Методическое руководство по развитию речи
методическая разработка по развитию речи

 Кириченко Светлана Юрьевна

Вопросы для анализа и оценки состояния работы по развитию речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_rukovodstvo_po_razvitiyu_rechi.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы для анализа и оценки состояния работы по развитию речи

I. Условия для развития речи детей.

1) Гигиенические условия в групповых помещениях и на участке. Медицинские данные о состоянии органов речи и слуха детей.

2) Языковая среда. Культура речи взрослых в детском саду.

3) Педагогический кабинет, его раздел по методике развития речи (библиотека, методические наглядные пособия, технические средства, стенды, выставки).

4) Оборудование педагогического процесса в группах.

II. Планирование работы по развитию речи.

1) Наличие планов, их оформление.

2) Выполнение всех разделов программы по развитию речи (ознакомление с окружающим и обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматической правильности речи, обучение разговорной речи и рассказыванию, знакомство с художественной литературой — чтение, заучивание стихов, драматизация и др.).

3) Планирование занятий:

— программное содержание и воспитательные задачи, их взаимосвязь;

— раскрытие методики проведения занятий;

— учет индивидуальных особенностей детей;

— разнообразие занятий, повторность и их усложнение (программный материал и методические приемы);

— взаимосвязь между занятиями;  

— взаимосвязь занятий по родному языку с работой по развитию речи вне занятий (в разных видах деятельности);

— осуществление задач развития речи на занятиях по другим разделам программы.

4) Руководство развитием речи детей вне занятий:

  • планирование работы на утренние часы, для прогулок, на вечернее время (фронтальная и индивидуальная работа).
  • Решение задач развития речи детей в дидактических и подвижных играх.

III. Развитие речи и обучение родному языку.

1) Обучение родному языку на занятиях (на основе анализа просмотренных занятий).

Вопросы для анализа занятия:

— четкость определения программного содержания и решения воспитательных задач;

— структура занятия: начало, последовательный ход и конец занятия;

— приемы обучения, активизация речи, мышления, внимания детей; применение эмоциональных приемов обучения, их эффективность;

— использование наглядного материала;

— речь воспитателя, четкость указаний детям, установление контакта с ними; приемы исправления ошибок в речи детей;

— речь детей во время занятия (правильность, соответствие возрасту, содержательность, выразительность), активность детей во время занятия;

— индивидуальный подход к детям;

— общая оценка обучения родному языку на занятиях.

2) Развитие речи и обучение родному языку в разных видах деятельности 

(на основе наблюдения):

— руководство развитием речи в процессе общения: содержание, формы, характер общения, его влияние на развитие речи детей;

— как осуществляется работа по развитию речи в процессе наблюдений на прогулках;

— руководство развитием речи детей в процессе режимных моментов (особенно в младшей и средней группах);

— решение задач развития речи в играх (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые);

— проведение специальных игр по развитию речи;

— решение задач развития речи в трудовой деятельности;

чтение книг помимо занятий; уголок книги и работа в нем;

индивидуальная работа с детьми (по каким разделам программы ведется, систематичность этой работы, усложнение ее и эффективность);

  • организация досуга детей (разнообразие форм).

IV. Уровень развития речи детей.

1) Развитие словаря: 

  • объем словарного запаса детей по определенным темам (бытовой словарь, природоведческий), соответствие словаря программе;
  • умение детей свободно пользоваться словарным запасом на занятиях по родному языку;
  • правильность и точность употребления слов, использование образных выражений, фразеологических сочетаний;
  • детское словотворчество;
  • затруднения в употреблении слов;
  • соответствие словарного запаса возрасту.

2) Воспитание звуковой культуры речи детей:

  • правильность звукопроизношения, словопроизношения;
  • дикция,
  • выразительность речи (сила голоса, темп речи, интонация);
  • орфоэпическая правильность речи;
  • соответствие возрасту.

        3) Формирование грамматического строя речи: 

  • навыки грамматически правильного употребления слов (на занятиях и вне их);
  • грамматические ошибки детей;
  • словообразование;
  • построение предложений, сочетание их в связной речи.

        4) Уровень развития диалогической речи:

  • умение ребенка слушать речь воспитателя и товарищей, участвовать в общем разговоре, употреблять формы речевого этикета, культура поведения во время разговора;
  • использование детьми различных форм разговорной речи (вопросы, ответы);
  • соответствие высказываний детей предъявляемым требованиям (умения отвечать кратко, развернуто, общим словом, дополнять ответ товарища);
  • умение ребенка находить поводы для общения, инициативность и адресность его речи, тематика и содержание разговоре.
  • Особенности речи воспитателя.

5) Навыки связной монологической речи:

 владение навыками описательной речи, повествования и речи-рассуждения. Провести выборочную проверку умений детей рассказывать об игрушках, по картинкам, из опыта;

составлять творческие рассказы;

 передавать содержание литературного произведения.

Оценить детские высказывания с точки зрения их содержательности, структуры оформления, выразительности, плавности.

6) Знание детьми художественной литературы по программе детского сада.

 Умения воспринимать и понимать содержание и художественную форму литературного произведения, эмоционально откликаться на него.

Умение различать жанры.

Знание стихов, рекомендуемых для заучивания, выразительность их чтения.

7) Уровень подготовки детей к обучению грамоте:

умение производить звуковой и слоговой анализ слов, словесного состава предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Руководство по развитию речи

Руководство по развитию речи вне занятий. Игровые упражнения, речевые традиции, необычная почта....

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."

1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)

1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...

Специальные игры и занятия по развитию речи у детей раннего возраста учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малыше...