Речевое и познавательное развитие дошкольников
статья по развитию речи (средняя группа)

Мызникова Юлия Валентиновна

Говорить умеют все, но говорить правильно - лишь единицы из нас. Разговаривая с другими людьми, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_i_poznavatelnoe_razvitie_doshkolnikov.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

                Речевое и познавательное развитие дошкольников

Говорить умеют все, но говорить правильно - лишь единицы из нас. Разговаривая с другими людьми, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. 

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных познавательных и психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

В последние годы телевидение, компьютеры, игрушки заменили собой живое общение. Разговорная речь детей бедна, малословна, эмоционально и интонационно не выразительна. Быстрый темп жизни общества часто не позволяет родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей. А современная система образования требует лучшей подготовки детей к школе.

Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) служит для детей телевизор. Состояние молчания членов семьи в повседневной жизни проявляется отставанием в речевом развитии ребенка. Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. Конечно, сидя перед телевизором, малыш постоянно слышит громкую, разнообразную и выразительную речь. Однако, речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Доказано, что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь.

Таким образом, для преодоления отставаний в развитии речи необходимы, по крайней мере, два условия: включенность речи в активную деятельность ребенка и индивидуальная адресованность речи, которая возможна только в живом непосредственном общении.

В современном обществе основными причинами низкого уровня развития речи являются:

Непонимание родителями своей роли в развитии ребенка. Живое общение с ребенком должно начинаться с самого рождения.

Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приемы, но не видит ребенка. Не знает уровней развития речи.

Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.

Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.

Обучение языку идет в лингвистической форме, но игнорируются коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.

Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.

Таким образом, поэтапное целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. Формируя у детей восприятие, внимательность, наблюдательность мы развиваем познавательные процессы, которые являются предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии - это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению.

Особую остроту и актуальность приобрела проблема познавательного и речевого развития дошкольников в связи с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта в сфере дошкольного образования. Это связано не только со значительным ухудшением состояния физического здоровья детей дошкольного возраста, но и со снижением их функциональных возможностей и усложнением требований, предъявляемых школой. Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться как его общая готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную, психологическую (в том числе речевую). По результатам анкетирования педагоги начальной школы отмечают, что у детей при поступлении в школу возникают трудности в свободном общении с одноклассниками, в построении ответа на вопрос учителя; в графической деятельности (тонкая моторика), пространственных представлениях, развитии фонематического восприятия.

На современном этапе для обеспечения равных стартовых возможностей детям с речевыми нарушениями различного характера необходимо направить усилия не только всех субъектов образовательных отношений, но и всех социальных партнеров (родителей, близких родственников, друзей). Ежегодно в нашем детском саду психологом проводится диагностика психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, которая позволяет выявить не только социальную позицию ребенка, но и уровень его речевого и познавательного развития, а также мотивацию к обучению, оптимальный темп деятельности. Диагностика проводится дважды: в начале и в конце учебного года, что позволяет выстроить индивидуальную работу с детьми, имеющими речевые нарушения, а также выявить особые образовательные потребности и спланировать комплекс мероприятий, направленных на устранение дефектов в речевом развитии.

Опыт работы показывает, что лишь тесное взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, родителей, администрации детского сада даёт положительную динамику в формировании готовности детей дошкольного возраста к школе.

Для детей с речевой патологией также характерно нарушение общей и мелкой моторики. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику. Эти особенности детей требуют индивидуального подхода от педагогов.

Комплексный подход при коррекции речи и успешная адаптация детей к школьному обучению обеспечивается интегрированными связями между специалистами ДОУ, воспитателями, родителями. Особую важность, и в то же время, сложность имеет не номинальное, а осознанное включение родителей в совместный коррекционный процесс, что позволяет значительно повысить эффективность деятельности, направленной на качественное речевое и познавательное развитие, на обеспечение равных стартовых возможностей детей с речевыми нарушениями. Для этого учитель-логопед согласовывает с родителями индивидуальный маршрут коррекции речевых нарушений, в течение всего учебного года ведутся тетради взаимодействия с родителями по преодолению трудностей звукопроизношения. Для родителей проводятся собрания на темы «Роль родителей в формировании грамотной речи у дошкольников», «Предупреждение речевых нарушений у дошкольников», мастер-классы «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях», «Играем с пальчиками-развиваем речь», «Дыхательная гимнастика как необходимое условие развития правильной речи», «Игры с мячом в логопедической коррекции», открытые занятия, индивидуальные консультации и другие мероприятия.

Таким образом, проводя совместную работу со всеми субъектами образовательных отношений, мы наблюдаем положительную динамику в формировании готовности детей к школьному обучению.

Сравнение результатов психологической диагностики и диагностики уровня речевого развития воспитанников ДОУ (в рамках функционирования логопункта), проводимых в начале и в конце учебного года показывает, что при таких условиях взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста видна положительная динамика речевого и познавательного развития. Дети на достаточном уровне овладевают всеми компонентами речи – диалогической речью; конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; активно используют вербальные и невербальные средства общения; изменяют стиль общения в зависимости от ситуации; способны управлять своим поведением.

Таким образом, практика работы показывают, что проблему несовершенства детской речи необходимо решать совместно родителям и педагогам. Очевидно, что обучение дошкольников чистому произношению, правильному строю речи и устранению речевых нарушений составляет одну из важнейших задач ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольников"

Целью мастер-класса является знакомство педагогов с приёмами мнемотехники. Педагоги научаться составлять мнемотаблицы и применять их в работе с детьми. Также здесь представлены упражнения на развитие ...

Опыт работы на тему: «Использование мнемотехники в речевом и познавательном развитии дошкольников»

Опыт работы на тему: «Использование мнемотехники в речевом и познавательном развитии дошкольников»...

"Использование метода песочной игротерапии в речевом и познавательном развитии дошкольников".

Песочная терапия - один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательном уровне, что позволяет повысить у...

Городской семинар-практикум с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"

Мастер-класс на городском семинаре-практикуме с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"...

Мастер-класс для педагогов по теме «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника».

Знакомство педагогов с мнемотехникой  и системой работы по обучению детей моделированию на занятиях по речевому развитию....