Конспект НОД "Волшебница Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Белова Светлана Анатольевна

Занятие по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennee_zanyatie.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность по развитию речи

в старшей группе «Волшебница Осень»

Цель: Создать условия для развития речи детей.

Задачи: 

- Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

- Учить детей составлять простые и сложные предложения.

- Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением, согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные прилагательные.

- Развивать логическое мышление, память, внимание, тактильные ощущения.

 

Оборудование: Мультимедийное оборудование, сумочка (мешочек), украшенный осенними листочками, «волшебная палочка», картина «Осень», мяч, гриб, жёлудь, шишка, ветка рябины, осенний листочек, листья (по количеству детей) -  рябины, берёзы, тополя, ветки ели, палочки Кюизенера по количеству детей, карточки схемы.

ХОД:

- Сегодня я расскажу вам сказку.

Жила-была волшебница, и звали ее Осень.  (СЛАЙД №1) Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке (сумочке) (педагог показывает мешочек (сумочку), украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку (педагог извлекает из сумочки большую мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. (СЛАЙД №2)

Дотронется она до листьев и сразу они меняют свой цвет. (СЛАЙД №3) Какими становятся листочки? ( Желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми). Как можно одним словом сказать про цвет листьев? Какие они? (осенние, разноцветные, красивые, разные)

-  Правильно! Осень – настоящая волшебница и очень добрая. (СЛАЙД №4)

Посмотрите, какую замечательную  картину прислала Осень нам в подарок.

Давайте её внимательно рассмотрим.

Вопросы по картине:

- Какое время года нарисовала осень-художница на картине?

- Что вы видите на переднем плане картины?

- Вдали что видите?

- Какую осень мы видим на этой картине? Почему?

- Ребята, что такое листопад?

- Я назвала эту картину «Золотая осень», а как бы вы назвали эту картину?

- Посмотрите, у меня есть мяч. Мяч осенний и волшебный! Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать!

Игра «Осенний мяч» (дети встают в круг)

Вопросы от мячика:

- Сколько осенних месяцев вы знаете? (три)

- Назовите их (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Какая бывает осень? (Золотая, ранняя, поздняя)

- Какие красивые слова вы бы могли сказать про осень?  (Золотая, яркая, разноцветная, таинственная, грустная, пёстрая, художница, щедрая, очаровательная…)

- Замечательно!  

Ребята, присаживайтесь на стульчики, закройте глаза и представьте, что вы в осеннем лесу (включается аудио запись «Звуки осеннего леса»)

- Скажите, какие звуки вы услышали в осеннем лесу? (Крики птиц, шум ветра, шелест листвы, плеск воды…)

Всё верно ребята! А какие особенные запахи у осени? (Запах сухой травы, запах прелых листьев, удивительный запах грибов, запах дыма)

Дыхательная гимнастика «Запах осени»

- Ребята, предлагаю вам вдохнуть осенний лесной запах (вдох через нос, выдох через рот – 3-4 раза)

В «волшебной» сумочке лежат разные осенние предметы, мы сейчас с вами угадаем, что можно найти в осеннем лесу.

Игра «Угадай – ка» (Дети на ощупь угадывают предметы, которые находятся в коробке - гриб, жёлудь, шишка, ветка рябины, листочек).

Отвечать нужно полным ответом.

- в лесу можно найти жёлудь, он гладкий, приятный на ощупь

- в лесу можно найти шишку с чешуйками

- в лесу можно найти гриб, у которого есть шляпка и ножка

- в лесу можно найти ветку с оранжевыми ягодами рябины

- в лесу можно найти жёлтый листок

- А я нашла в лесу вот такие  листочки. (СЛАЙД №5) Посмотрите внимательно, и скажите, с каких деревьев они облетели?

Игровое упражнение,  «С какого дерева листок»

- этот лист упал с берёзы, это берёзовый лист

- этот лист упал с клёна, это кленовый лист и т.д. с остальными листочками.

Молодцы! Всё верно назвали.

Ой, на ковре сколько листочков! Предлагаю  с ними поиграть.

Подвижная игра с листочками (под музыку)

«У кого рябины лист тот тихонько покружись!

Лист березовый вы взяли – с ним тихонько поплясали!

Если с тополя листок – слышен ножек топоток!

У кого же ветка ели – с ней тихонечко присели!

- Замечательно поиграли, отдохнули.  

Сейчас ребята, я предлагаю вам пройти за столы, и нарисовать осенний листочек, а помогут нам в этом наши «умные» палочки  (палочки Кюизенера).

(Дети по предложенным схемам выкладывают на столе осенние листочки).

- Замечательные работы у вас получились! Если мы объединим их все вместе, то получится…? (Листопад)

Воспитатель: А сейчас посмотрим сценку о том, как животные приготовились к зиме!

Входят дети, одетые в костюмы зайца, белки, ежа и медведя.

Заяц: Пора мне зайчку линять!

Пора мне шубу поменять.

Зимой быть серым не могу,

Меня заметят на снегу!

Белка: А я спешу, спешу, спешу!

На сучках грибы сушу.

Орехов делаю запас,

Вот как стараюсь!

Медведь: В берлогу скоро лягу спать,

За осенью зима опять!

Пусть мне во сне приснится мёд.

Проснусь, когда весна придет.

Ёж: Я тоже буду спать, как мишка!

Я поохотился за лето: грибы искал, мышей ловил,

Мне надо отдохнуть за это!

Устал я, выбился из сил!

Листков себе я принесу,

Квартиру сделаю в лесу.

Проснусь – пойду встречать весну,

Опять охотится начну!

Воспитатель: Спасибо звери за рассказ, не буду вас задерживать, идите к себе в лес!

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу! Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхо!

Игра «Эхо»

Воспитатель: Эхо лесное спросить могу?

Дети: Ау-ау-ау

Воспитатель: Куда это листья с деревьев пропали?

Дети: Опали-опали-опали!

Воспитатель: Птички-певички, давно ли галдели?

Дети: Летели-летели! На юг улетели!

Воспитатель: Белки и зайцы про вас мы не знаем!

Дети: Линяем-линяем-линяем!

Воспитатель: Так что же творится в лесу?

Дети: Осень-осень-осень!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Осень, осень..." во 2 младшей группе

Игровое занятие с детьми 3-4 лет, в процессе этого занятия дети закрепят признаки осени, продолжают работать с сюжетными картинами и описывают, что изображено. Закрепляют как надо одеваться и помогают...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект ООД "Осень, осень, в гости просим"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной техники лепки (пластилинография)...

Конспект праздника "Осень, осень, В гости просим!"

Сценарий для проведения осеннего праздника в старшей группе...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....