Дидактическое пособие "Календарь природы"
учебно-методическое пособие по развитию речи

Жирнова Светлана Анатольевна

Дидактическое пособие "Календарь природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendar_prirody.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Календарь природы»

Выполнили воспитатели МБДОУ № 102 гр. Землянички:

Жирнова С. А.

Дымыд О. Б.

Красноярск, 2020

Содержание:

1. Пояснительная записка……………………………………………………………...3

2. Дидактическое пособие в интерьере группы МБДОУ……………………………4

3. Ожидаемые результаты использования дидактического пособия…….................4

4. Изготовления дидактического пособия……………………………………………4

5. Применения дидактического пособия……………………………………………..5

6. Список используемой литературы…………………………………………………7

1.Пояснительная записка.

Согласно программе ФГОС, в каждой группе детского сада необходимо создание уголков природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями.

Работая в разновозрастной группе, мы заметили, что дети испытывают трудности при определении времен года по их характерным признакам, путают названия месяцев и дней недели, их последовательность.  Поэтому мы  изготовили дидактическое пособие «Календарь природы».

Данное дидактическое пособие предназначено для детей дошкольного возраста 3–7 лет, прекрасно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.

Пособие может быть использовано в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: формирование представлений о временах года, о цикличности природных явлений, развитие познавательного интереса, самостоятельности и инициативы воспитанников.

С помощью данного пособия можно решать следующие задачи:

Образовательные:

учить узнавать времена года по сюжетным картинкам.

- учить составлять рассказ из развёрнутых предложений, используя сравнительные обороты и выразительные определения.

- обогащать представления детей о предметах и явлениях окружающего мира, расширять кругозор и представления детей о сезонных изменениях в природе (весна, лето, осень, зима).

Развивающие:

- развивать зрительную и слуховую память, внимание, мелкую моторику, тактильные ощущения, цветовое восприятие, любознательность, ориентировку в пространстве;

- развивать наглядно-образное мышление;

- стимулировать творческую активность детей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к природе, погодным явлениям и окружающему миру. Упражнять детей в выполнении правил игры, умению слушать товарищей, делать выводы, справедливо оценивать товарищей.

2. Дидактическое пособие в интерьере группы МБДОУ

Пособие располагается вертикально, на видном месте, где ежедневно вся группа собирается на утренний круг и др. занятия. Пособие яркое, привлекающее к себе внимание детей.

3. Ожидаемые результаты использования дидактического пособия.

Систематическое использование данного пособия с детьми даёт возможность закреплять не только знания о смене времен года, о месяцах и днях недели, но и отлично закрепляет порядковый счет, помогает развитию мелкой моторики рук,  обогащается словарный запас ребенка, умение последовательно излагать свои мысли, красочно составлять описательные тексты, используя сравнительные обороты и выразительные определения. Регулярная, упорядоченная работа с календарём на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений.

Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности и самостоятельности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данное пособие в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творческого воображения.

4. Изготовления дидактического пособия.

Для изготовления дидактического пособия «Календарь природы» нам понадобились следующие материалы:

- фанера 50*70см;

- ткань основы - канвас;

- разноцветный фетр для элементов;

- акриловые краски по ткани.

Элементы пособия закреплены при помощи клеевого пистолета, мебельного степлера и ленты липучки.

Все подвижные элементы крепятся на ленту липучку. Это позволяет легко ежедневно обновлять данные календаря в соответствии со временем года, датой, погодой и т.д. Все необходимые элементы закреплены по периметру пособия, центральная часть представляет собой панель, на которой выставлены актуальные данные сегодняшнего дня: день недели, время года,  число, месяц, год, погодные явления (облачно, дождь, снег и т.д), температура.

5. Применения дидактического пособия.

В работе с пособием используются беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о временах года, днях недели, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей.

После утреннего круга и обсуждения погоды, дети самостоятельно обновляют данные на панели пособия.

Игра «Когда это бывает?»

Цель: уточнить представления детей о временах года: лето, осень, зима, весна; вспомнить признаки этих времён года, найти нужное время года на пособии.

Ход игры: детям раздаются карточки с изображением людей, животных, деревьев в разное время года. Дети должны разложить карточки в нужном секторе на поле, рассказать, почему они выбрали данный сектор.

Игра «Какое время года?»

Цель: учить детей соотносить описание природы в загадках с определением времени года; развивать слуховое внимание. С помощью поэтического слова показать красоту и разнообразие сезонных явлений.

Ход игры: воспитатель загадывает загадки о временах года, дети отгадывают, показывая нужный сектор, например:

Тётушка крутая, белая, седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясёт. (Зима)

Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ... (Весна)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я ... (Лето)

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я ... (Осень)

Игра «Бывает – не бывает»

Цель: Учить составлять и использовать в речи сложноподчинённых предложений с союзом - так как. Активизировать и обогащать словарь детей.

Ход игры: воспитатель рассказывает о каком либо времени года, выставляя картинки с изображением примет на доске, при этом допускает ошибки. Дети должны его исправить, объясняя свой выбор.

Играя, ребенок может выполнять несколько заданий ведущего:

1. Назови времена года.

2. Назови последовательность наступления смены времен года.

3. Назови признаки каждого из времен года.

4. Назови признаки данного месяца.

5. Назови зимние месяцы (весенние, осенние и т. д.)

6. По сколько месяцев в каждом из времен года.

7. Какой зимний месяц считается первым/последним (летний, осенний и т. д.)

8. Какой по счёту данный месяц?

9. Ребёнку надо прочитать соответствующие слова из текста стихотворения для данного месяца.

10. Расскажи о месяце, в котором ты родился.

11. Какие ещё события или праздники случаются в этом месяце?

12. Почему ты считаешь, что этот месяц, именно ноябрь? (декабрь, январь,…..)

6. Список используемой литературы

  1. Н.Н. Васильева Н.В. Новоторцева «Развивающие игры для дошкольников» 1997г.
  2. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева по программе «От рождения до школы» «Комплексные занятия» 2012г.
  3. С. Н. Николаева «Парциальная программа «Юный эколог» 2016г.
  4. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» 2016г.
  5. «Изменения в природе: времена года. Наглядно-дидактический материал для детей дошкольного возраста», Е.А. Пономарёва, С.А.Иванова
  6. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.
  7. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников старшего возраста с явлениями неживой природы

Развитие и совершенствование навыков детей находить противоречия в свойствах и качествах объекта.           ...

Дидактическое пособие "Природа родного края в картинах чувашских художников"

Дидактическое пособие предназначено для воспитателей детских садов, реализующих в своей работе парциальную программу этноэкологического развития детей 5 -6 лет "Загадки родной природы"...

Конспект НОД в старшей группе по экологии с электронно-дидактической игрой. «Природа или нет?»

План-конспект занятияТема: Что такое природа? Живая и неживая природаИнтеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-э...

Дидактическая игра "Природа и человек"

План-конспект дидактической игры...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Дидактическое пособие «Куб природы» направлено на формирование элементарных экологических знаний о природе Новосибирской области, у детей старшего дошкольного возраста. Пособие выполнено в форме куба, это отличает его от традиционн

Дидактическое пособие «Куб природы» направлено на формирование элементарных экологических знаний о природе Новосибирской области, у детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры "Природа. Животные. Птицы. Цветы "

Картотека дидактических игр для детей младшего возраста...