, не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Птицы

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка, сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.

Это-зяблик, это - стриж,

Это - развесёлый чиж.

Ну, а это - злой орлан.  

Помощники

Мы платочки простираем,        

Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак

Крепко-крепко их потрём.

А потом повыжимаем,        

Выполнять движение «выжимаем бельё»

Очень крепко отожмём.

А теперь мы все платочки        

Пальцы свободны, выполнять лёгкие движения

Так встряхнём, так встряхнём        

Кистями вверх-вниз

А теперь платки погладим,        

Выполнять движения «гладим бельё» кулачком

Мы погладим утюгом.        

одной руки по ладони другой

А теперь платком помашем

Выполнять движение «фонарики»

И с ним весело попляшем.

Гули - голубочки

Прилетели гули,

 Махать руками, как крылышками

Гули – голубочки.

Сели на головку

Положить руки на голову

На головку к дочке,

Ты моя, дочка,

Помаши ладошкой,

Махать кистями рук, «прогоняя гулю»

Кыш – кыш – кыш!

Бабушка

Наша бабушка идёт        

Хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой, правой рукой

И корзиночку несёт        

Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки

Села тихо в уголочек,

Положить руки на колени

Вяжет деточкам носочек.        

Выполнять движение имитирующее вязание на спицах

Вдруг котята прибежали                

Мягкими кистями рук выполнять движение

И клубочки подобрали.

-Где же, где ж мои клубочки,

Развести руки в стороны

Как же мне вязать носочки?

Выполнять движение «вязание на спицах»

Зайка

Скачет зайка косой        

Указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить

Под высокой сосной.        

Ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены

Под другой сосной        

Ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены

Скачет зайка второй.        

Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить.

ПальчикиРаз, два, три, четыре, пять.                

Сжимать и разжимать пальцы

Вышли пальчики гулять.

Выполнять движение «фонарики»

Раз, два, три, четыре, пять.        

Сжимать и разжимать пальцы

В домик спрятались опять.        

Сжать руки в кулаки

Шарик

Надуваем быстро шарик,        

Пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга

Он становится большой.        

Медленно разводить руки в стороны

Вдруг шар лопнул,        

Хлопок в ладоши

Воздух вышел –         

Подуть на сложенные ладони

Стал он тонкий и худой.        

Снова собрать пальцы в одну щепотку

Замок

На двери висит замок.        

Ритмичные быстрые соединения пальцев двух         

Кто его открыть бы мог?        

Имитация открывания замка

Потянули.        

Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны                

Покрутили.        

Движение сцепленными пальцами от себя, к себе

Постучали        

Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга

И открыли!        

Пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны

Зайчик скачет

Ловко с пальчика на пальчик                

Пальцы одной ладони широко расставлены.

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Указательным пальцем другой ладони

дотрагиваться до каждого пальца.

Поменять действия ладоней

Птички-птички, по домам!

2. Двигательно-речевые игры

Весёлый гном

 Жил да был весёлый гном

(дети поднимают руки над головой, изображая колпак)

 С круглыми ушами.

(описывают вокруг ушей большие круги)

 Он на сахарной горе

(локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, чтобы образовался треугольник)

 Спал под воротами.

 (пальцы изображают ворота.)

 Вдруг откуда ни возьмись

 Великан явился.

(Руки высоко подняты над головой)

 Скушать гору он хотел

 (движения, будто едим руками),

 Только подавился!

 (Хватаем воздух ртом и надуваем щеки)

 Ну, а что весёлый гном?

 Так и спит глубоким сном!

(Дети изображают спящего гнома)

С добрым утром!


 С добрым утром, глазки!

(поглаживают веки глаз)
 Вы проснулись?

(смотрим в бинокль)
С добрым утром, ручки!

(поглаживаем)
 Вы проснулись?

(хлопаем)
 С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?
(топают)
С добрым утром, солнце!

(раскрывают руки навстречу солнцу).

Про зверей


В Африке жирафы делают вот так!
Цветные попугайчики крылышками
«бяк-бяк-бяк».
А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп».
А слонята
топают «топ-топ-топ».
И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп».
Обезьянки
прыгают «прыг-прыг-прыг»
И ногами дрыгают «дрыг-дрыг-дрыг».
А теперь мы как мартышки дружно прыгаем вприпрыжку.

Вороны

(Дети бегают, размахивая руками, как крыльями, произнося стихотворение вместе с воспитателем. Садятся на корточки, руки под щеку-засыпают)

 Вот под ёлочкой зелёной

 Скачут весело вороны:

 Кар-кар-кар! (громко).

 Целый день они кричали,

 Спать ребятам не давали:

 Кар-кар-кар! (громко).

 Только к ночи умолкают

 И все вместе засыпают

Кар-кар-кар! (тихо)

Музыканты

(Сначала дети изображают игру на скрипке)

Я на скрипочке играю,

Тили-тили-тили.

Скачут зайки на лужайке,

( прыгают на носочках)

Тили-тили-тили.

А теперь на барабане

( изображают игру на барабане)

Бум-бум-бум,

Трам-трам-трам!

В страхе зайки разбежались по кустам

( убегают на стульчики)

Мы ногами – топ-топ

Мы ногами – топ-топ,

Мы руками – хлоп-хлоп,

Мы глазами – миг-миг,

Мы плечами – чик-чик,

Раз – сюда, два – сюда,

Повернись вокруг себя.

( поворот)

Раз – присели,

(присели)

 два – привстали,

(встали)

Руки к телу все прижали –

 Ванькой-Встанькой, словно, стали

( качаются с ноги на ногу )

А потом пустились вскачь,

Словно мой весёлый мяч.

 ( прыгают на носочках)

Мы топаем ногами

(Воспитатель медленно произносит слова, а дети  выполняют движения в соответствии с текстом):

Мы топаем ногами.

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

Мы руки подаем.

(Берут друг друга за руки.)

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

По сигналу «Стой!»

( Дети должны  остановиться. Игру можно повторить с выполнением бега в другую сторону.)

Птички в гнёздышке

(Воспитатель медленно произносит слова, а дети  выполняют движения в соответствии с текстом):

Вот летели птички, птички невелички.

(летают )

Все летали, все летали - крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

(приседают, клюют зернышки )

Перышки почистим, чтобы были чище.

Вот так, вот так, чтобы были чище!

(чистят перышки)

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

(Прыгают,  по сигналу: "Летите домой в гнёздышки!" дети возвращаются в "гнёздышки"- стулья)

Звуки природы

Предлагаю вам жестами показать то, о чем я буду говорить:

Распустились цветы

Пчелы полетели собирать мед

Подул ветерок – закачались деревья

Солнышко улыбнулось из-за тучи

В траве прыгают кузнечики

Паучок плетет паутинку

Птицы перелетают с ветки на ветку

И поют песни

Снежки

( выполнение  движений по тексту)

Носом вдох, а выдох – ртом.

Дышим глубже, а потом

Марш на месте, не спеша. Как погода хороша!

Не боимся мы пороши – ловим снег, хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега вам и нам!

Мы теперь метатели.

Бьём по неприятелю!

Размахнись рукой, бросок!

Прямо в цель летит снежок!

Прогулка

По дорожке, по дорожке

 Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге)

 И по этой же дорожке

 Скачем мы на левой ножке.

 (Подскоки на левой ноге)

 По тропинке побежим

 До лужайки добежим.        

  (Бег на месте)

 На лужайке, на лужайке

 Мы попрыгаем как зайки.  

  (Прыжки на обеих ногах)

 Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем      

 (Ходьба на месте)

Семья

Мы торопимся домой: 
Мама, папа, братик мой.
Дверь ключом мы открываем, 
Свет по комнатам включаем,
«Здравствуй» дому говорим,
На диване посидим.
И сердечно за столом 
Говорим о том, о сем.
А потом попьем мы чаю,
Папа сказку почитает.
Вот уже взошла луна,
Спать нам всем пришла пора.
Тихо дому я шепчу:
«Очень я тебя люблю».

Карусели

Карусели-карусели,              

(дети вращают руками впереди себя)
С другом мы в машину сели

(«держатся» за руль машины)
И поехали, и поехали…

Карусели-карусели,              

(вращают руками впереди себя)
В вертолет мы с другом сели

  (кружатся на месте)
И поехали, и поехали…

Карусели — карусели,            

(вращают руками впереди себя)
На лошадку с другом сели      

(приседают)
И поехали, и поехали…

Карусели — карусели,        

(вращают руками впереди себя)
В самолет мы с другом сели  

(разводят руки в стороны)
И поехали, и поехали…

Робот

Стоит робот на дороге,                 

(стоять смирно)

У него не гнутся ноги,                

(шагать на месте, не сгибая коленей)

Может он махать руками,        

(согнутыми в локтях руками поочередно  выполнять взмахи)

Может он моргать глазами,        

(моргать глазами)

Может головой кивать,                

(качать головой вправо и влево)

Раз, два, три, четыре, пять!

Кузнечики

Поднимайте плечики,                

(поднимать плечи)

Прыгайте, кузнечики.                

(прыгать на двух ногах)

Прыг-скок, прыг-скок,                

Стоп, сели.                                

(присесть)

Травку покушали,                 

Тишину послушали.                

(прислушиваться, подставив ладошку рупором к уху)

Выше, выше, высоко,                

Прыгай  на носках легко!

Три медведя

Три медведя шли домой.            

(дети шагают вперевалочку)

Папа был большой-большой,      

(поднять руки вверх)

Мама с ним поменьше ростом,  

 (руки на уровне груди)

А сынок – малютка просто.        

 (присесть)

Очень маленький он был,          

  (присев, продолжать покачиваться по- медвежьи)

С погремушками ходил,              

 (встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)

Дзинь –дзинь-дзинь-дзинь.          

 (дети имитируют игру с погремушками)     

     

Делай так!        

Если любишь мир вокруг,

Делай так!                                

(хлопки в ладоши)

Если рядом с тобой друг,

Делай так!                                

(прыжки на месте)

Если дождик вдруг польется,

Делай так!                                

(хлопки над головой)

Если мама улыбнется,

Делай так!                                

(хлопки и прыжки одновременно)

Речка

К речке быстрой мы спустились,

 (шагают на месте)

Наклонились и умылись.        

   (наклоны туловища)

А теперь поплыли дружно,        

 (имитируют плавание)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один –                        

 (руки вытянуты вперед),

Плывем, как дельфин.                

  (плывут как дельфин)

Вышли на берег крутой

И отправились домой.                

 (шагают на месте)

Весёлая разминка

Вверх – вниз, вверх – вниз,                

(движения головой вверх и вниз)

Это, мама, не каприз!

Вправо – влево, вправо – влево,        

(повороты головы направо и налево)

Посмотри, как королева!

Покивать по сторонам                 

  (наклоны головы к плечам)

Нужно нам, так нужно нам.

Головою покрутить                        

(вращения головой)

Не забыть, не забыть!

И Незнайками побыть:                

   (пожимания плечами)

Плечи вверх и опустить.

И плечами повращать,                

(вращение плечами вперед и назад)

Нужно плечики размять!

Вперед – назад, вперед – назад –

И все дела пойдут на лад!

Журавель

Жура – жура – журавель!

(смотрят вверх)

Облетел он сто земель.

(летят)

Облетел, обходил,

(идут)

Крылья, ноги натрудил.

(приседают, руками обхватывают себя)

Мы спросили журавля:

-Где же лучшая земля?

(встают, руки разводят в стороны)

Отвечал он, пролетая:

(летят)

-Лучше нет родного края!

(повороты влево, вправо) .

Хорошо

Хорошо, что солнце светит?

(изображают солнце)

Хорошо!

(хлопают в ладоши)

Хорошо, что дует ветер?

(изображают ветер)

Хорошо!

(хлопают в ладоши)

Хорошо идти с друзьями?

(шагают)

Хорошо!

 (хлопают в ладоши)

Хорошо прижаться к маме?

(обнимают себя)

Хорошо!

(хлопают в ладоши)

Хорошо в краю родном?

 (разводят руки в стороны)

Хорошо!

(хлопают в ладоши)

Хорошо там, где наш дом?

 (изображают дом)

Хорошо!

(хлопают в ладоши)

Хорошо кружиться в танце?

 (кружатся)

Хорошо!

3. Речевые игры (на дыхание)

 «Ветерок»  

Мы подуем высоко – с- с- с.

(поднимаем руку высоко и дуем на неё).

Мы подуем низко – с- с- с.

(опускаем руку вниз и дуем на неё) .

 Мы подуем далеко – с- с- с.

(руку отводим вперед и дуем на неё) .

Мы подуем близко – с- с- с.

(руку подносим ко рту.)

«Эхо Счастья»

Воспитатель выразительно читает текст, соблюдая паузы.  Дети повторяют каждую вторую строчку на выдохе, как эхо, приложив руки «рупором» к губам.

Видеть солнце – это счастье?

Счастье, счастье, счастье…

Улыбнуться маме – счастье?

Счастье, счастье, счастье…

Помириться с другом – счастье?

Счастье, счастье, счастье…

Пожалеть котенка – счастье?

Счастье, счастье, счастье…

Получить подарок – счастье?

Счастье, счастье, счастье…(И т.д.).

 «Ветер»

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф….

И качает так листок – ф-ф-ф….

Выдох спокойный, ненапряженный.

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…

И качает так листок – ф-ф-ф…

Активный выдох.

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки

На веточках сидят,

Осенние листочки

Детям говорят;

Осиновый – а-а-а-…

Рябиновый –и-и-и…

Березовый – о-о-о…

Дубовый –у-у-у…

«Пчела»

Пчелка, гуди,

(легко взмахивают кистями рук)

В поле лети.

С поля лети –

Медок неси.

Ж-ж-ж…Ам!

Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «ж». В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: «Ам!»

«Шарик лопнул»

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

Ш-ш-ш…

Дети кладут руку на живот и делаю через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш». Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

«Птичка»

Птичка крылышками замахала

И тихонько пропищала:

«Пи-пи-пи»

(Вдох, выдох)

«Филин»

Сидит филин на суку

И кричит: «Бу-бу-бу-бу»

(Вдох, выдох со звуком)

«Шарик красный»

Воздух мягко набираем,

Шарик красный надуваем,

Шарик тужился, пыхтел,

Лопнул он и засвистел:

«Т-с-с-с-с»

«Завели машину»

Завели машину,

Ш-ш-ш-ш,

Накачали шину,

Ш-ш-ш-ш,

Улыбнулись веселей

И поехали быстрей,

Ш-ш-ш-ш.

(Вдох, выдох)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр в подготовительной группе "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"

Картотека речевых игр в подготовительной группеИгры на развитие речевого и фонематического слуха 1) Игра «Узнай настроение»Задача: развить выразительность речи, мимику, подр...

Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"

Картотека дидактических игр  по развитию речи  в старшей группе...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...

Методическая разработка. «Картотека речевых игр. «Речевые игры как средство развития речи»

В данном материале отражен перечень речевых игр в соответствии с задачами речевого развития ребенка...