Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "Путешествие в страну гласных звуков А,У".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия с использованием заданий на фонематическое восприятие, развитие общей, мелкой и арикуляционной моторики, на слуховое восприятие, память, внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия в старшей логопедической группе на тему «Путешествие в страну гласных звуков А, У»

Цель:

Ознакомление детей с гласными звуками  {А}, {У}.

Задачи занятия:

1) Коррекционно-образовательные:

-  познакомить детей с понятием «гласный» звук;
-  учить отличать «букву» от «звука»;

- формировать умение различать гласные звуки-буквы {А}, {У}.

- формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами;

- уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков;

2) Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;        

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать воображение, слуховое восприятие, память, внимание.

3) Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

демонстрационные символы, обозначающие гласные звуки; осенние листочки из цветного картона; буквы из картона, аудио-запись различных звуков, волшебный мешочек, предметные картинки (усы, автобус, апельсин, улитка, утюг, акула, и т. д), дерево из картона.

Ход занятия:

(Дети стоят в кругу на ковре)

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать.

Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки, подарим друг другу свои улыбки и пожелаем хорошего настроения.

Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну гласных звуков.

Воспитатель: Ребята, что мы знаем о гласных звуках, как мы их произносим? (Ответы детей) Гласные звуки мы говорим голосом.

Каким цветом мы их обозначаем? (Ответы детей) Мы обозначаем гласные звуки красным цветом.

Воспитатель: И так, мы отправляемся в Страну гласных звуков. Все готовы? Давайте, возьмемся за руки и в путь…

Под музыку проходят по кругу по полянке.

«Начало путешествия»

Воспитатель: - Ребята, наша дорога в Страну гласных звуков пойдет через сказочный лес. А чтобы в нем очутиться, нам нужно просто закрыть глаза.

Упражнение на общее расслабление (дети под музыку выполняют упражнение):

Сном волшебным засыпаем,

В страну звуков улетаем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Смотрим глазками опять.

Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочном лесу.

Посмотрите, как красиво в лесу! А почему столько снега на земле? Какое сейчас время года?

Дети: - зима!

Воспитатель: Правильно ребята! А как называется явление, когда снег падает на землю?

Дети: - снегопад

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какие не обычные снежинки. Кажется на них какие –то картинки с обратной стороны.

Дети собирают снежинки, и видят на обратной стороне снежинки, картинки на звуки {А}, {У}.

Дети называют слова, которые есть на картинках.

Воспитатель: Смотрите ребята, какое не обычное дерево стоит. А что мы видим на дереве?

Дети: - Это буквы А, У.

Воспитатель: Ребята, скажите, а чем отличается буква от звука?

Звук - мы говорим. Букву – мы пишем.

Прикрепите свои снежинки с картинками к дереву!

А наше путешествие продолжается. Звучит музыка. Дети идут, держась за руки по кругу.

Ребята! Мы очутились с вами в сказочной стране, а управляет ей волшебная фея и она приготовила вам много заданий.

Если вы справитесь с ними, то она отпустит вас домой, а если нет, то навсегда оставит в своей стране! Поэтому вам надо постараться выполнить все её задания!

Итак, первое задание (достаёт из корзинки снежинку с заданием)

Проходите, садитесь за столы!

«Звукобуквенный анализ сочетаний АУ, УА»

(Дети сидят за столами)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем сказочном лесу заблудился мальчик. Как он зовёт, что он кричит?

Дети: - АУ.

Воспитатель: - Сколько звуков мы услышали? (два). Какой 1 звук? [А] Какой 2 звук? [У].

Какие это звуки? (Гласные)

Воспитатель: - В Сказочном лесу еще кто-то есть! (Выставляет картинку «плачущий малыш»). Как плачет малыш?

Дети: - УА.

Воспитатель: - Сколько звуков мы услышали? (два). Какой 1 звук? [У] Какой 2 звук? [А].

Какие это звуки? (Гласные)

Выложите, пожалуйста, у себя на столах буквы «АУ» из счетных палочек.

Вызванный воспитателем ребёнок выкладывает буквы «АУ» на доске. Все дети выкладывают буквы за столами. 

Молодцы! С этим заданием вы справились.

А теперь задание на внимание. Фея хочет посмотреть, насколько вы внимательные!

«Внимательные ушки» (развиваем фонематический слух)

Воспитатель:

Давайте, научим ваши ушки хорошо слышать и различать звуки!

Я назову вам ряд звуков (а потом, слов), а вы молча поднимайте руку только на звук «А»:  А, К, Т, А, Х, П, О, А, И, Ф, У, А.  Аист, дом, кот, Арбуз, Аня, суп, бык, Ананас, дыня, мех, игры, Акула, море.

Артикуляционная гимнастика « Буквы»

(Дети сидят за столами)

Воспитатель:

В гости к дому подошли,

Буквы гласные нашли.

Чтобы правильно сказать,

Надо рот всем раскрывать.

Буква А – рот широко,

Овальный рот на букву - О.

Буква У – губы трубочкой вперёд.

Буква И – улыбочка.

Воспитатель:

- А, У, О, И –

Вот такие все они,

Нет для них нигде преграды.

Петь мы эти звуки рады!

Игра «Отгадай звук по немой артикуляции»

(Дети стоят около стульчиков, за столами)

Воспитатель:

Ребята, сейчас, я буду молча произносить звуки, а вы, глядя на то, как я открываю ротик, отгадайте, что я буду произносить:

А,  У,  АУ,  АА,  УА,  УУ,  АУА.

(Дети стоят на ковре)

- А теперь еще игра,

Мяч скорее мне сюда!

Подарю вам звуки я,

Вы вернете мне слова.

 (Игра с мячом — мяч возвращается логопеду со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т. д.)

Игра с волшебным мешочком

(Дети сидят на коленях на ковре)

Воспитатель:

-Звуки А, У хотят с вами поиграть. Вот волшебный мешочек. В нем спрятались разные картинки, вынимайте по одной картинке из мешочка, нужно назвать картинку, и назвать звук, с которого начинается это слово.

Например: ребенок достает из мешочка апельсин, называет слово, говорит: Апельсин - начинается на звук «А».

Физминутка

Воспитатель: - Ребята, давайте споем песенку про гласные звуки:

А-А-А - Здравствуй звук Ааа! (Разводим руки в стороны).

У-У-У –Руку протянУуу! (Руки вперед, покрутить кистями рук).

О-О-О - Без вас нам нелегкОоо! (Качаем головой).

И-И-И - На нас ты посмотрИии! (Хлопаем ладонями по груди).

Воспитатель: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите, пожалуйста, вспомнить гласные звуки!

Дети: - Ууу, Ааа.

Игра «Угадай, что напишу»

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Угадайте, какую букву я написала? (Подходит к нескольким детям и «пишет» на его ладошке пальцем букву.)

Игра «Обвести на бумаге сочетания гласных АУ и УА»

Воспитатель: — Пройдите за столы, перед вами лист бумаги с рядами букв, найдите все сочетания АУ и УА и обведите их простым карандашом в овал.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята! Какие вы молодцы! Выполнили все задания волшебной феи!

Ей понравилось ,как вы отвечали и она решила отпустить вас домой! А чтобы нам вернуться домой, нам нужно сказать волшебные слова

Сном волшебным засыпаем,

В страну звуков улетаем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Смотрим глазками опять.

Ребята! Посмотрите, ну вот мы и дома, в нашем любимом детском саду!

Понравилось вам наше путешествие в страну гласных звуков и букв А,У?

Дети: Да!

 — Почему мы их называем гласными? (потому что, они произносятся только голосом).

Воспитатель: Давайте ещё раз вспомним, чем отличается буква от звука?

Дети: Звук - мы говорим. Букву – мы пишем.

— Молодцы, ребята! Мы сегодня замечательно играли. Наше путешествие закончилось. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: дифференциация звуков [Л] — [Р]

Цель: закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков [Л] — [Р], анализ и синтез одно-, дву-, трехсложных слов....

Конспект занятия в старшей логопедической группе: "звук Л" Путешествие в Голубую страну.

Закрепление правильного произношения звука "Л" в слогах,словах,связной речи....

Конспект занятия в старшей (логопедической) группе «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕТСВИЕ ПО СТРАНАМ

Конспект занятия в старшей (логопедической) группе«ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕТСВИЕ ПО СТРАНАМ...

Конспект НОД по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР . Гласные звуки А, О,У, И,Ы.

Данный конспект НОД помогает закрепить понятие "гласные звуки", учить давать их характеристику, сравнительную характеристику , помогает закрепить понятие "место звука в слове", раз...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР) «Путешествие в Страну Гласных Звуков»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР)«Путешествие в Страну Гласных Звуков»...