«Прогулка в осеннем лесу».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Мукова Марианна Артуровна

Цель:

Продолжать формирование грамматического строя речи.

Задачи:

- Закреплять знания детей по темам: «Осень», «Растения», «Животные».

- Упражнять в согласовании существительных с числительными, в образовании новых слов из двух предложенных, в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением, в образовании множественного числа существительных именительного падежа.

- Способствовать развитию предпосылок  логического мышления, воображения, внимания, памяти.

- Развивать двигательную активность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, не перебивать говорящего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №77 Петроградского района Санкт- Петербурга

Методическая разработка занятия в старшей группе

На тему «Прогулка в осеннем лесу»

Выполнила воспитатель:

Мукова М.А.

Санкт –Петербург

2020г

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Прогулка в осеннем лесу».

Цель:

Формирование грамматического строя речи.

Задачи:

- Закреплять знания детей по темам: «Осень», «Растения», «Животные».

- Упражнять в согласовании существительных с числительными, в образовании новых слов из двух предложенных, в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением, в образовании множественного числа существительных именительного падежа.

- Способствовать развитию предпосылок  логического мышления, воображения, внимания, памяти.

- Развивать двигательную активность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, не перебивать говорящего.

Материалы:

Игрушка «Гномик-Лесовичок»; мяч; иллюстрации: дерево, ягода, куст, гриб; карточки с цифрами от одного до пяти; коробка в виде подарка; листья: березы, клена, ясеня, рябины, дуба; звукозапись «Звуки леса».

Ход работы

- Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы любите играть! Давайте поиграем с пальчиками в игру, которая называется «Осенние листья». (развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук)

Разбросала осень листья        (плавные взмахи ладонями вверх-вниз)

Разукрасила их кистью.          ( круговые движения кистями рук)

Мы в осенний лес пойдем,      («шагают» пальцами обеих рук)

В букет листья соберем       (скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)

Лист кленовый, лист с осинки, лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист         (поочередно массируют подушечки пальцев, начиная с больших).

На дорожку спрыгнул вниз     (звонко хлопают в ладони).  

Воспитатель

- Скажите. О каком времени года шла речь в этой игре?  (Об осени).

Напомните, пожалуйста, а какое сейчас время года? (Идет осень).

А сколько у осени месяцев? ( У осени три месяца).

Давайте вспомним их названия (сентябрь, октябрь, ноябрь).

(Педагог добивается от воспитанников полных ответов).

Игра «Закончи предложение» (развитие слухового внимания)

- Ребята, попробуйте закончить начатое мною предложение:

Первый месяц осени… (Сентябрь. Первый месяц осени сентябрь).

Второй месяц осени… (Октябрь. Второй месяц осени октябрь).

Третий месяц осени… (Ноябрь. Третий месяц осени ноябрь).

(Дети добавляют слово и произносят предложение целиком).

- А кто напомнит, какой сейчас наступил осенний месяц? ( Наступил ноябрь. Третий месяц осени.).

- Молодцы, ребята.

- Вы любите гулять? (Да). Тогда предлагаю вам отправиться на необычную, а воображаемую прогулку по осеннему лесу. Хотите? (Да).

- Друг за другом становитесь и скорее улыбнитесь, отправляемся мы в путь- поиграть и отдохнуть!

Игровое упражнение «Змейка» (развитие двигательной активности)

( Педагог включает звукозапись «Звуки леса».)

Шли, мы шли, и пеньки нашли- перешагнули и дальше пошли,

Шли, мы шли, ручеек нашли- перепрыгнули его и дальше пошли,

Шли, мы шли и в лес пришли…

( Дети выполняют движения согласно тексту).

 - Куда это, ребята, мы пришли? ( Мы пришли в лес).

Помните, что в лесу шуметь нельзя, чтобы не нарушать его покой. Закройте глаза и послушайте, как он звучит. ( в это время музыка звучит громче).

- Посмотрите, а тут дедушка сидит. Да это же Старичок-Лесовичок.

Лесовичок

-Здравствуйте, ребята! Вы пришли ко мне в гости? Как раз вовремя! Присаживайтесь скорее на мою лесную полянку. Мне как раз нужна помощь. Я пересчитываю растения в своем лесу, ведь у меня их так много, и уже совсем запутался! Поможете мне? (Да).

Игра « Посчитай и назови».(упражнять в согласовании существительных с числительными)

( Лесовичок начинает считать, дети продолжают по аналогии.).

- Вот смотрите:

Один куст. Два куста. Три куста. Четыре куста. Пять кустов.

Один гриб. Два гриба. Три гриба. Четыре Гриба. Пять грибов.

Одна ягода. Две ягоды. Три ягоды. Четыре ягоды. Пять ягод.

Одно дерево. Два дерева. Три дерева. Четыре дерева. Пять деревьев.

- Спасибо! Помогли мне! Справились!

Воспитатель

- Ребята, а мне показалось, что деревья в лесу стоят какие-то грустные, печальные? (Прикрепляет иллюстрации с деревьями осеннего парка)

Как вы думаете, почему осенние деревья могут грустить?

(Предположения детей: потому что наступила осень. Им холодно и т.д.)

- Давайте спросим об этом у Лесовичка.  

- Лесовичок, почему грустят деревья? Почему они печалятся?

Лесовичок

- Наступила осень и с деревьев опадают листья, поэтому они загрустили.

Воспитатель

- А кто помнит,  как называется красивое природное явление, когда падают листья? (Листопад).

Посмотрите, как интересно получается: два слова «листья-падают» соединились и превратились в одно такое прекрасное слово «листопад».

- Как вы думаете, какое новое слово получится , если соединить вместе слова?...

Игра на словообразование (упражнять в образовании  новых слов из двух предложенных)

- Вода падает - водопад

-Камни падают - камнепад

-Снег падает - снегопад

Физкультминутка «Осень» (развитие двигательной активности)

Ветер северный подул: «С-с-с-с…»(взмахи руками

Все листочки с веток сдул ( плавный полуприсед)

Полетели, закружились…(движения по тексту)

И на землю опустились     (приседание)

Дождик стал по ним стучать

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»( сидя на корточках «барабанить» пальцами по полу)

Град по ним заколотил, (встать, руки на пояс, потопать ногами на месте)

Листья насквозь все пробил (стоя покачать головой, разведя руки в стороны).

Одеялом их накрыл (кружимся вокруг себя с плавными движениями руками)

Малоподвижная игра «Пузырь» ( развитие двигательной активности)

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся таким,

Да не лопайся.

- Ребята, а что мы можем сделать, чтобы деревья в лесу не грустили? (ответы детей).

- А давайте их ласково назовем!

- Береза- березка/березонька

-Осина – осинка/осиночка

- Елка – елочка

- Дуб – дубок/дубочек

-Рябина – рябинушка/рябинка

- Липа – липонька/липушка

- Сосна – сосенка

-Клен – кленочек

Тополь – тополек/тополечек

- Ива – ивушка

- Молодцы, ребята! Уверена, что теперь деревьям в лесу будет не так грустно. И посмотрите, как обрадовался Лесовичок!

- Ребята,  а вы знаете, что в лесу можно услышать эхо? Лесовичок знает игру, которая так и называется «Эхо». Поиграем?

Игра «Эхо» с мячом (упражнять в образовании множественного числа существительных именительного падежа)

-В круг вставайте, игру начинайте. Я сейчас назову слово, обозначающее название животного, когда животное одно ( медведь), а вы будете эхом и назовете это животное, но только когда их много (медведи).

Заяц-зайцы

Еж-ежи

Белка-белки

Лиса-лисы

Волк-волки

бобр-бобры

-Какое замечательное эхо! А теперь нам пора с Лесовичком прощаться и в путь собираться.

Лесовичок

- Спасибо, ребята, что пришли ко мне в гости, помогли мне по хозяйству и деревья мои порадовали.  За это, вот вам  от меня подарочек!  Когда вернетесь в свою группу, тогда и посмотрите!До свидание, рад был вас видеть!

- Друг за другом становитесь и скорее улыбнитесь, возвращаемся обратно, хоть и было тут приятно.

Игровое упражнение «Змейка» (развитие двигательной активности)

( Педагог включает звукозапись «Звуки леса».)

Шли, мы шли, ручеек нашли- перепрыгнули и дальше пошли,

Шли, мы шли, и пеньки нашли- перешагнули  его и дальше пошли,

Шли, мы шли и обратно пришли…

( Дети выполняют движения согласно тексту).

- Педагог предлагает детям сесть в круг и посмотреть, что подарил им Лесовичок. В подарочной коробке осенние листья с разных деревьев. Воспитатель раздает ребятам листья.

- Какие красивые листья подарил нам Лесовичок! Мой лист с березы, а твой? Как он называется? (индивидуальные обращения к детям)

- Вам понравилась прогулка с Лесовичком?

-Что вам понравилось больше всего, что впечатлило?

-А что не понравилось? ( ответы детей, при необходимости педагог напоминает о том, что не стоит перебивать друг друга и говорить всем вместе)

- Вам понравилась прогулка с Лесовичком?

- Что больше всего понравилось?

- Что вы сегодня нового узнали?

- Спасибо вам, ребята, за такую интересную прогулку! Вы молодцы!

Загадки

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки. ( береза)

Темной он покрыт корой

Лист красивый, вырезной.

А на кончике ветки

Много-много желудей. (дуб)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (рябина)

Листик на ладонь похож,

Осенью красив, пригож

Каждый в дерево влюблен

Потому что это…(клен)

Ветки длинные раскинул,

Узкие листочки вынул,

Осень разукрасил,

Златовласый..(ясень)

Список литературы

  1. «Развитие речи в детском саду». В.В. Гербова, Москва, 2020г.
  2. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ». И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина, Москва, 2005г.
  3. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». И.М. Новикова, Москва, 2010г.
  4. «Социально-коммуникативное развитие дошкольников». Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова, Москва, 2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки).Тема: "Прогулка по осеннему лесу".

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки) для детей средней группы....

Конспект прогулки в младшей группе на тему: «Прогулка в осеннем лесу»

Цель: Расширить представление об осени, как времени года; развивать умение сравнивать объекты по признакам различия и сходства....

Сценарий осеннего спортивного семейного досуга во второй младшей группе «Прогулка по осеннему лесу»

Данный материал может быть использован для проведения итогового мероприятия в работе с родителями по теме "Осень"...

Логоритмическое занятие с элементами арттерапии в средней группе компенсирующей направленности. Тема: Осень. «Прогулка в осеннем лесу».

Логоритмическое занятие с элементами арттерапии в средней группе компенсирующей направленности. Тема: Осень. «Прогулка в осеннем лесу».  Коррекционно-образовательные цели: Расширение представлени...

Праздник осени «Прогулка по осеннему лесу»

               Праздник осени «Прогулка по осеннему лесу»...