Конспект ООД по развитию речи "Научим Незнайку сочинять стихи"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Величко Ольга Александровна

Цель: Способствовать развитию у детей речевых творческих способностей посредством сочинения простейших стихов.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у детей умение рифмовать, придумывать рифмованные строчки;
  • обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Развивающие:

  • развивать умения заканчивать стихотворные строчки, подбирая верные слова не только по рифме, но и по смыслу;
  • развивать внимание;
  • развивать творческие способности детей;
  • расширять коммуникативные способности детей;
  • развивать умение анализировать свою деятельность.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к поэтическому искусству;
  • воспитывать бережное отношение к книгам.

Форма организации: фронтальная работа, групповая и индивидуальная.

Словарная работа: активизировать употребление детьми в речи слов: поэт, ритм, рифма.

Материалы и оборудование:

  • технические средства: мультимедийное оборудование, ноутбук;
  • демонстрационный материал: корзина, шкатулка с заданием и мнемокартинки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_po_razv_rechi_nauchim_neznayku.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи: «Научим Незнайку сочинять стихи»

 

Цель: Способствовать развитию у детей речевых творческих способностей посредством сочинения простейших стихов.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у детей умение рифмовать, придумывать рифмованные строчки;
  • обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Развивающие:

  • развивать умения заканчивать стихотворные строчки, подбирая верные слова не только по рифме, но и по смыслу;
  • развивать внимание;
  • развивать творческие способности детей;
  • расширять коммуникативные способности детей;
  • развивать умение анализировать свою деятельность.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к поэтическому искусству;
  • воспитывать бережное отношение к книгам.

Форма организации: фронтальная работа, групповая и индивидуальная.

Словарная работа: активизировать употребление детьми в речи слов: поэт, ритм, рифма.

Материалы и оборудование:

  • технические средства: мультимедийное оборудование, ноутбук;
  • демонстрационный материал: корзина, шкатулка с заданием и мнемокартинки.

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Эмоциональный настрой.

Игра «Доброе утро»

Доброе утро, глазки!

Вы проснулись?

(Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга).

Доброе утро, ушки!

Вы проснулись?

Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).

Доброе утро, ручки!

Вы проснулись?

Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.

Доброе утро, ножки!

Вы проснулись?

Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.

Доброе утро, дети!

Мы проснулись!

Поднять руки вверх!

II. Основная часть

Воспитатель. Дети, скажите какое время года? (Зима)

Скажите по одному слову, какая зима. (Дети говорят по одному прилагательному)

(слайд 2)

Воспитатель.

Пришла зима весёлая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На ёлке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка весёлая

Подольше не кончается!

(И. Черницкая)

Ответьте, что это: сказка, рассказ или стихотворение?

(слайд 3)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл в гости? (Незнайка)

А с чем пришёл к нам в гости Незнайка? (с книгой)

А какая у него книга? (Рваная, старая, грязная)

Как вы думаете, почему у него такая книга? (Ответы детей)

Спросим у Незнайку, что за книга у него?

Незнайка, что за книга у тебя?

(слайд 3)

Голос Незнайки. Здравствуйте, ребята! Книга у меня, как книга. Самая ерундовая. Так себе, какие-то стишки в ней написаны.

Воспитатель. Незнайка, так у тебя самая замечательная книга. Вот, послушайте, ребята, какие в ней стихи.

(слайд 4, 5, 6)

С. Маршак «Мяч»

А. Барто «Мишка»

Е. Трутнева «Дождик»

Воспитатель. Ребята, понравились вам стихи из Незнайкиной книги? (Ответы).

Воспитатель. А как называют людей, которые пишут стихи? (Ответы детей)

Воспитатель. Кто скажет, чем отличаются стихи от рассказов и сказок? (Ответы детей).

Воспитатель. В стихах есть ритм и рифма. Незнайка, а ты знал это?

(слайд 7)

Голос Незнайки. Нет. Я не знал. Научите меня подбирать рифму и сочинять стихи.

Воспитатель. Ребята, поможем Незнайке? Итак, мы превращаемся в поэтов.

Для начала поиграем в игру «Кузовок»

(Дидактическая игра «Кузовок»)

Я положу в кузовок все что оканчивается на «ка»:

Я положу – тучка,

Я положу – чашка,

Я положу – ножка и т.д.

Воспитатель. Вот сколько слов мы «положили» в кузовок, которые оканчиваются на «ка». Ребята, давайте с вами подберём слова, подходящие по рифме в стихотворении Д. Хармса «Пирог».

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе…

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый…

Пирог, ножи и вилки тут —

Но что-то гости…

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…

Когда же гости подошли,

То даже крошек…

Воспитатель. Вот получилось у нас стихотворение. Что мы свами подбирали? (Слова-рифмы)

А сейчас отдохнём.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 8)

Воспитатель. Отдохнули, а сейчас новая игра. Называется она «Продолжи».

Мы должны продолжить строчку, так чтобы получилось рифмованно.

Дети достают из шкатулки карточки, воспитатель зачитывает, дети продолжают.

(Дидактическая игра с карточками)

Лу — лу — лу – купили мы юлу

Ла – ла – ла – мама чай пила.

Ра- ра- ра – на дворе жара (трава, дрова)

Ар- ар- ар – круглый шар

Ир-ир-ир – все выпили кефир?

Тра-тра-тра – а мы поём с утра

Ор – ор – ор – в огороде помидор

Ирь-ирь-ирь – на снегу сидит снегирь

(Придумать концовку)

Су-су-су – (было холодно в лесу)

Со-со-со – (у Вовы колесо)

Ры-ры-ры – (летают комары)

Ша-ша-ша – (мама моет малыша)

Воспитатель. Молодцы, ребята.

(слайд 9)

Голос Незнайки. Всё я понял, что такое рифма. Я уже могу сочинять стихи. Тут ничего сложного нет, тяп – ляп – и готово стихотворение! Вот послушайте, какие у меня получились стихи о моих друзьях. Запомните, эти стихи сочинил я, знаменитый поэт Незнайка.

Знайка шёл гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка.

А это вот из последних моих сочинений.

У мохнатых медвежат

В миске зёрнышки лежат.

А мёду – нету!

А у журы –журавля,

Три тарелки киселя.

А лягушек – нету!

А у рыженькой белки

Три морковки на тарелке.

А орешков – нету!

Ну как вам?

Воспитатель. Ребята, это правильные стихи? (Ответы детей). Это у тебя не стихи получились, а какие-то дразнилки и какая-то перепутанница.

Знаешь, Незнайка, кроме рифмы и ритма в стихах должен быть смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, лиричными, загадочными, шуточными. Мы с вами попробуем вместе сочинить стихи. А ты, Незнайка, учись.

Творческая часть

Воспитатель.

- Вначале нужно выбрать героя. (На большой палец надевается шапочка)

Жил-был пальчик.

(Далее нужно рассказать, какой он был и что делал)

Воспитатель на доске помещает картинку мальчика

Маленький... мальчик.

Воспитатель на доске помещает картинку каши, мамы.

Он кашу... кушал

И маму... слушал.

(Ребята, что еще мог делать мальчик?)

Воспитатель на доске размещает картинки печки, дров, пола, бабушки и папы

Он... печь топил,

Дрова... носил,

Пол... подметал,

Бабушку... встречал,

Папу на работу... провожал.

(Ребята, и обязательно нужно выразить и отношение к нашему герою).

Хороший был пальчик,

Маленький мальчик.

III. Итоговая часть

Воспитатель. Ребята, чтобы получилось стихотворение, что должно быть? (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно, рифма, ритм и смысл.

Воспитатель. Незнайка, ты запомнил, как надо сочинять стихи?

(слайд 10)

Голос Незнайки. Спасибо, вам, мои друзья! Я запомнил. Но с начала я «полечу» свою книгу: подклею её, оберну и буду бережно к ней относиться. До свидания!

IV. Рефлексия.

Воспитатель. Ребята, а вам понравилось сочинять стихи? (Ответы детей)

А кому бы вы посвятили свои стихи?

Какие они бы были у вас? Грустные или весёлые?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности. "Сочиняем стихи"

Развивать интерес к поэтическому литературному жанру; раз­вивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упраж­нять в придумывании небольших стихов; воспитывать береж­ное отношение к книгам....

Конспект занятия по речевому развитию "Сочиним стихи для лягушки"

Занятие по речевому развитию с использованием  методов ТРИЗ-технологии...

Конспект занятия в старшей группе «Сочиняем стихи по сказке «Гуси-Лебеди» с использованием технологии синквейн.

В данном материале предствлен конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием технологии синквейн. Данный материал может быть полезен воспитателям, логопедам, руководителям театрал...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Учим Незнайку сочинять стихи»

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Учим Незнайку сочинять стихи»...

НОД по развитию речи в подготовительной группе «Сочиним стихи о школе»

Образовательная область: Речевое развитиеВозрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)Тема: «Сочиняем стихи о школе»Интеграция образовательных областей: речевое...

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по стихам А. Барто» (средняя группа)

Знакомство с краткой биографией А.Л.Барто; чтение и заучивание стихотворений; рассматривание иллюстраций к стихотворениям; выставка книг «Творчество А.Л.Барто»; раскрашивание рисунков к ст...

Консультация для родителей по речевому развитию на тему:" Учимся сочинять стихи"

Консультация для родителей по речевому развитию на тему :" Учимся сочинять стихи"...