Главные вкладки

    Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "Путешествие в страну гласных звуков А,У".
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Конспект занятия с использованием заданий на фонематическое восприятие, развитие общей, мелкой и арикуляционной моторики, на слуховое восприятие, память, внимание.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект  занятия в старшей логопедической группе на тему «Путешествие в страну гласных звуков А, У»

    Цель:

    Ознакомление детей с гласными звуками  {А}, {У}.

    Задачи занятия:

    1) Коррекционно-образовательные:

    -  познакомить детей с понятием «гласный» звук;
    -  учить отличать «букву» от «звука»;

    - формировать умение различать гласные звуки-буквы {А}, {У}.

    - формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами;

    - уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков;

    2) Коррекционно-развивающие:

    - развивать фонематическое восприятие;        

    - развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

    - развивать воображение, слуховое восприятие, память, внимание.

    3) Коррекционно – воспитательные:

    - воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

    Оборудование:

    демонстрационные символы, обозначающие гласные звуки; осенние листочки из цветного картона; буквы из картона, аудио-запись различных звуков, волшебный мешочек, предметные картинки (усы, автобус, апельсин, улитка, утюг, акула, и т. д), дерево из картона.

    Ход занятия:

    (Дети стоят в кругу на ковре)

    Организационный момент:

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать.

    Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки, подарим друг другу свои улыбки и пожелаем хорошего настроения.

    Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну гласных звуков.

    Воспитатель: Ребята, что мы знаем о гласных звуках, как мы их произносим? (Ответы детей) Гласные звуки мы говорим голосом.

    Каким цветом мы их обозначаем? (Ответы детей) Мы обозначаем гласные звуки красным цветом.

    Воспитатель: И так, мы отправляемся в Страну гласных звуков. Все готовы? Давайте, возьмемся за руки и в путь…

    Под музыку проходят по кругу по полянке.

    «Начало путешествия»

    Воспитатель: - Ребята, наша дорога в Страну гласных звуков пойдет через сказочный лес. А чтобы в нем очутиться, нам нужно просто закрыть глаза.

    Упражнение на общее расслабление (дети под музыку выполняют упражнение):

    Сном волшебным засыпаем,

    В страну звуков улетаем.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Смотрим глазками опять.

    Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочном лесу.

    Посмотрите, как красиво в лесу! А почему столько снега на земле? Какое сейчас время года?

    Дети: - зима!

    Воспитатель: Правильно ребята! А как называется явление, когда снег падает на землю?

    Дети: - снегопад

    Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какие не обычные снежинки. Кажется на них какие –то картинки с обратной стороны.

    Дети собирают снежинки, и видят на обратной стороне снежинки, картинки на звуки {А}, {У}.

    Дети называют слова, которые есть на картинках.

    Воспитатель: Смотрите ребята, какое не обычное дерево стоит. А что мы видим на дереве?

    Дети: - Это буквы А, У.

    Воспитатель: Ребята, скажите, а чем отличается буква от звука?

    Звук - мы говорим. Букву – мы пишем.

    Прикрепите свои снежинки с картинками к дереву!

    А наше путешествие продолжается. Звучит музыка. Дети идут, держась за руки по кругу.

    Ребята! Мы очутились с вами в сказочной стране, а управляет ей волшебная фея и она приготовила вам много заданий.

    Если вы справитесь с ними, то она отпустит вас домой, а если нет, то навсегда оставит в своей стране! Поэтому вам надо постараться выполнить все её задания!

    Итак, первое задание (достаёт из корзинки снежинку с заданием)

    Проходите, садитесь за столы!

    «Звукобуквенный анализ сочетаний АУ, УА»

    (Дети сидят за столами)

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем сказочном лесу заблудился мальчик. Как он зовёт, что он кричит?

    Дети: - АУ.

    Воспитатель: - Сколько звуков мы услышали? (два). Какой 1 звук? [А] Какой 2 звук? [У].

    Какие это звуки? (Гласные)

    Воспитатель: - В Сказочном лесу еще кто-то есть! (Выставляет картинку «плачущий малыш»). Как плачет малыш?

    Дети: - УА.

    Воспитатель: - Сколько звуков мы услышали? (два). Какой 1 звук? [У] Какой 2 звук? [А].

    Какие это звуки? (Гласные)

    Выложите, пожалуйста, у себя на столах буквы «АУ» из счетных палочек.

    Вызванный воспитателем ребёнок выкладывает буквы «АУ» на доске. Все дети выкладывают буквы за столами. 

    Молодцы! С этим заданием вы справились.

    А теперь задание на внимание. Фея хочет посмотреть, насколько вы внимательные!

    «Внимательные ушки» (развиваем фонематический слух)

    Воспитатель:

    Давайте, научим ваши ушки хорошо слышать и различать звуки!

    Я назову вам ряд звуков (а потом, слов), а вы молча поднимайте руку только на звук «А»:  А, К, Т, А, Х, П, О, А, И, Ф, У, А.  Аист, дом, кот, Арбуз, Аня, суп, бык, Ананас, дыня, мех, игры, Акула, море.

    Артикуляционная гимнастика « Буквы»

    (Дети сидят за столами)

    Воспитатель:

    В гости к дому подошли,

    Буквы гласные нашли.

    Чтобы правильно сказать,

    Надо рот всем раскрывать.

    Буква А – рот широко,

    Овальный рот на букву - О.

    Буква У – губы трубочкой вперёд.

    Буква И – улыбочка.

    Воспитатель:

    - А, У, О, И –

    Вот такие все они,

    Нет для них нигде преграды.

    Петь мы эти звуки рады!

    Игра «Отгадай звук по немой артикуляции»

    (Дети стоят около стульчиков, за столами)

    Воспитатель:

    Ребята, сейчас, я буду молча произносить звуки, а вы, глядя на то, как я открываю ротик, отгадайте, что я буду произносить:

    А,  У,  АУ,  АА,  УА,  УУ,  АУА.

    (Дети стоят на ковре)

    - А теперь еще игра,

    Мяч скорее мне сюда!

    Подарю вам звуки я,

    Вы вернете мне слова.

     (Игра с мячом — мяч возвращается логопеду со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т. д.)

    Игра с волшебным мешочком

    (Дети сидят на коленях на ковре)

    Воспитатель:

    -Звуки А, У хотят с вами поиграть. Вот волшебный мешочек. В нем спрятались разные картинки, вынимайте по одной картинке из мешочка, нужно назвать картинку, и назвать звук, с которого начинается это слово.

    Например: ребенок достает из мешочка апельсин, называет слово, говорит: Апельсин - начинается на звук «А».

    Физминутка

    Воспитатель: - Ребята, давайте споем песенку про гласные звуки:

    А-А-А - Здравствуй звук Ааа! (Разводим руки в стороны).

    У-У-У –Руку протянУуу! (Руки вперед, покрутить кистями рук).

    О-О-О - Без вас нам нелегкОоо! (Качаем головой).

    И-И-И - На нас ты посмотрИии! (Хлопаем ладонями по груди).

    Воспитатель: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите, пожалуйста, вспомнить гласные звуки!

    Дети: - Ууу, Ааа.

    Игра «Угадай, что напишу»

    (Дети садятся за столы)

    Воспитатель: Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Угадайте, какую букву я написала? (Подходит к нескольким детям и «пишет» на его ладошке пальцем букву.)

    Игра «Обвести на бумаге сочетания гласных АУ и УА»

    Воспитатель: — Пройдите за столы, перед вами лист бумаги с рядами букв, найдите все сочетания АУ и УА и обведите их простым карандашом в овал.

    Итог занятия.

    Воспитатель: Ребята! Какие вы молодцы! Выполнили все задания волшебной феи!

    Ей понравилось ,как вы отвечали и она решила отпустить вас домой! А чтобы нам вернуться домой, нам нужно сказать волшебные слова

    Сном волшебным засыпаем,

    В страну звуков улетаем.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Смотрим глазками опять.

    Ребята! Посмотрите, ну вот мы и дома, в нашем любимом детском саду!

    Понравилось вам наше путешествие в страну гласных звуков и букв А,У?

    Дети: Да!

     — Почему мы их называем гласными? (потому что, они произносятся только голосом).

    Воспитатель: Давайте ещё раз вспомним, чем отличается буква от звука?

    Дети: Звук - мы говорим. Букву – мы пишем.

    — Молодцы, ребята! Мы сегодня замечательно играли. Наше путешествие закончилось. Всем спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: дифференциация звуков [Л] — [Р]

    Цель: закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков [Л] — [Р], анализ и синтез одно-, дву-, трехсложных слов....

    Конспект занятия в старшей логопедической группе (первый год обучения) Звуки [А], [У], [И], [О].

    Коррекционно-образовательные: учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А] , [У] , [И], [О] ; определять наличие изолированного гласного звука в словах; учить производить слухо-произносите...

    Конспект занятия в старшей логопедической группе: "звук Л" Путешествие в Голубую страну.

    Закрепление правильного произношения звука "Л" в слогах,словах,связной речи....

    Конспект занятия в старшей (логопедической) группе «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕТСВИЕ ПО СТРАНАМ

    Конспект занятия в старшей (логопедической) группе«ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕТСВИЕ ПО СТРАНАМ...

    Конспект НОД по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР . Гласные звуки А, О,У, И,Ы.

    Данный конспект НОД помогает закрепить понятие "гласные звуки", учить давать их характеристику, сравнительную характеристику , помогает закрепить понятие "место звука в слове", раз...