Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Хорошее настроение для Лисенка»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Лапина Ирина Александровна

Цели: Активизация и развитие речи детей, обогащение словарного запаса.

Задачи:

  • Закрепить умение подбирать слова противоположные по смыслу (антонимы);
  • Продолжать учить произносить звукосочетания (му-му, гав-гав, кря-кря, мяу-мяу и др);
  • Продолжать развивать артикуляционный аппарат;
  • Развивать связную речь детей;
  • Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность;
  • Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь;
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, доброе отношение к игровым персонажам, окружающему миру, создавать радостное настроение.

Актуальность: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: "Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moe_horoshee_nastroenie.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе

 «Хорошее настроение для Лисенка»

Цели: Активизация и развитие речи детей, обогащение словарного запаса.

Задачи:

  • Закрепить умение подбирать слова противоположные по смыслу (антонимы);
  • Продолжать учить произносить звукосочетания (му-му, гав-гав, кря-кря, мяу-мяу и др);
  • Продолжать развивать артикуляционный аппарат;
  • Развивать связную речь детей;
  • Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность;
  • Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь;
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, доброе отношение к игровым персонажам, окружающему миру, создавать радостное настроение.

Актуальность: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: "Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи".

Оборудование: игрушка «Лисенка», «Веселый мячик», билетики на поезд, магнитофон, набор картинок с изображением больших и маленьких машин, барабанов, дудочек, пароходов, шаров, молотков.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам сегодня в гости пришел? (воспитатель показывает игрушку лисенка).

Дети: лисенок

Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся. Здравствуй лисенок!

Лисенок: (грустно) Здравствуйте дети.

Воспитатель: Что случилось, лисенок?

 Лисенок: Я проснулся сегодня утром, а мое хорошее настроение пропало.

Воспитатель: Ну это не беда! Мы с ребятами поможем тебе его отыскать.  Ведь правда, ребята?

Дети: Да!

Лисенок: Ой, спасибо. А то без хорошего настроения у меня ничего не получается.

Воспитатель: Путь нам предстоит долгий. Поэтому мы с вами отправимся на транспорте. А вот на каком? Это мы сейчас узнаем.

(звучит гудок)

Дети: Поезд!

Воспитатель: Правильно. Но чтобы сесть в поезд, нам нужны билеты. Их мы получим, поиграв в игру:

«Скажи наоборот».

Кто правильно ответит на вопрос, тот и получит билетик. Готовы? Слушайте внимательно.

(Воспитатель называет признак предмета, а дети должны подумать и назвать противоположное по смыслу слово).

 Цель игры: расширять словарь антонимов.

Ход игры: 

  1. Дедушка старый, а внук (молодой)
  2. Дерево высокое, а куст (низкий)
  3. Дорога широкая, а тропинка (узкая)
  4. Перо легкое, а гиря (тяжелая)
  5. Слон большой, а мышка (маленькая)
  6. Волк злой, а зайчик (добрый)
  7. Фрукты растут высоко, а овощи (низко)
  8. Днем светло, а ночью (темно)
  9. Сахар сладкий, а лимон (кислый)
  10. Снег белый, а земля (черная)
  11. Стол высокий, а стул (низкий)
  12. Суп горячий, а мороженное (холодное)
  13. Воспитательница одна, а детей (много)
  14. Мама молодая, а бабушка (старенькая)
  15. Лук горький, а торт (сладкий)
  16. Зимой холодно, а летом (жарко)
  17. Дельфин гладкий, а кошка (пушистая)
  18. Медведь большой, а заяц (маленький)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь мы можем отправляться на поиски.

(звук поезда)

Воспитатель: Мы попали с вами на берег красивой реки. Дорога была дальняя, мы с вами засиделись. Давайте разомнемся.

Физкультминутка: «Ножками потопаем, ручками похлопаем…»

Мы ногами – топ-топ, (топают ногами)

Мы руками – хлоп-хлоп, (хлопают в ладоши)

Мы глазами –миг-миг, (Руки на поясе, моргают глазами)

Мы плечами- чик-чик, (Руки на поясе, плечи вверх-вниз)

Раз - сюда, два- туда, (Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево)

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два- привстали, (Выполняют движения по тексту)

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали-

Ванькой- встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Раз-два, раз-два, (Стоя, поднимают руки через стороны вверх)

Отправляться в путь пора! (Опускают руки вниз)

Лисенок: Надеюсь, что здесь мы отыщем мое хорошее настроение.

Воспитатель: Но чтобы нам это удалось, необходимо сыграть в игру:

 «Веселый мяч». 

(Воспитатель по очереди бросает мяч детям и называет животного, звук этого животного ребенок произносит).

Лисенок: Что –то не нашлось мое хорошее настроение.

Воспитатель: Не переживай, лисенок. Отправляемся дальше на поиски.

(звук поезда)

Воспитатель: Мы прибыли в горы. Давайте здесь попробуем отыскать хорошее настроение нашего лисенка. Чтобы у нас это получилось, поиграем в игру:

 «Маленький - большой».

(Воспитатель показывает детям картинки с изображением предметов: одного маленького, другого большого)

Воспитатель: Ребята, как сигналит большая машина? Громко или тихо?

Дети: Громко!

Воспитатель: Давайте вместе просигналим громко «Би-би!»

Воспитатель: А как сигналит маленькая машина? Громко или тихо?

Дети: Тихо!

Воспитатель: - Давайте вместе просигналим тихо «Би-би»

(Далее воспитатель показывает детям остальные картинки с изображением барабанов, дудочек, пароходов, молотков. Дети по очереди произносят звуки, которые издают эти предметы громко или тихо).

Лисенок: Что-то и здесь нет моего хорошего настроения.

Воспитатель: Не переживай, лисенок. Мы обязательно отыщем его. Давайте скорее отправляться дальше в путь. (звук поезда).

Воспитатель: Мы с вами попали в сказочный лес.

Лисенок: Это же мой лес! Здесь мы точно найдем мое хорошее настроение!

Воспитатель: Мы с ребятами очень постараемся. А для этого поиграем в игру:

«Один – много»

(воспитатель называет слово в единственном числе, а дети должны назвать это же слово, только во множественном числе)

Дом – дома,
Глаз – глаза,
Стул – стулья,
Друг – друзья,
Зайчонок – зайчата,
Медвежонок – медвежата,
Цыпленок – цыплята,
Утенок – утята,
Поросенок – поросята,
Ягненок – ягнята,
Жеребенок – жеребята,
Теленок — телята.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, лисенок наш улыбается!  Лисенок, ты нашел свое хорошее настроение?

Лисенок: Кажется да! Мне так понравилось играть с ребятами. Это так весело!

Воспитатель: Очень хорошо! Нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. До свидания, лисенок.

Дети: - До свидания!

Лисенок: Спасибо вам большое. До новых встреч.

(звук поезда)

Воспитатель:

 Вот и все! Вернулись в сад!

Детский сад нам очень рад!

Лисенку с вами помогли,

Настроение нашли.

Ну вот мы и вернулись из увлекательного путешествия. Вам понравилось?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте подарим хорошее настроение друг другу и поиграем в музыкальную игру:

«Если нравится тебе, то делай так..»

Если нравится тебе,
То делай так: хлоп-хлоп.
Если нравится тебе,
То делай так: хлоп-хлоп.
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
То делай так: хлоп-хлоп (Хлопать в ладоши).
Если нравится тебе,
То делай так: шлеп-шлеп.
Если нравится тебе,
То делай так: шлеп-шлеп.
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
То делай так: шлеп-шлеп.(Ладонями шлепать себя по коленям).
Если нравится тебе,
То делай так: тук-тук.
Если нравится тебе,
То делай так: тук-тук.
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
То делай так: тук-тук.(Кулаками стучать по полу).
Если нравится тебе,
То делай так: топ-топ.
Если нравится тебе,
То делай так: топ-топ.
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
То делай так: топ-топ.(Топать ногами).
Если нравится тебе,
То делай так: ай-ай.
Если нравится тебе,
То делай так: ай-ай.
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
То делай так: ай-ай.(Качать головой вправо-влево. Руками поддерживать щеки).
Если нравится тебе,
То делай так: хлоп-хлоп,
Шлеп-шлеп, тук-тук,
Топ-топ, ай-ай.
Если нравится тебе,
То делай так: хлоп-хлоп,
Шлеп-шлеп, тук-тук,
Топ-топ, ай-ай.
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
То делай так: хлоп-хлоп,
Шлеп-шлеп, тук-тук,
Топ-топ, ай-ай.
При соответствующих словах: хлопать в ладоши, ладонями шлепать себя по коленям, кулаками стучать по полу (или по столу), топать ногами, качать головой вправо-влево, руками поддерживая щеки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе

«Играем пальчиками  и развиваем речь» конспект занятие по развитию речи в младшей греппе....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [Т], [П], [К]»

развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей; работать над усилением подвижности артикуляционного аппарата, уточнять артикуляцию и произнесение звуков [а], [о], [у], [и] в с...

Конспект занятий по развитию речи в младшей группе: "Звуковая культура речи звук "Т"."

Цель: формировать звуковую культуру речи: звука (Т).Образовательные задачи:- формировать умение у детей отчетливо произносить звукоподражание со звуком (т);- закреплять произношение звука (т) в словах...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Тема занятия:"Веселая ярмарка".

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе для ознакомление детей с народной игрушкой (дымковской - глиняной, и деревянной). ...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Тема занятия "В гости к бабушке".

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы). Продолжать учить произносить звукосочетания:мяу-мяу, гав-гав, му-му. Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе группе «Составление рассказа об осени с помощью интеллектуальной карты»

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе группе«Составление рассказа об осени с помощью интеллектуальной карты».Возраст с 6 до 7 лет Цель: Обобщить и систематизировать предс...