Главные вкладки

    «Вот они какие, сказочные дымковские игрушки»
    план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

    ЕКАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА ЯКОВЛЕВА
    История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с
    творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна
    из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась
    вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные
    особенности и своеобразие.
    Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные
    игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого
    праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и
    выразительны. Они дают возможность показатьтворчество художника,
    отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего
    мира.
    Использование дымковской народной игрушки в детском саду дает
    возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей;
    постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное,
    целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться
    хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую
    инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает
    интерес к народному творчеству.
    Дымковская игрушка является особым видом народного творчества. Она
    будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного
    проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность
    подводит его к восприятию художественных достоинств игрушки, учит
    сравнивать их, выделять отличительные признаки, красоту, декоративность
    и учит любоваться дымковской игрушкой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dymka.docx33.3 КБ

    Предварительный просмотр:

                     муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №19»

    Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию

     «Вот они какие, сказочные дымковские игрушки»

     в младшей группе №5

    Воспитатель:

     Яковлева Екатерина Григорьевна

                                                                      Дата проведения:

    г.Мончегорск

    Цель: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой и с дымковской росписью, учить рисовать элементы дымковской росписи (точки, кружки), закреплять знания цветов, продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования ватной палочкой.

    Задачи:

    Обучающая:

    Учить детей рисовать нетрадиционным способом (тычком, ватной палочкой; правильно держать инструмент, обмакивать в краску, ритмично наносить точки, круги)

    Развивающая:

    Развивать эстетическое восприятие, способствовать возникновению первых ценностных ориентаций, эмоциональной отзывчивости.

    Приобщать к пониманию выразительных средств, изображения (яркий, светлый, цвета - красный, синий).

    Совершенствовать диалогическую речь.

    Воспитательная:

    Воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)


    Материал: бумажные заготовки-силуэты, гуашь красного, синего цвета, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, 2-3 иллюстрации дымковской игрушки.


    Предварительная работа: рассказ воспитателя о дымковских игрушках, рассматривание альбомов, дымковских игрушек, картин, раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковских игрушках, чтение потешек, загадок, стихотворений, рисование вне занятий, работа с родителями (изготовление игрушек), дидактические игры: «Назови ласково», «Собери узор».

    Образовательные области: художественное творчество, коммуникация, познание, речевое, музыка.

    Ход занятия.

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Проходите!

    Дети, давайте вместе поприветствуем гостей.!

    Проводится упражнение с детьми.

    «К солнцу потянулись, лучик взяли (тянутся на носочках, руки вверх)

    К сердцу прижали, гостям отдали (руки к сердцу и в стороны)

    Еще потянулись и улыбнулись» (тянутся на носочках и улыбаются)

    Сюрпризный момент.

    На столе дымковские игрушки спрятаны под платком. (Рассказ воспитателя. Рассматривание игрушек. Вопрос, ответ.)

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?  (ответ детей)

    Воспитатель: Посмотрим, что под ним? (ответ детей)

    (воспитатель убирает платок).

    Что это? (ответ детей)

    Это русские народные игрушки.

     А сможете ли вы найти те, что сделаны дымковскими мастерами? (дети подходят и отбирают дымковские игрушки).

    (Дети садятся на стульчики.)  Когда остаются только дымковские игрушки, ребенок читает стихотворение:

    Все игрушки не простые,

    А волшебно расписные:

    Белоснежны, как березки,

    Кружочки, клеточки, полоски –

    Простой, казалось бы, узор,

    Но отвести не в силах взор.

    Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? (ответ детей)

    Проблемная ситуация.

    Воспитатель: А что же нам тогда делать? (Решение проблемы).

    Тогда сейчас я предлагаю вам отправиться в мастерскую, где мы сами будем учиться расписывать игрушки, как дымковские мастера. Итак, отправляемся в путь …

    Физкультминутка:

    Ну, тогда все дружно встали. 

    Ножками потопали,

    Ручками похлопали.

    Покрутились, повертелись

    И на корточки уселись.

    Глазки крепко закрываем,

    Дружно до 5 считаем.

    Открываем, поморгаем

    В мастерскую мы попали! (

    Дети выполняю движения). 

    Воспитатель: Вот и добрались мы до мастерской. Ребята посмотрите, здесь много разных картин с изображением дымковских игрушек.  Я приглашаю вас посмотреть, какие элементы используют дымковские мастера для росписи игрушек (воспитатель показывает картинки с изображением дымковской росписи).  

    Художественное слово:

    У меня большая грива,

    Уши и копытца.

    Прокачу того игриво, кто не побоится.

    Моя шерстка гладка

    Кто же я? (лошадка)

    Воспитатель: -Ай да молодцы, ребята, загадку отгадали?  (воспитатель показывает шаблон лошадки)

    - Посмотрите внимательно, как мастер раскрасил лошадку: сама белая, грива и хвост – черные.

    - Какими узорами украшена лошадка? (Кружочками, точками, полосками)

    - А кружочки какими цветами раскрашены? (синие, красные) 

     Какая лошадка?  (Лошадка красивая, нарядная, веселая, яркая...)

    Проблемная ситуация:

    Воспитатель: Ой, посмотрите, здесь, в мастерской, есть совсем белые лошадки. Наверное, им очень грустно от того, что у них нет такого красивого наряда, мастер видно не успел раскрасить их.

    - Как нам быть? -Что нам делать? (ответы детей)

    -Давайте мы с вами поможем лошадкам – нарисуем им наряд. И тогда они тоже будут улыбаться, вновь станут красивыми и нарядными.

    Дети проходят и садятся за столы.

    Показ с объяснением.

    Воспитатель: Мне так понравилась лошадка, что я тоже решила ее украсить (показ рисунка на мольберте). Украшать буду её с помощью ватной палочки, рисую сначала круги разного цвета равномерно по всей лошадке. Такой палочкой рисовать точки и кружочки гораздо быстрее и удобнее (показывает приемы работы тычком, обращая внимание на то, что при смене краски нужно менять и тычок)
    Надо взять палочку, обмакнуть аккуратно в краску, и приложить на бочок к лошадке (показ техники рисования). 

    - Вам понравилась моя лошадка? (ответы детей)

    - А вы поможете мастерам разукрасить белые лошадки? (ответы детей)

    Практическая деятельность детей.

    Воспитатель: -Теперь, ребята, и вы попробуйте украсить свою лошадку узором

    У мастеров должны быть послушные пальчики, давайте их разомнем!

    Пальчиковая гимнастика.

    Еду, еду на лошадке. 

    (по 4 «щелчка» запястьями на сильную долю)

    Еду, еду - путь не гладкий.   (То же)

    Скок, («щелчок», руки перед собой)

    Скок, («щелчок» - руки вверху)

    Пере- («щелчок» внизу)

    скок! («щелчок» вверху)

    Через речку на мосток.   

    (удары запястьями на каждый слог, постепенно вытягивая руки вперёд)

    Рисование пальцем в воздухе, на листе.

    Воспитатель: А сейчас приступаем к работе, рисуем узоры на своих лошадках: набираем сначала синюю краску и нарисуем синие кружочки. А

     теперь возьмите другую палочку и нарисуем красные точки Рисуйте аккуратно, палочку прикладывайте ровно, чтобы получился красивый круг.  (Не набирайте много краски).

     (Дети рисуют, звучит спокойная музыка) Педагог оказывает помощь детям, испытывающим затруднения).

    Рефлексия.

    Воспитатель: - А теперь давайте покажем гостям лошадок (лошадки выставляются на фланелеграф)

    - Какую дымковскую игрушку мы нарисовали? (ответы детей)

    - Какая лошадка вам понравилась? Почему? (ответы детей)

    - Вам понравилось быть мастерами? (ответы детей)

    (Воспитатель дарит детям контур дымковского петушка для того, чтобы дети расписали его вместе с родителями).

    -  А теперь, ребята, я предлагаю вам вернуться в детский сад на лошадке.

    Песня –танец «Лошадка»

    Методы и приемы

    Практическийц ---постановка заданий, анализ результатов.

      Информацционный -наглядный: рассматривание игрушки и картин; наблюдение, экскурсия,д-я по показу, образец воспитателя..

    Словесны: худ слово загадки, стих,: поощрение,беседа

    Игровой: сюрприз.игровой мотив

    репродуктивныйц – направлен на закрепление – прием работы на шабоне,


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

    Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

    Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка

    Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч...

    Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

    Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...

    Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

    Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

    Проект по народным промыслам "Какая она-дымковская игрушка?"

    Краткосрочный исследовательско-творческий проект по изучению народных промыслов «Какая она - дымковская игрушка?» реализовывался в подготовительной группе №18 "Семицветик" с 08.1...

    Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковский петушок).

    Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие в младшей группеОбразовательные области : художественное творчество, познание, коммуникация, социализаци...