Мероприятие по татарскому языку «Веселый кубик» - «Шаян шакмак».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Хайруллина Альбина Рифкатовна

Для того, чтобы занятие  для детей прошло  веселым, занимательным и интересным,  мы  используем  дидактические игры. Такие игры не только закрепляют пройденный материал, но и развивают у детей  память, внимание, воображение, речь, мелкую моторику; а также воспитывают усидчивость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по закреплению пройденного материала УМК по татарскому языку с детьми  подготовительной  группы на тему

«Шаян шакмак» - «Веселый кубик».

Составила:

воспитатель по обучению

 татарскому  языку:

                                                                 Хайруллина Альбина Рифкатовна

Тема занятия: «Шаян шакмак» - «Веселый кубик».

Основная предметная область: развитие речи (татарский язык).

Интеграция областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, деятельная.

Возрастная  группа: дети подготовительной группы (6-7 лет)

Цель: закрепление пройденного лексического материала по темам «Гаилә», “Ашамлыклар”, «Яшелчәләр», “Җиләк-җимешләр”, “Уенчыклар”, “Саннар”, «Киемнәр», «Нишли?», а также ранее приобретенных детьми навыков использования грамматических конструкции в известных игровых ситуациях.

Задачи:

1. Образовательные:

- активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие;

- способствовать умение составлять мини-диалоги в речевых ситуациях.

2. Развивающие:

- продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу;

- развивать и стимулировать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, самостоятельно выполнять задания, умения общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.

3. Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно, корректно поправлять их;

-воспитывать интерес к игре, дружелюбие, взаимопомощь, сотрудничество.

- воспитывать интерес к изучению татарского языка,

Дидактическое обеспечение занятия:

Для воспитателя: проектор, ноутбук,  интерактивная доска, демонстрационный и раздаточный материал, дидактическая игра  “Сүзне төзе” – “Составь слово по первым буквам», “Рәсемне җый” – “Собери картину”, “Агачтамы? Түтәлдәме?” – “На дереве? На грядке?” , “Нәрсә артык?” – “Что лишнее?”, “Сана! Ничә? – “Посчитай! Сколько?» , “Нишли - “Что делает?”,  “Портфельне тутыр”- “Собери портфель”, муляжи продуктов, сюжетные картинки, волшебные кубики с  сюжетными рисунками.

Предварительная работа: создание языковой среды, составление конспекта, подбор оборудования и демонстрационного материала, изучение и повторение с детьми лексического материала .

Словарная работа: лексико-грамматический материал по теме «Гаилә», “Уенчыклар”, “Ашамлыклар”, “Саннар”, “Киемнәр”,  Яшелчәләр” , “Мәктәп кирәк – яраклары” и т.д.

  Можно играть с детьми в индивидуальном порядке, а можно небольшими группами, дети могут сами предлагать ход диалога, а могут просто отвечать на предложенные педагогом вопросы. 

 

Ход занятия:

I. Организационный момент.

 Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исәнмесез, балалар!

Дети: Исәнмесез!

Воспитатель: Хәлләрегез ничек?

Дети: Әйбәт, рәхмәт! Сезнең хәлләр ничек?

Воспитатель: Яхшы, рәхмәт.  А сейчас пожелаем друг-другу доброго дня по-татарски.

Дети: Хәерле көн миңа,

Хәерле көн сиңа,

Хәерле көн безгә,

Хәерле көн сезгә!

Воспитатель: Бик яхшы. Молодцы! 

II. Основная часть

1. Сюрпризный момент .

Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня что-то  есть интересное для вас. (Дети присаживаются к столу). Это веселый кубик. Шаян шакмак. Он и волшебный. Хотите с ним поиграть?

Ответы детей:…

Воспитатель: Но у кубика  есть одно условие. Он тоже хочет с вами поиграть и узнать, как вы разговаривайте на татарском языке. И так, условия у него такие: вы по одному должны подбросить кубик. И какая сторона кубика выпадет с рисунком, надо решить задачу. На экране покажется рисунок который выпал, а там задание.

Во время работы с детьми следить, чтобы дети правильно проговаривали названия предметов на татарском языке.

1 Дидактическая игра: “Рәсемне җый”- “Собери картину”. ( Картина “Гайлә”).

 Цель:

1. Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по теме «Моя семья» (әти, әни, кыз, малай, бабай,әби).

2. Учить ребенка составлять диалог «Бу кем?»

3. Развивать внимание, память и логическое мышление;

4. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции.

Правила игры:

Перед детьми располагается  веселые кубики  с сюжетными картинками. Воспитатель предлагает  внимательно рассмотреть  картинки кубика, дает пояснение по ней. Далее детям задаются вопросы «Что это?» - «Бу нәрсә?», “Нинди рәсем?” – “Какой рисунок?” «Кто они?» - «Болар кемнәр?»«Назови!» - «Әйт!» и т.д.  Дети находит подходящие по смыслу карточки и собирают картину “Гайлә”. И отвечают на вопросы, заданные воспитателем.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.  

Воспитатель предлагает подкинуть кубик. Следующая  игра называется:

2 Дидактическая игра “Что лишнее? – “Нәрсә артык?

Цель игры: Закрепить умение находить лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

Задачи игры:

  • развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.
  • - развивать зрительное восприятие.
  •  - развивать монологическую и диалогическую речь на двух государственных языках.
  • - воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость.

Ход игры:

 Ребенку предлагаются пять  или шесть картинок, пять из которых объединены общим признаком. Воспитатель поочередно показывает картинки и задает ребенку вопросы: « Бу нәрсә?» (Что это?), « Бу кем?» (Кто это?). Ребенок должен ответить на вопрос на татарском языке. Затем воспитатель задает вопрос:« «Нәрсә артык ?» (Что лишнее?). После чего ребенок должен найти лишнюю картинку и ответить почему он выбрал именно ее.

Мәсәлән: - Бу нәрсә? Артык рәсемне күрсәт. Это что? Покажи лишнее.  Ответ детей: ипи – хлеб,  сөт – молоко, чәй - чай и курчак – кукла. (лишнее – кукла).

 

Физкульминут.  Бармак уены “Куянкай”

Куян китап тапты.

Укыды, укыды. Япты.

Онытып бетергәч,

Тагын ачты.

Укыды, укыды, укыды.

Япты.

Яңадан ачты.

Укыды, укыды.

Япты.

Куян китапны шәп белде.

3 дидактическая игра ”Сана! Ничә?” – “Посчитай! Сколько?”

Цель: Закрепить умение считать до 10. Активизировать в речи  использование числительных.

Ход игры:

 Участвуют 3-4 игроков.  Детям раздаются карточки  с цифрами. На карточках изображены предметы с определенным количеством. Воспитатель показывает соответствующие карточки и  спрашивает “Сколько?”(Ничә?). Дети должны указать цифры по соответствующим картинам. Кто первым заполнит свою карту, тот - победитель.

 

4 дидатическая игра “Собери портфель”  - “Портфельны тутыр”

Цель: Закрепить названия школьных принадлежностей. Воспитывать бережное отношение к ним. Побудить желание учиться в школе.

Ход игры: 

Участвуют 2 игрока. Дети должны сортировать школные принадлежности в портфель,  а игрушки в корзину. Ведущий показывает разрезную карточку, спрашивает “Это что?” (Бу нәрсә? ). Игроки называют рисунок и сортируют по правилам игры. Кто первым заполнит пустые места на своей карте, тот – победитель.

5 дидактическая игра: “Сүзне төзе” – “Составь слово по первым буквам». 

Цель игры:

 1. Обучить дошкольников звукобуквенному анализу слова. 

 2. Содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической диологической речи.

Задачи: Образовательные:

1. Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по темам: «Игрушки» - «Уенчыклар», «Домашние животные» - «Йорт хайваннары», «Дикие животные» - «Кыргый хайваннар»,  «Овощи» - «Яшелчәләр» «Продукты» - «Ашамлыклар», «Школьные принадлежности» - «Мәктәп кирәк-яраклары»

2. Учить ребенка составлять развивающий диалог «Бу нәрсә»? – «Что это?»

3. Закрепить буквенный состав слова.

Развивающие:

1.Развивать зрительное восприятие и внимание.

2.Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

 1.Воспитывать дружеские взаимоотношения.

 2. Воспитывать интерес к изучению татарского языка.

 Используемое оборудование: карточки с разными картинками (формата А4) и кармашками для букв, карточки с буквами.

 Количество участников для игры: 1-10 человек.

 Ход игры: 

 В игре могут принимать участие дети (1-10  человек, как самостоятельно, так и с помощью взрослого.  Ребенок берет карточку с картинками и карточки с буквами. Нужно выбрать те карточки с буквами, которые соответствуют первой букве изображенного предмета. Если все буквы будут выставлены правильно, то можно будет прочесть СЛОВО.

 

6 дидактическая игры: «Әкияне тап» - “Найди сказку”. (“Шалкан” әкияте)

Ход игры: 

Воспитатель предлагает найти по рисункам, приклеянных на маленьких кубиках сказку.  

  • Балалар,  у вас у всех есть волшебные кубики – серле  шакмаклар. Вот на этих кубиках спрятаны рисунки  из какой-то сказки. Надо найти  эту сказку.  

7 дидактическая игра: “Агачтамы? Түтәлдәме?” - На дереве? “На грядке?»

Ход игры:

 На столе расположены картины фруктов и овощей. Воспитатель просит детей правильно распределить фигурки, вспомнив, что где растет: овощи – на грядке, фрукты – на дереве.

III. Заключительная часть.

Воспитатель

 Молодцы, ребята. Как хорошо мы с вами сегодня потрудились. Спасибо вам. Ребятки, вам сегодня было интересно? Что особенно запомнилось, может что-то было трудным? А расскажете об этом дома? Умницы! Мне тоже очень понравилось, я очень рада и довольна! Но нам пора прощаться!  Сау булыгыз!

Дети:  Сау булыгыз!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Изучаем татарский язык» (дополнительные платные образовательные услуги по татарскому языку)

Пояснительная записка.В татарском детском фольклоре,лучших произведениях татарской детской поэзии заключены большие возможности для умственного ,нравственного и эстетического развития дошкольник...

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей по обучению татарскому языку по теме:" Реализация Программы краткосрочного курса обучения русскоязычных родителей и детей татарскому языку"

Данная программа курса имеет практическую направленность, подразумевает гибкость и вариативность, направлена на развитие татарской речи и формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возр...

Дидактическая игра по обучению детей татарскому языку.«Кубик - рубик»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12814774","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"230","width":"407"}}]]Дидактическая игра по обучению детей татарскому языку. "К...

«Обучении детей татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» (по обучению детей татарскому языку 4-7 лет) посредством познавательно-исследовательской деятельности »

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ воспитателя (по обучению детей татарскому языку)первой  кв. категории на межаттестационный период на 2018-2023 г. Ахметовой Гульгены Му...

Дидактическая игра. Магнитный куб "Шаян шакмак"

Дидактические игры позволяют повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, дают возможность усвоить татарский язык, закрепить речевой материал в игровой форме, подд...