Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи

Егорова Марина Юрьевна

Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют представить информацию в картинках, условных знаках для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. Она облегчает детям запоминание и овладение связной речью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна наряду с общепринятыми.

Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют представить информацию в картинках, условных знаках для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. Она облегчает детям запоминание и овладение связной речью.

Метод мнемотехники помогает научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы, а также облегчает заучивание стихов.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация, помогающая ускорить процесс запоминания, активизировать речевую деятельность, развить мышление, воображение, память. Расширяется кругозор. Формируется у детей желание пересказывать тексты, придумывать сказки, истории. Появляется интерес к заучиванию стихотворений. Увеличивается словарный запас. Дети преодолевают застенчивость, учатся уверенно держаться перед аудиторией.

Содержание методической разработки ориентировано на то, чтобы упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, развить речь. С младшего возраста используются простейшие варианты мнемотехники: мнемоквадраты и мнемодорожки. Работа с мнемотаблицами начинается со средней группы.

Цель – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Задачи мнемотехники:

1. развивать связную и диалогическую речь;

2. расширять и обогащать словарный запас детей;

3. обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами;

4. развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Этапы работы:

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. На занятиях дети рассматривали мнемотаблицы по знакомым сказкам и временам года.
  2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
  4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
  5. На последнем этапе дети самостоятельно придумывают авторские сказки на заданную тему, записывая их при помощи знаков-символов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Этапы работы над стихотворением:

  1. Выразительное чтение стихотворения.
  2. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  3. Вопросы по содержанию стихотворения, с целью помочь детям уяснить основную мысль.
  4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
  5. Чтение отдельных фрагментов стихотворения, соотнося со знаками на мнемотаблице.
  6. Дети заучивают стихотворение, опираясь на мнемотаблицу.
  7. Затем рассказывают по памяти (при необходимости используя мнемотаблицу).

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Как делать таблицы?

Почти любое стихотворение можно «записать». Выделяя главные смысловые звенья содержания стихотворения, мы графически или частично графически изображаем персонажей, явления, действия используя картинки или символьные знаки. Т.е. придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично.  Глядя на эти схемы, ребенок затем воспроизводит стихотворение. Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению. Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.

Что мы учитываем при отборе стихотворения:

1. Возрастные особенности детей.

2.  Объем произведения; 2-3 четверостишия для средних групп;

Стихотворения значимые, они не предусмотрены программой, но несут в себе смысл и информацию, которая необходима в определенный момент образовательного процесса. В чем различие классического метода заучивания стихотворений и метода заучивания стихотворения с использованием мнемотехники.

1.  Подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей)

2.  Выразительное чтение педагогом стихотворения.

3.  Беседа по содержанию.

4.  Чтение с установкой на запоминание 5-6 раз (в старших группах можно предложить детям назвать отрывки, которые им очень понравились).

Особенности работы по мнемотехнике с детьми младшего возраста.

С детьми младшего возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, т.к. в памяти у детей остаются отдельные образы. Малышам трудно сразу уловить информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать по мнемодорожке. Первоначально, я предлагаю детям 1 схему-изображение. Далее, постепенно увеличиваем количество мнемосхем до 4-х, например, стихотворение «Мишка». Таким образом получается мнемодорожка. Дети, которым легко дается запоминание стихотворений с использованием мнемотехники, к концу года, уже можно предложить в индивидуальной работе мнемодорожку и мнемотаблицу, состоящую из 5-6 элементов.

Особенности работы с детьми среднего возраста.

С детьми среднего возраста так же используют цветные мнемотаблицы. Но изображения становятся более символичными, например, елочку мы можем обозначить двумя треугольниками, но зеленого цвета. Также происходит постепенный переход от мнемодорожек к мнемотаблицам. Количество мнемосхем в них увеличивается до 7-8 к концу года. В среднем возрасте, так же, как и в младшем, дети заучивают стихотворения по готовым мнемотаблицам. После заучивания стихотворения мнемотаблица остается доступной детям до смены темы согласно тематическому планированию.

Результат использования мнемотехники у детей:

  1. расширяется круг знаний об окружающем мире;
  2. появляется желание придумывать интересные истории;
  3. пересказывать тексты;
  4. появляется интерес к заучиванию потешек, загадок, стихов;
  5. словарный запас выходит на более высокий уровень;
  6. дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Из этого следует вывод, что мнемотехника сокращает время запоминания, развивает психические процессы, помогает делать выводы.

Обучение детей - это увлекательное занятие, но и в тоже время – трудоемкое. Проведение занятий с использование мнемотехники требует детальной подготовки в отборе речевого материала, наглядных пособий, игр. Связная речь является важным показателем умственных способностей детей. Наглядность и материал помогает детям быть раскрепощенными и служит хорошей опорой при заучивании песен, стихов, сказок и т.д.

Мнемотаблицы по стихотворениям

Сшили Тане сарафанчик

Водичка, водичка умой мое личико

В огороде много гряд

Снегири

Ходит повар в колпаке

Маша нашему малышке сшила новые штанишки

Литература

  1. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — СПб, 2017г.
  2. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» - Москва, 2017г.
  3. Белоусова, Л. Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники. // Метод. пособие для воспитателей доу. - Л. Е. Белоусова. - СПб. - Детство-Пресс. - 2003. – с 119.
  4. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника....

Мнемотехника - как средство развития речи старшего дошкольного возраста с ТНР.

quot;Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ТНР через вариативные формы и методы работы в условиях ФГОС."...

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данном докладе я поделилась опытом работы по развитию речи детей  дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики....

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей дошкольного возраста »

laquo;Ум и речь ребенка находится на кончиках пальцев», сказал, когда то известный педагог В.А.Сухомлинский....

Самообразование на тему "Мнемотехника, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Использование мнемотехники для решения проблем речевого развития детей дошкольного возраста способно сделать процесс обучения интересным, занимательным и наиболее развивающим. Именно в старшем дошколь...