Нейропсихологический подход в логопедии
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Статья содержит краткое разъяснение нейропсихологического подхода в логопедии. В приложении представлены тесты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya2.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологический подход в логопедии

    Речь - это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел.

    Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов.

    Эта наука создана в нашей стране в середине 20 века, выдающимся  ученым, имеющим огромное мировое признание, Александром Романовичем Лурия. Лурия выделяет несколько функциональных блоков мозга. С помощью данных исследований, рассматривая ряд определенных признаков отклонений от нормы и понимая, какой именно блок нарушен, мы можем определить какого типа данное нарушение и применить соответствующую методику для его коррекции.

    Нейропсихология изучает, какие зоны мозга отвечает за ту или иную психическую функцию, какие зоны работают, например, когда человек читает или говорит.

   НП через диагностику определяет основные механизмы трудностей ребенка, из-за которых "страдают" психические процессы, позволяет прогнозировать будущие затруднения в обучении, основываясь на сильных и слабых сторонах развития, позволяет разработать эффективную стратегию коррекции.

    Таким образом, грамотно построенная диагностика, с использованием нейропсихологических методик, будет способствовать построению более конкретного прогрессивного индивидуального маршрута коррекции речевой системы ребенка.

    Учитель - логопед сталкивается с разнообразными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в коррекционной деятельности. Недостаточно использовать сугубо педагогические методики и приемы. Однако, грамотный специалист  понимает, что такое простое на первый взгляд упражнение, как "Колечко"-соединение поочередно пальцев, направлено не только на развитие мелкой моторики, но улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий соответственно будет содействовать улучшению запоминания, повышению стойкости внимания, улучшению процесса письма.

Существует ряд тестов, позволяющих определить тип нарушения (см приложение)

    Необходимо отметить, что многие учителя-логопеды используют представленные в приложении тесты постоянно, но зачастую не умеют их интерпретировать. Автор статьи выражает надежду на то, что материал поможет специалистам построить программу диагностики и коррекции.

     В статье использованы материалы экспертов нейропсихологии: Ахутиной Т.В., Матвеевой Е.Ю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе, а именно метода замещающего онтогенеза (МЗО) А.В.Семенович.    «Метод замещающего онтогенеза» основывает...

Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней логопедической группе для детей с ОНР

Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней группе для детей с ОНР...

Нейропсихологический подход в работе учите – логопеда и учителя – дефектолога при работе с детьми с ОВЗ.

На основе изученного мною материала и личного опыта хотелось бы поделиться наиболее результативными и действиными приемами применяемыми мною в ходе коррекционно - образовательного процесса в работе с ...

Нейропсихологический подход в логопедии.

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недор...

Нейропсихологический подход в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ.

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.Э...

Нейропсихологический подход в логопедии.

   За прошедшие десятилетия наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми нарушениями.     Часто причины речевых нарушений кроются в наличие...

Нейропсихологический подход в логопедии

Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в раз...