Звуки вокруг нас.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Воробьева Светлана Анатольевна

Речевая ситуация. Уточнить представления детей о мире звуков. Погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним; привлечь их внимание к звуковой (внешней) сторо­не речи; побуждать передавать звуки природы фонетическими средствами языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_zvuki_vokrug_nas.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы.  Основы чтения и подготовка к обучению письму.

Тема. Звуки вокруг нас        

Формы работы: речевая ситуация

Цель. Уточнить представления детей о мире звуков.

Задачи.  Погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним; привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи; побуждать передавать звуки природы фонетическими средствами языка.

Материал. Аудиозаписи с голосами животных и птиц; картинки с их изображениями.

Предварительная работа. Вспомнить произведение К. Чуковского «Путаница».

Ход НОД:

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

 Предлагаю детям совершить путешествие в лес.

Простановка цели детьми

- Вы готовы отправиться в путешествие?

- Как мы можем отправиться в путешествие, ведь мы в группе и далеко от леса?  (Представить себя в лесу.)

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

 —Мы все дальше и дальше уходим по тропинке в лес. Какое разнообразие деревьев, трав и цветов! (Дети могут назвать их.) Прислушайтесь. Чем наполнен лес? Что вы слышите?

Задаю уточняющие вопросы:

— Какие звуки издает жук? (Ж-ж-ж.) А кукушка?.. И т, д. (Дети произносят конкретные звуки.)

— Можно ли по голосу узнать животных и птиц? (Да, потому что каждый издает свои определенные звуки.)

— Знаете, именно в этом лесу однажды произошла великая путаница: все птицы и звери поменялись голосами. В какой сказке это случилось? Кто ее написал?

- Вспомним, кто с кем менялся голосами. (В ответах используется хоровая декламация.)

1.   Свинки с кошечками.

Свинки замяукали: Мяу, мяу! (Хором.) Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! (Хором.)

2.  Уточки и курочки.

Уточки заквакали: Ква, ква, ква! (Хором.) Курочки закрякали: Кря, кря, кря! (Хором.)

3.  Воробышек с коровой.

Воробышек прискакал. И коровой замычал: Му-у-у! (Хором.)

Как корова ответила воробышку? (Чик-чирик.)

Как вы думаете, какие еще звери и птицы могли поменяться голосами и как они при этом стали бы кричать? (Дети придумывают свои варианты путаниц с обязательным озвучиванием.) Например: ворона стала лаять — гав-гав, а собака каркать — кар-кар.

Кто из зверят был паинькой и советовал баловникам остановиться? (Заинька.) Какие слова он говорил? (Дети декламируют, выразительно читают хором.)

Кому велено чирикать —

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать —

Не чирикайте!

Не бывать вороне

Коровою!

Не летать лягушатам

Под облаком!

— При такой великой путанице и до беды недалеко. Какая беда произошла в сказке К. Чуковского? (Лисички спичками подожгли море синее.) Кто помог зверятам потушить море? Когда зверята обрадовались и стали снова петь и кричать своим голосом?

Гуси начали опять По-гусиному кричать: Га-га-га! (Хором.)

Кошки замяукали: Мур-мур-мур! (Хором.) Птички зачирикали: Чик-чирик! (Хором.)

Лошади заржали: И-и-и! (Хором.) Мухи зажужжали: Ж-ж-ж! (Хором.)

Воспитатель подводит детей к выводу: «Как говорится, в сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Какой урок нам всем надо вынести из этой сказки? (Каждый должен говорить своим голосом.)

 А сейчас я вам прочитаю  рассказ Л. Пантелеева «Как поросенок говорить научился».

Один раз я видел, как маленькая девочка учила поросенка говорить...

Она ему, я помню, говорит:

— Поросенок, скажи «мама»! А он ей отвечает:

— Хрю-хрю... Она ему:

—  Поросенок, скажи «дерево»! А он ей:

— Хрю-хрю...

— Скажи «цветочек»! А он:

— Хрю-хрю...

Я смотрел-смотрел, слушал-слушал, мне стало жалко поросенка и девочку. Я говорю:

— Знаешь что, голубушка, ты бы ему что-нибудь попроще велела сказать. А то ведь он еще маленький, ему трудно такие слова произносить... Попроси его, например, сказать «хрю-хрю».

Девочка немного подумала и говорит:

— Поросенок, скажи, пожалуйста, «хрю-хрю». Поросенок посмотрел на нее и сказал:

—  Хрю-хрю!

Девочка удивилась, обрадовалась, в ладоши захлопала.

— Ну вот, — говорит, — наконец-то! Научился!

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

 — Как мы передаем голоса животных? Подумайте, как разговаривает, общается человек, с помощью чего это происходит. Использует ли человек звуки в своем разговоре (в своей речи)? Чем они отличаются от тех, что используют животные?

Подведение итога

 Обобщаю ответы детей: животные, как правило, используют небольшое число звуков, часто одинаковых в различных ситуациях. А человек в общении пользуется словом. Оно удивительное, потому что может звучать и одновременно обозначать (называть) все, что нас окружает (окно, небо, солнце и т. д.). С помощью слова можно передать (сообщить) свои мысли и желания близким и друзьям.

О чем мы сегодня говорили? Какой вывод мы можем сделать? Какое у вас настроение?