«Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника».
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Ядрихинская Ирина Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника».

 Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. 

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение

Основа обучения – развитие творческого познания.

Мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходят к мнемодорожкам, а позже – к мнемотаблицам. Использование мнемотаблиц особенно эффективно при разучивании стихотворений, пересказе сказок, отгадывании и придумывания загадок, составлении собственных сказок, рассказов.

  Человеческая память устроена так, что в ней крепко удерживаются зрительные образы и ассоциации. Поэтому использование символов при пересказе помогает лучше и быстрее запомнить текст. Для пересказа сказки или рассказа можно составить мнемотаблицу.

         Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация, то есть текст, зашифрованный значками.

 Если правильно научиться работать с таблицей, можно значительно уменьшить время на выполнение задания.

Система работы по обучению детей моделированию.

Сначала при чтении текста мы выделяем главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей какой- то значок – символ. Если текст небольшой, но его трудно запомнить, можно придумать символы на каждое слово или словосочетание. В результате, после этого можно легко и быстро пересказать текст с опорой на символы.

В таблице можно изобразить главных героев сказки или рассказа, явления природы, какие – либо действия, то есть можно нарисовать всё то, что вы посчитаете нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было вам хорошо понятно.

          Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. И как говорят “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д.

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

 Этапы работы с мнемотаблицами в младшей и средней группах состоят из нескольких этапов:

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?»

  Этапы работы с мнемотаблицами для старших дошкольников можно построить по другому принципу:

Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части.

Этап 2. Каждая часть кодируется (на начальном этапе – с помощью воспитателя, позднее дети самостоятельно кодируют информацию, причём символы они придумывают сами, давая волю своей фантазии).

Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы (ребёнок самостоятельно выбирает цвета карандашей, а может рисовать одним цветом).

Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу

Таким образом, чем раньше  учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольников"

Целью мастер-класса является знакомство педагогов с приёмами мнемотехники. Педагоги научаться составлять мнемотаблицы и применять их в работе с детьми. Также здесь представлены упражнения на развитие ...

Опыт работы на тему: «Использование мнемотехники в речевом и познавательном развитии дошкольников»

Опыт работы на тему: «Использование мнемотехники в речевом и познавательном развитии дошкольников»...

Городской семинар-практикум с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"

Мастер-класс на городском семинаре-практикуме с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"...

Мастер-класс для педагогов по теме «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника».

Знакомство педагогов с мнемотехникой  и системой работы по обучению детей моделированию на занятиях по речевому развитию....

Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника».

Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника»....

Мастер- класс для родителей " Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника"

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений  с детьми дошкольного возраста для родителей. Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания ...