Презентация "Художественная литература, как средство всестороннего развития дошкольника"
презентация по развитию речи

Протопопова Елена Андреевна

Художественная  литература  является универсальным развивающее - образовательным средством.

Приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.

                               " Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни,   надо ввести его в мир книг, а чтение –это тропинка, по которой умелый, думающий взрослый                                     находит путь к сердцу ребёнка".  В.А. Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_literatura.pptx669.64 КБ
Файл komentarii_k_slaydam.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Х удожественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

Слайд 2

« Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг, а чтение –это тропинка, по которой умелый, думающий взрослый находит путь к сердцу ребёнка». В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Художественная литература является универсальным развивающее - образовательным средством: Загадки Считалки Дразнилки Фольклорные произведения

Слайд 4

Особенности восприятия художественных произведений по возрастным группам: В младшей группе ознакомление с художественной литературой происходит с использованием произведениями разных жанров: народные сказки, песни, потешки , загадки, где в основном содержится ритмическая речь, так детей учат к красочной речи. Именно в этом возрасте необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, сочувствовать положительным героям и следить за развитием действия произведения. В средней группе дети продолжают ознакомление с художественной литературой. Дети в этом возрасте могут различать некоторые особенности литературного языка, такие как сравнение. После прочтения дети могут отвечать на вопросы по содержанию текста, размышлять, замечать и чувствуют форму художественного произведения. В этом возрасте у детей активно обогащается развивается словарь В старшей и подготовительной группе дети уже могут различать художественные жанры, замечают выразительные средства. А при проведении анализа произведения дети могут чувствовать ее глубокое идейное содержание . В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы.

Слайд 5

Основные методы чтения художественного произведения : Чтение воспитателя по книге или наизусть Рассказывание воспитателя Заучивание наизусть Инсценировка сказок и сценок

Слайд 6

Методы работы после прочтения Беседа после прочтения литературного произведения Моделирование Мнемотехника Социоигровые технологии

Слайд 7

Мнемотехника Мнемотехника использует не изображения предметов, а символы. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы - схемы, в которых заложена определённая информация Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание пересказа, рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме

Слайд 8

Моделирование Из всех существующих приемов обучения рассказыванию одним из самых эффективных является метод моделирования . Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Слайд 9

Социоигровая технология Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом, оказывать помощь друг другу и принимать ее, когда это необходимо)

Слайд 10

Пословицы и поговорки Пословицы и поговорки – родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей . Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра .

Слайд 11

Рекомендации : 1. Знакомя детей с пословицами и поговорками, учите их рассуждать над смыслом услышанного, делать выводы, исходя из жизненного опыта. Действуйте по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интеллектуальные и речевые способности. 2 . Не оставляйте без внимания новые и непонятные детям слова. В доступной форме объясняйте их значение. Пользуйтесь при этом толковыми словарями. 3 .Воспитывайте у детей интерес к родному языку, его меткости и образности. Обогащайте и активизируйте их лексику за счёт новых слов. 4. Расширяйте знания детей о традициях и быте нашего народа. 5. Используйте пословицы и поговорки в соответствующих жизненных ситуациях:

Слайд 12

Последовательность и формы работы по ознакомлению старших дошкольников с пословицами и поговорками: 1этап - подготовительный у потребление пословиц воспитателями и родителями в повседневной жизни , объяснение их смысла детям; рассматривание картинок, подбор к ним соответствующих пословиц и поговорок рассказ-образец воспитателя по пословице, объяснение значения новых слов; чтение рассказов по пословицам внесение в книжный уголок сборников пословиц и поговорок . 2 этап Активное самостоятельное ознакомление детей с пословицами игры и упражнения : * «Найди нужную картинку » , « Назови пословицу к картинке» ; * «Я начну, а ты продолжи » , « Подбери слово в рифму» рисование по пословице составление детьми рассказов по пословицам чтение пословиц 3 этап Употребление детьми пословиц в разговорной речи

Слайд 13

Организация книжного центра Цель организации книжного центра в детском саду — создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы. Основной принцип , которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей . Перечень литературы по возрастам

Слайд 14

В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. В Центр книги помещают, как правило издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки, книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками ) музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п .) книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками, предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных). По возможности делается подборка книжек для малышей, содержащих игровые элементы (глазки, кнопки и др.). Кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами.

Слайд 15

В книжном центре средней группы представлены книги с обычной листовой бумагой. Дети знакомятся с рассказами о животных и птицах (В. Бианки), юмористическими произведениями малых форм (Н. Носов). Не угасает интерес к народным сказкам и начинается ознакомление со сказками авторскими (К. Ушинского, А. Толстого, М. Горького). В Центре книги средней группы на витрине выставляется 4-6 книг, остальные - в шкафу: книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года» открытки для рассматривания по произведениям, портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин, тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др . материал для ремонта книг.

Слайд 16

Книжный центр для старших дошкольников содержит художественные книги, энциклопедии, журналы дидактические и настольные игры . Старшие дошкольники знакомятся с былинами («Илья-Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич ») литературными сказками зарубежный и русских писателей (в т. ч. А. Пушкина). Библиотечный уголок для детей 5–7 лет содержит книги разнообразной тематики для удовлетворения интересов воспитанников: о природе, о детях, юмористические, энциклопедического характера, о войне, о путешествиях.

Слайд 17

Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают! Джордж Карлин



Предварительный просмотр:

Коментарии к слайдам

3 слайд

Художественная  литература  является универсальным развивающее - образовательным средством:

  • Отгадывая загадки -  у ребенка развивается логическое мышление.   Развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.  
  • Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры.  Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.
  • С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности.
  • Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.
  • Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.

4 слайд

Особенности восприятия художественных произведений по    возрастным      группам:

  • В младшей группе ознакомление с художественной литературой происходит с использованием произведениями разных жанров: народные сказки, песни, потешки, загадки, где в основном содержится ритмическая речь, так детей учат к красочной речи. Именно в этом возрасте необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, сочувствовать положительным героям и следить за развитием действия произведения.
  • В средней группе дети продолжают ознакомление с художественной литературой. Дети в этом возрасте могут различать некоторые особенности литературного языка, такие как сравнение. После прочтения дети могут отвечать на вопросы по содержанию текста, размышлять, замечать и чувствуют форму художественного произведения. В этом возрасте у детей активно обогащается развивается словарь

В старшей и подготовительной  группе дети уже могут различать художественные жанры, замечают выразительные средства. А при проведении анализа произведения дети могут чувствовать ее глубокое идейное содержание .В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст.  У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы.

5 слайд

Основные методы чтения художественного произведения:

  • Чтение воспитателя по книге или наизусть
  • Рассказывание воспитателя
  • Заучивание наизусть
  • Инсценировка сказок и сценок

6 слайд

Методы работы после прочтения

При ознакомлении детей с худ.лит. используются различные технологии

  • Беседа  после прочтения литературного произведения
  • Моделирование
  • Мнемотехника
  • Социоигровые технологии

7 слайд

Основные цели использования технологии мнемотехники Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах Освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления Развитие творческих способностей: фантазии, воображения Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении

Совместное составление педагога с детьми мнемотаблицы или мнемодорожки  по стихотворению

«Я люблю свою лошадку» - младший и средний возраст.

««Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» - старший возраст

8 слайд

Моделирование

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Моделирование сказки «Теремок»

9 слайд

Социоигровые  подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом, оказывать помощь друг другу и принимать ее, когда это необходимо)

10 слайд

Так  же кроме ознакомления детей с художественной литературой  не надо забывать о пословицах и поговорках.

Пословицы и поговорки – родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра.

Ознакомление с пословицами и поговорками  ведётся в основном со старшего возраста, т.к дети уже способны понять скрытый смысл, образные выражения.

11 слайд.

Рекомендации:

1. Знакомя детей с пословицами и поговорками, учите их рассуждать над смыслом услышанного, делать выводы, исходя из жизненного опыта. Действуйте по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интеллектуальные и речевые способности.                                                                                                          

2. Не оставляйте без внимания новые и непонятные детям слова. В доступной форме объясняйте их значение. Пользуйтесь при этом толковыми словарями.

3.Воспитывайте у детей интерес к родному языку, его меткости и образности.            

Обогащайте и активизируйте их лексику за счёт новых слов.                                                                      

4.Расширяйте знания детей о традициях и быте нашего народа.            

5.Используйте пословицы и поговорки в соответствующих жизненных ситуациях:

12 слайд

Последовательность и формы работы по ознакомлению старших дошкольников с пословицами и поговорками:

1этап - подготовительный  

- употребление пословиц воспитателями и родителями в повседневной жизни, объяснение их смысла детям;

  • рассматривание картинок, подбор к ним соответствующих пословиц и поговорок

- рассказ-образец воспитателя по пословице, объяснение значения новых слов;

  • чтение рассказов  по пословицам

-  внесение в книжный уголок сборников пословиц и поговорок.

2 этап                                                                                                                           Активное самостоятельное ознакомление детей с пословицами

- игры и упражнения:                                                                                                                                                                  

* «Найди нужную картинку»,«Назови  пословицу к картинке»;                                                                                    

* «Я начну, а ты продолжи», «Подбери слово в рифму»                                                                                           

  • - рисование по пословице
  • составление детьми рассказов по пословицам
  • - чтение пословиц
  • 3 этап                                                                                                                                     Употребление детьми пословиц в разговорной речи

13 слайд

Организация книжного уголка

Цель организации книжного центра в детском саду — создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы.

Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

Перечень литературы по возрастам

Где можно найти перечень литературы?

14 слайд

В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. В Центр книги помещают, как правило

  •  издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки, книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками)
  •  музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.)
  •  книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками,
  • предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных). 
  • По возможности делается подборка книжек для малышей, содержащих игровые элементы (глазки, кнопки и др.).
  • Кроме книг здесь могут находиться отдельные  картинки, наклеенные на плотную бумагу сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами.

  • В уголке средней группы представлены книги с обычной листовой бумагой. Дети знакомятся с рассказами о животных и птицах (В. Бианки), юмористическими произведениями малых форм (Н. Носов). Не угасает интерес к народным сказкам и начинается ознакомление со сказками авторскими (К. Ушинского, А. Толстого, М. Горького).
  • В Центре книги средней группы на витрине выставляется 4-6 книг, остальные - в шкафу: книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками
  •  альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»
  • открытки для рассматривания по произведениям, портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин, тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.
  •  материал для ремонта книг.

Книжный уголок для старших дошкольников содержит

  •  художественные книги, энциклопедии, журналы
  •  дидактические и настольные игры.
  •  Старшие дошкольники знакомятся с былинами («Илья-Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич»)
  •  литературными сказками зарубежный и русских писателей (в т. ч. А. Пушкина).

Библиотечный уголок для детей 5–7 лет содержит книги разнообразной тематики для удовлетворения интересов воспитанников: о природе, о детях, юмористические, энциклопедического характера, о войне, о путешествиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Художественная  литература открывает и объясняет жизнь общества, мир природы и взаимоотношений. Способствует  развитию мышления воображения ребенка, обогащает эмоциями....

Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...

Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...

Художественная литература ,как средство всестороннего развития дошкольника.

Художественная литература в современном мире, при наличии иных источников информаци,и продолжает оставатьсяосновным средством для воспитания всесторонне развитой личности...

Художественная литература ,как средство всестороннего развития дошкольника.

Художественная литература в современном мире, при наличии иных источников информации, продолжает оставаться основным средством для воспитания всесторонне развитой личности...