Влияние индивидуальной работы на по развитию речи на игру детей с ТНР
консультация по развитию речи (старшая группа)

Бабченкова Оксана Алексеевна

В статье рассказывается о том, какое влияние оказывает индивидуальная работа учителя-логопеда по развитию речи на игры детей с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ИГРУ ДЕТЕЙ С ТНР

         Ни  у  кого  не  вызывает  сомнения  то, что  детей  надо  учить  чтению, счету, письму. Но и  не  менее  важно  учить  детей  игровой  деятельности, в  которой  раскрывается  и  формируется  личность  ребенка.

        В последнее время отмечается резкое ухудшение речевого развития детей. И в тоже время нам  приходится  убеждаться  в  том, что  часть  детей  дошкольного  возраста просто не  умеет  играть.

        Я считаю, что одна  из  причин  этого  заключается  в  том, что  с  этими  детьми  никто  в  семье  не играл и не  играет, поскольку  родители  предпочитают  другие  виды  деятельности (проводят время за компьютером, как родители, так и дети).

       Другая  причина  состоит  в  том, что  эти  дети  в  раннем  возрасте  были  по  разным  обстоятельствам  лишены  общения  со  сверстниками  и  не  научились  налаживать  с  ними  взаимоотношения. Они предпочитают играть в одиночку. Содержанием  их  игр  редко  становятся  человеческие  взаимоотношения, но  если  и  становятся, то  свидетельствуют об  ограниченных  знаниях  о  людях, которые  их  окружают, что говорит о бедном социальном опыте ребенка.

       Формирование  игровой  деятельности   в группе компенсирующей направленности  предполагает  ее  организацию   воспитателем  и логопедом.

           Именно сюжетно-ролевая игра оказывает  огромное   влияние  на  развитие  речи. В  ходе  игры  ребёнок  вслух  разговаривает  с  игрушкой, говорит  и  за  себя, и  за  неё, подражает  голосам  зверей, звукам предметов.  

             В  процессе  игры  я много  разговариваю  с  ребенком, в  результате  чего даже  у  не говорящего  ребёнка  возникает  потребность  в  речевом  общении. Ему  хочется  попросить    о  чём-либо, сообщить  что-то. Стараюсь  всячески  побуждать ребенка  обращаться  ко мне с   вопросами  по  поводу  той  или  иной  игрушки. Таким  образом, в  сюжетно-ролевой  игре  развивается  речевая  активность  ребенка.

              Обучение  детей  сюжетно-ролевой  игре  сопровождаю подробным  рассказом  о  содержании  действий: «Эта  кукла  Катя. Катя  хочет  спать. Куда  положим  Катю? и т.д. Учитывая, что  у  детей  с ОНР  резко  снижено  понимание  обращённой  речи,  слежу  за  тем, насколько  ребёнок  понимает  меня. С  этой  целью   прошу ребенка  называть  или  показывать  игрушки, о  которых  идёт  речь  в  игре. При этом словами сопровождаю как свои действия, так и действия ребенка: «Я  качаю  Катю. Оля  качает Катю» и т.д. В игре дети  не всегда сами  могут  сразу выполнять  действия  в  правильной  последовательности: они  часто  укладывают  куклу  спать, не  сняв  с  неё  обувь. Обращаю  внимание  ребенка  на  порядок  выполнения действий: «Я  пришла домой. Я снимаю обувь. Я снимаю пальто» и  только  потом  даются  задания  типа: «Уложи  куклу  спать».

       Когда  ребёнок  наблюдает разнообразные  действия  и  при  этом  слышит  разное  обозначение  их  словом, у  него  развивается  чувство  языка.

       В группе компенсирующей направленности в форме занятия обучаю детей основным практическим действиям с сюжетными игрушками, ввожу новые слова и объясняю их значение (Например: тема «Транспорт»- машина- приехала, отъехала, переехала, объехала, а также слова- шофер, водитель, автослесарь), а дальнейшее развитие игры и ее обогащение осуществляются воспитателями в игре «Юный водитель».

     Благодаря такой  индивидуальной работе, дети смогут с каждым разом делать  сюжет игры  более интересным и разнообразным.  Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку накапливать знания, осваивать язык, общаться, развивать мышление и воображение. Расширяется активный словарь, усваиваются функции словоизменения и словообразования, фраза становится  развернутой, что необходимо для формирования связного высказывания.  У детей активно формируется умение пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа воспитателя по развитию речи

Презентация предназначена для воспитателей общеразвивающих групп. Освещены следующие вопросы: Правильная речь. Нарушения речи. Необходимость проведения коррекционно-развивающей работы. Диагностика реч...

«Влияние индивидуальной работы по развитию речи на обогащение сюжетов игр".

Обучение детей сюжетно-ролевой игре сопровождаю подробным рассказом о содержании действий: «Эта кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю? и т.д. Учитывая, что у детей с ОНР резко снижено ...

Консультация для родителей: «Развитие речи через игру» детей старшего дошкольного возраста

Ознакомление детей со звуковой стороной слова можно связать с развитием диалогической и монологической речи. В играх и упражнениях, которые демонстрируют ребенку линейность речи, помогают осознать зву...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...

Программа работы кружка по развитию речи «Речецветик» для детей средней группы

Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе«Речецветик» для детей средней группы...