Познавательно - речевое развитие дошкольников.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Пучкина Галина Николаевна

В данной статье раскрывается опыт работы по познавательно - речевому развитию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_lego_._-_kopiya.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

 В век высоких технологий снижается уровень культуры и развития связной речи детей.

Многие дети имеют нарушения звукопроизношения (искажение звуков, замена), объём активного словаря и уровень развития грамматического строя и связанной речи у детей старшего дошкольного возраста не соответствует возрастной норме.

А согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие фонематического слуха, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для решения этих проблем я обратила внимание на ЛЕГО – технологию, которая способствует экспериментированию с доступными детям материалами в игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей. А также обеспечивает развитие психических процессов: памяти, внимание, логического мышления и мелкой моторики рук. Предлагая детям работу с элементами ЛЕГО,  очень важно и то, что при сборке элементов одновременно работают обе руки, а значит, задействованы оба полушария головного мозга: левое ответственно за  речь, правое – за ориентацию в пространстве и  эмоциональное состояние.        При использовании ЛЕГО мы можем отметить некоторые преимущества его перед другими игровыми приемам, используемыми для развития речи:                                                         - С поделками из конструктора ЛЕГО дети могут играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска, порезаться, проглотить ядовитый химический состав. Его  можно помыть, руки ребёнка остаются чистыми. А убрать поделки можно легко и быстро.                                                                              - При использование конструктора ЛЕГО у ребёнка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он  испытывает психологическое состояние успеха.                                                                                          - Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, на тумбочках, ребёнку нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для детей дошкольного возраста.                                                                             - Дети воспринимают задания как игру, которая не вызывает у них негативного отношения, а приучает к внимательности, усидчивости, самостоятельности и точному выполнению инструкций. А это помогает лучшему усвоению необходимого материала.                                                                                             Использование ЛЕГО – конструктора позволяет осуществить системно -  деятельный подход.                                                      Развивает  воображение, фантазию, творческие способности, логическое мышление.                                                                     Подходит для всех возрастов: для девочек и мальчиков и даже взрослых.                                                                                             Имеет большое количества разнообразных серий и легкий сбор, и разбор конструкций.                                                            Возможность коллективной игры.

ЛЕГО – конструктор  применяем в речевых играх по:

- Закреплению навыков правильного произношения.

- Обучению первичным навыкам звукового и слогового анализа и синтеза.

- Развитию словарного запаса и навыкам словообразования.

- Развитию грамматического строя речи.

- Развитию разных видов связной речи.

  В своей работе использую речевые игры с применением ЛЕГО – конструирования: «Разноцветные дорожки», «Разложите картинки под символы»,  «Выбери свою схему», «Зашифрованное письмо», «Гном и великан», «Часть и целое».

При конструировании построек, фигурок животных помогает научиться выделять части целого. Например: дом без чего? без крыши, котёнок без чего? без хвоста, машина без чего? без колес дом с чем? с трубой, машина с чем? с грузом, девочка в чем? в платье.                                                                                                         Данные задания помогают детям в игровой форме усвоить такие понятия, как «вверху - внизу», «выше - ниже», «справа – слева». Собирая фигурку или другую постройку, дети познают трёхмерное пространство и знакомятся с пространственными предлогами: «над», «под», «между», «возле», «перед», «около» и другими. Известно, что для лучшего запоминания образа буквы необходимо задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический). С данной задачей справляется ЛЕГО - конструктор. Для поддержания интереса на занятии, при знакомстве с новой буквой, детям предлагается загадка. Отгадка (буква) выкладывается на планшете с помощью ЛЕГО – элементов. Манипулируя, деталями конструктора, дети превращают одну букву в другую, запоминают образ букв, лучше различают сходные буквы. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.                                                                           Проводим такие игры: «Построй букву», «Узнай первую букву», «Посели буквы в домики», «Сломанная буква», «Найди нужную букву» и другие.                                                                              Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной, когда используется не сюжетные картинки, а объёмные красочные декорации (постройки) из конструктора.         В процессе конструирования из   ЛЕГО, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.                           К концу дошкольного периода дети знают буквы, большинство из них умеют читать.

  ЛЕГО - игра – важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться играя. Каждая постройка ЛЕГО – это фантастическое новое приключение, каждый раз необычное, всегда веселое, познавательное и желанное.  Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Именно игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут и развиваются. В различных играх у детей активизируют свои естественные задатки – воображение, эмоции, чувства, интеллект, общение и тем самым готовим детей к школе. В силу своей универсальности, ЛЕГО – конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить образовательный процесс в ДОУ.

 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя-дефектолога и родителей в организации познавательно-речевого развития дошкольников с отклонениями в развитии.

Работая по теме "Поиски эффективных приемов и методов влияющих на формирование  развития речи и познавательных способностей дошкольников с отклонениями в развитии", мы пришли к выводу, что одно из наи...

Работа с мнемотаблицами, схемами в познавательно - речевом развитии дошкольников

Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников. Опыт работы воспитателя ДОУ с мнемотаблицами в старшем дошкольном возрасте....

«Разработка системы познавательного – речевого развития дошкольника.»

В своей практики обращала внимание, что если к общесадовому родительскому собранию тщательно не готовиться, то теряешь тонкую связь с родителями и на о...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...

Использование игровых приемов и методов в развитии речи, с использованием методик в познавательно- речевом развитии дошкольников.

Целенаправленное развитие речи  дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей....