Беседа по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" занятие по развитию речи (подготовительная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Знакомство детей с биографией А.С. Пушкина и его сказкой "Сказка о рыбаке и рыбке".Развитие умения эмоционально воспринимать образное содержание сказки, выделение образно - выразительных средств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Цель: продолжать знакомить детей с биографией А. С. Пушкина и его сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи: Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять образно-выразительные средства, понимать их значение.

Ход ООД.

Рассматривание портрета А. С. Пушкина. Рассказ воспитателя о сказочном творчестве поэта.

Александра Сергеевич Пушкин – русский поэт.  Он известен всему миру.  Родился он очень давно – 6 июня 1799 года, более двухсот лет тому назад в городе Москве. У него были старшая сестра и младший брат.  В доме у Саши было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже рано начал писать стихи.

Но мы с вами знаем, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства. Арина Родионовна, его няня, знала много сказок и часто их рассказывала. Она брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка. Эти сказки маленький Саша слушать мог подолгу.

Для Пушкина Арина Родионовна была не просто доброй заботливой няней и талантливой сказочницей, она была для него близким другом и первой слушательницей его стихов и произведений. Он посвятил ей несколько стихов. Например, стихотворение «Няне».

(Чтение стихотворения).

Прошло много лет с того времени, когда жил великий поэт. Но его стихи не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всём мире. Его именем названы город, станция метро, улицы, площади. В некоторых городах есть памятник поэту, созданы музеи.

Воспитатель: Ребята, чем отличаются сказки от других литературных произведений?

Дети: Сказка – это вымысел, где оживают животные, птицы, есть волшебные предметы, сказочные слова, во всех сказках есть начало – жили –были  и концовка – и стали они жить –поживать, да добра наживать.

Воспитатель: А во всех ли сказках добро побеждает зло?

Дети: Добро побеждает во всех сказках.

Воспитатель: Сказки бывают народные и авторские. А сказка А. С. Пушкина написаны в прозах или стихах?

Дети: Сказки А. С. Пушкин написал в стихах.

Воспитатель: Все сказки интересны и поучительны. В них прославляются добрые люди и высмеиваются плохие, злые, жадные. Послушайте, пожалуйста, дети, «Сказку о рыбаке и рыбке», каким красивым языком она написана и постарайтесь запомнить особенные сказочные слова.

(Чтение сказки).

Воспитатель: Кто главные герои в сказке?

Дети: Старик, старуха и золотая рыбка.

Воспитатель: Как вы поняли, каких людей высмеивает в сказке

А. С Пушкин?

Дети: А. С. Пушкин высмеивает жадных людей в этой сказке.

Воспитатель: Как он описывает старуху?

Дети: Вредная, жадная, злая.

Воспитатель: Как он обращается с мужем?

Дети: Плохо.

Воспитатель: Какими словами описывается старик?

Дети: Добрый, тихий, жалостливый, беспомощный.

Воспитатель: А как его называет рыбка?

Дети: Рыбка называет старика ласково старче.

Воспитатель: А как так получилось, что рыбка стала служить старику?

Дети: Рыбка пожалела старика и обещала выполнить все, что он скажет, если он отпустит ее.

Воспитатель: Какие желания старухи выполнила рыбка?

Дети: Рыбка исполнила следующие желания старухи: новое корыто, дом, дворянка, царица.

Воспитатель: Какое последнее желание загадала старуха?

Дети: Она захотела стать владычицей морскою.

Воспитатель: А как вы понимаете это выражение «была у нее на посылках?»

Дети: Служила старухе.

Воспитатель: Почему же рыбка ничего не ответила старику?

Дети: Рыбка не захотела служить старухе, потому что она очень много захотела.

Воспитатель: Давайте мы с вами попробуем изобразить море.

(Дети встают в круг и изображают море).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как А. С. Пушкин изображал море в сказке?

Дети: В первый раз море слегка разыгралось. (Включается аудиозапись слегка разыгравшего моря).

Воспитатель: Во второй раз какое было море?

Дети: Помутилось сине море. (Включается аудиозапись звука неспокойного моря).

Воспитатель: Какое стало море в третий раз?

Дети: Не спокойно стало сине море. (Включается аудиозапись бушующего моря).

Воспитатель: Каким стало море в четвертый раз?

Дети: Почернело синее море. (Включается аудиозапись шторма на море).

Воспитатель: Вот идет он к морю и видит: на море черная буря, так и вздулись сердитые волны, так и ходят так воем и воют.

Ребята, попробуйте подражать синему морю.

Дети: У-у-у, ш-ш-ш. (Повторяют 5 раз).

Воспитатель: Что хотел сказать А. С. Пушкин, по-разному изображая море?

Дети: Он хотел предупредить, что старухе пора остановиться.

Воспитатель: Море в каждый раз как будто бы хотело предупредить старуху: хватит, остановись, оно недовольно запросами.

- А какое вы бы загадали желание, если бы вы поймали золотую рыбку?

Дети: - Чтобы был мир на всей земле.

           -  Никто в семье не болел.

            - Воспитатели никогда не болели.

            - Чтобы всем было весело и радостно.

            - Чтобы в группе все дети были добрые.

(Это были высказывания детей, так как я пишу это после проведенного занятия).

Воспитатель: Как же заканчивается сказка?

Дети:  Перед старухой опять оказалось разбитое корыто.

Воспитатель: С тех пор это выражение стало пословицей для тех людей, которые очень завистливые.

Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?

Дети: Сказка учит добру, не надо быть завистливым и жадным.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам изобразить разное море при помощи цвета и волн. Подходите к столам, выберите цвет, подумайте, как можно изобразить: слегка разыгравшееся море,  помутившееся море, неспокойное море, почерневшее море и на море черная буря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного занятия(развитие речи подготовительная группа) "В гостях у сказки"

Закреплять знаниядетей о сказках, активизировать желание детей перессказывать, вспоминая знакомые сказки. Формировать умение строить диалог между сказочными героями....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) "ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ"

Програмное содержание1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.2. Развивать мышление, память, воображение3. Совершенствовать навыки выразите...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)

1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»...

Презентация. Русские народные сказки. Развитие речи подготовительная группа

Презентация. Русские народные сказки. Развитие речи. Подготовительная группа. Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках....

Онлайн - занятие по развитию речи(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Чтение и пересказ сказки «Лиса и козёл»

Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно перед...