Конспект НОД "Составление рассказа по картине "Север"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шевчук Наталья Николаевна

Конспект по ОО "Речевое развитие" в подготовительной к школе греппе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_pro_sever.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Улыбка»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему:

«Составление рассказа по картине «Север»».

Подготовила воспитатель

 высшей категории

 Шевчук Наталья Николаевна  

Жиздра, 2020

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме: «Составление рассказа по картине «Север».

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

совершенствовать умение составлять описательный рассказ по картине, используя предложенный план воспитателя; активизировать словарь по теме «Север».

Развивающие: 

развивать коммуникативные навыки, зрительное внимание, творческое воображение.

Воспитательные: 

воспитывать умение работать в коллективе сверстников; давать качественную оценку ответам сверстников.

Форма организации детей: фронтальная, подгрупповая.

Оборудование: 

разрезные картинки, схема описания предметов, сигнальные карточки, картина «Север», модели «глаз», «нос», «рука», «ухо»; алгоритм составления рассказа.

Активизация словаря: чум, нарты, пимы, малица, ненцы, чукчи, северный олень, ягель.

Методы и приёмы: словесные (загадка, беседа, составление рассказа); наглядные (разрезные картинки, картина, схемы); практические (психологический настрой, физминутка); игровые технологии: «Приветствие», «Ресурсный круг», «Знатоки Севера», ТРИЗ «Подзорная труба», «Вхождение в картину», «Синквей».

Образовательные ситуации в зоне ближайшего развития:

Этапы деятельности, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности

Результат

Психологический

 настрой,

1минута

Создание атмосферы психологической безопасности. Эмоциональная поддержка детей

Предлагает детям встать в круг.

Дети встают в круг. Произносят текст.

Игровой приём

Колокольчик поёт,

Всех ребят он в круг зовёт…

Путешествие вас ждёт,

Но нам нужен самолёт,

По России полетим,

Всё о ней узнать хотим.

Психологическая готовность.

Вводно-организационный,

3 минуты.

Организация направленного внимания.

Организация образовательного пространства.

Воспитатель создаёт игровую мотивацию.

Удобно размещаются в предполагаемом пространстве, включаются в образовательную деятельность.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Выполняют задание в коллективе сверстников, передают мяч друг другу и предлагают варианты решения задач.

Создание игровой мотивации. 

Отгадайте загадку:

На планете это место

Чрезвычайно интересно.

Там больших деревьев нет,

Не растет и клевер.

Там повсюду - ...

Ответ: Север

Как вы думаете, про какой край мы с вами будем сегодня говорить?

Если бы мы с вами попали на Север, то что бы могли увидеть? (игровое упражнение с мячом «Ресурсный круг»)

Вы сейчас будете составлять описательный рассказ по картине, для этого нам необходимо закрепить значения некоторых слов.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Мотивационно-побудительный,

4 минуты.

Формирование представлений о предстоящей деятельности, вовлечение в решение поставленных задач.

Знакомство детей с предстоящей деятельностью.

Педагог по цепочке передаёт мяч.

Ставит перед детьми проблемную ситуацию.

Дети высказывают свою точку зрения.

Составляют описательный рассказ по предложенной схеме.

Закрепляют словарные слова, проговаривают хором, индивидуально

Актуализация знаний.

Предлагаю поиграть в игру «Знатоки Cевера». Подойдите к столам, выберите карточки, которые подходят к теме «Север».

Расскажите о том, что изображено на карточке по данной схеме.

  1. Что изображено на карточке?
  2. Это живое существо или неодушевлённый предмет?
  3. Какой это предмет?
  4. Какие действия он выполняет или что с ним можно делать?

Для продолжения работы, я предлагаю сесть за столы.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Ситуация общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта.

Выстраивается логическая цепочка слов. Принадлежащих северу.

Пополняется словарный запас новыми словами.

Актуализация, 6 мин.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами.

Воспитатель предлагает рассмотреть картин, объясняет игровые приёмы.

Дети действуют по предложенным правилам.

Участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, задают и отвечают на вопросы.

Посмотрите на картину, какой край на ней изображён? Почему вы думаете, что это Север?

Давайте поиграем в игру «Подзорная труба» и рассмотрим картину.

Сделайте из пальцев «подзорную трубу».

Скажите, что вы видите на переднем плане картины? (олений мох – ягель, снег).

Какой мох, на что похож?

Какой снег на картине?

Посмотрите в «подзорную трубу» и скажите, что вы видите на среднем плане картины?

Люди каких народностей проживают на севере? Как вы думаете мужчина и ребёнок являются родственниками?

Во что одеты люди?

Какая малица у мужчины, какая у ребёнка?

Какие пимы у мужчины, какие пимы у ребёнка?

Чем занимаются люди на севере?

Как вы думаете, что делают люди на картине?

Какую пользу приносят олени?

Чем они питаются?

Что защищает оленей от сильных морозов?

Какой мех у оленя?

Посмотрите в «подзорную трубу», скажите, что вы видите на заднем плане картины? Что за красивое зрелище изображено на небе?

Что такое северное сияние?

Какое время суток изображено? Почему вы так решили?

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Сформирован интерес к теме.

Динамическая пауза,

2 минуты

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Проведение физкультминутки.

Участие в выполнении физических упражнений в соответствии со словами текста.

Игровой приём:

По ледяной пустыне

Медведица идет (идут по кругу вперевалочку, медленно)

За нею медвежата

Торопятся вперед (убыстряют шаг)

Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)

Повсюду снег и лед (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)

По полынье холодной

За нерпой морж плывет (идут, делают гребки руками)

Бегут, спешат олени,

Им виден путь едва (руки скрестили над головой – «рога», бегут, высоко поднимая колени)

Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)

Полярная сова.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Реализована двигательная активность детей

Практическая работа

12 минут

Расширение имеющихся представлений.

Овладение способами действия, применение знаний.

Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций.

Выполнению практического задания.

Воспитатель по командам даёт схемы.

Выполняют практические задания по определённому алгоритму.

Как можно назвать картину? Название должно отражать, то что на ней изображено.

- А теперь давайте с вами пофантазируем. Представим себе, что каждый из вас «вошёл в картину». Оказался там на Крайнем севере.

(первой группе детей даётся модель «глаз»)

- Что вы видите вокруг себя?

(второй группе модель «нос»)

- Чувствуете ли вы какие-либо запахи?

(Модель «ухо»)

- Какие звуки рядом вы слышите?

(Модель «руки»)

- Потрогайте руками снег. Какой он?

- Подойдите к нартам. Потрогайте, какие они на ощупь? Из чего сделаны? Одним словом, какие? (деревянные)  

- Вы подошли к оленю. Погладьте его. Что вы чувствуете? Какой он?

- Вот мы с вами рассмотрели картину. Сами побывали там среди детей. Увидели и услышали много интересного.

Составлять рассказ по картине мы будем по алгоритму.

Сначала скажите, как называется картина, затем расскажите, кто или что изображено на переднем плане картины.

Потом расскажите кто изображён на среднем плане картины. Опишите людей, в чём одеты, чем занимаются. Какие олени, что делают.

И что изображено на заднем плане картины, что такое северное сияние, какое оно.

И в конце рассказа опишите своё отношение к картине. Понравилась она вам? И почему?

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Реализована самостоятельная деятельность детей, творческая и речевая активность. Систематизированы знания по теме «Север»

Открытый выход из деятельности.

Рефлексия.

3 минут.

Подведение итогов, обобщение полученного опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки.

Подведение итогов НОД с различных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы.

Высказываются по поводу качества выполненной работы.

Рефлексия

Обсуждение оценки деятельности воспитанников.

- Что мы сегодня делали? (составляли рассказ по картине)

Чей рассказ по картине вам понравился больше?

У кого рассказ был более точным, более полным? У кого при составлении рассказа отсутствовали паузы? Кто при описании предметов использовал дополнительные слова?

Оцените свою работу.

 

Сформированность элементарных навыков самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Рассказ по сюжетным картинкам .Ст. возраст

Занятие по развитию связной речи детей с использованием ТРИЗ технологии.На основе последовательно выложенных серий картинок дети учаться составлять рассказ.Цель: развитие связной речи.Образовательные ...

Конспект НОД Рассказ по картине"Лиса и лисята"

Кон спект НОД по развитию речи в средней группе  составление рассказа по картине"Лиса и лисята" .Упражнять в составлении не большого рассказа.формировать речь Уметь придумать начало и конец расск...

Конспект "Составление рассказа «Весна идёт»

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Коммуникация» с использованием приёмов мнемотехники. На занятии дети учатся составлять рассказ о временах года...

конспект занятия "Рассказ о лягушке"

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект "Составление рассказа "Зимние забавы" по сюжетной картине

Конспект "Составление рассказа "Зимние забавы" по сюжетной картине...

Конспект "Составление рассказа по картинкам с последовательно развивающимся действием "Собака-санитар"

Конспект "Составление рассказа по картинкам с последовательно развивающимся действием "Собака-санитар"...