Рабочая программа проектной деятельности «В гостях у сказки»
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Бурдыгина Татьяна Владимировна

Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дощкольного и начального основного образования.

При разработке программы   были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного,  в общеобразовательной школе, детском саду, также программа « Театр-творчество-дети» Колесниковой И.В.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного  направления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_skazki_teatr.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение  

средняя  общеобразовательная школа №16 г. Болотного

Болотнинского района Новосибирской области

 

  Утверждаю:                                        Согласовано:                                     Рассмотрено

   Директор школы                            Зам.директора по УВР                             на заседании МО

    _________ Захаров В.А.                    ______Волкова О.Ю                                  протокол от

  «___»_________2018 г                      «___»__________2018   г                                 «___»_________2018  г

                                        Рабочая программа проектной деятельности

«В гостях у  сказки»

(общекультурное направление)

 

Возрастная категория обучающихся: 5-7 лет        

                                                                                         Автор-составитель:

Бурдыгина Т.В. , учитель-логопед                                                                                        

 2018 г.

 Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дощкольного и начального основного образования.

При разработке программы   были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного,  в общеобразовательной школе, детском саду, также программа « Театр-творчество-дети» Колесниковой И.В.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного  направления.

Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом дощкольного и начального  основного образования. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентиры  организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий  прописаны виды  деятельности учащихся по каждой теме.

Цель образовательной программы – эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Задачи:

1.Формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.

2.Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.

3.Формирование интереса к театру как средству познания жизни духовному обогащению.

4.Развитие творческих способностей.

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо.  Но все они, такие разные,  любят театр. Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром, ведь он может всё или почти всё,  творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему ребята так быстро включаются в спектакль

Театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей  театра применяются и художественное слово, и наглядный образ и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

  Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре  жизнь ребят становится более интересной и содержательной, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

   Начинать занятия  театра целесообразнее в  дошкольном и младшем школьном возрасте. Младшие школьники и дошкольники, играя или  выступая перед публикой, в отличие  старших детей, почти никогда не думают о том, как они выглядят со стороны, и что о них подумают окружающие.  У них ещё не сложились определённые стереотипы отношений детей со сверстниками и взрослыми, имеющие место в более старшем возрасте. Поэтому так важно,   приобщать маленького человека к театру, в том числе и кукольному.

Описание ценностных ориентиров содержания курса          

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающихся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность искусства и литературы -  как способ  познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

Цель занятий в театре: развитие творческих способностей детей средствами                                                          театрального искусства.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  • реализация творческого потенциала личности младшего школьника;
  • знакомство учащихся с основами   театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история   театра);
  • систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;
  • развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
  • обогащение эмоционально-образной сферы школьников;
  • формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;
  • формирование нравственных качеств,  гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
  • развитие коммуникативной культуры детей.

 

 В основу курса  положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
  •  обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений  до разучивания  роли, от простых упражнений   до сложных постановочных композиций.  Таким образом ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.
  • построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие.  Но творческий итог должен быть.
  • взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей  детей. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии. Работа над спектаклем ( работа над выразительностью речи, характерами героев, выступления перед зрителями и пр.) способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения  детей.
  • построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.
  • создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:

 -  обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества

 - переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;

- технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;

- устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;

 - насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения;

  • создание художественной среды.  Этот возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь  детей неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Художественная среда в театре это:

       - помещение, где красиво и уютно, где стены  в меру украшены панно, картинами, где находятся декорации.

      - музыкальное оформление занятий, пьес. Музыка – неотъемлемая часть спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Дети очень любят, когда  герои поют, танцуют. Выбор песен, музыки определяется содержанием спектакля. Звучание инструментов должно соответствовать происходящему действию.

      - подбор репертуара. Театр – это не только средство развлечения, он оказывает  большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара.  Дети любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др.

Программа « В гостях у сказки» предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения:

Количество учебных часов в неделю – 1 час, в год-  34 часа.

Этапы работы  

     1 Азы сценического мастерства (движения, особенности речи, характер героев). Работа над небольшими по объёму спектаклями. Работа с театром картинок и   куклами. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

     2 Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес.  Создание декораций и бутафории к спектаклям.

     3 Усложнение репертуара. Работа над спектаклями.   Создание декораций и бутафории к спектаклям.

Ожидаемые результаты:

  В основу положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие   обучающихся со своим учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие  детей между собой на уровне  группы, класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной   среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Тема занятия

Количество часов

на тему

теория

практика

1.Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

1

1

2.Устройство ширмы и декорации

1

1

3.Виды кукол и способы управления ими

1

1

4.Театр на фланелеграфе

1

1

5.Особенности работы  актёров

1

1

6.Посещение театра. Обсуждение спектакля (зарисовки)

1

1

7.Речевая гимнастика

1

1

1

8-10Выбор пьесы и работа над ней

3

3

11Генеральная репетиция. Спектакль

1

1

12.Азбука театра

1

1

13Секреты сценического мастерства

1

1

14.Секреты сценического мастерства

1

1

15Театр кукол

1

1

16-17.Выбор пьесы и работа над ней

2

2

18.Особенности  работы над ролью

1

1

19.Изготовление декораций и бутафории

1

1

20.Генеральная репетиция. Спектакль.

1

1

21.Театральные игры

1

1

22.Знакомство  с пьесой

1

1

23.Азбука театра

1

1

24.Весёлая гимнастика

1

1

         25.Театральные зарисовки

1

1

26.Выбор пьесы для спектакля

1

1

27.Распределение ролей

1

1

28.Отработка каждой роли

1

1

29.Обучение работе  над ролью

1

1

30-31.Репетиция пьесы

2

2

32.Генеральная репетиция пьесы

1

1

33.Показ пьесы  

1

1

34.Театральные игры

1

1

Всего

34

10

25

Тематическое планирование

Третий уровень результатов (для младших школьников) — получение опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Формы подведения итогов занятий:

  • выступления перед зрителями в школе и детском саду;
  • участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов.

Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников, их родителей, а также зрителей.

Учебно-тематический план

Содержание

1.Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

Знакомство детей с историей театра в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра.   Ознакомление детей с принципом  движениями   (движения головы, рук, туловища). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.

Практическая работа: отработка техники движений .

2.Устройство ширмы и декораций

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.

Практическая работа: изготовление элементов декораций.

3.   Виды кукол и способы управления ими. Понятие «кукловод».

     Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

4.  Театр на фланелеграфе

Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. Работа над спектаклем.

5.Особенности работы  актёров

Понятие о разнообразии движений различных частей  тела. Отработка навыков движения. Особенности психологической подготовки юного артиста.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).

Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен.. Этюдный тренаж.

6. Посещение театра. Обсуждение спектакля (зарисовки)

Посещение   театра. Знакомство с правилами поведения в театре.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.                                                                              

   Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.

7.Речевая гимнастика

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития.  

Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..

8.Выбор пьесы

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.

Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

9.Генеральная репетиция. Спектакль

Подготовка помещения для презентации спектакля. Состав жюри. Размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей. Показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам.

10.Азбука театра.

Особенности  театра. Роли. Оформление декораций. Сцена. Зрители.

Практическая работа: Театральный словарь - работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж.

11.Секреты сценического мастерства.

     Расширение знаний о  театре.

Практическая работа: отработка техники движений.

Развитие умений.

12.Секреты сценического мастерства. 

Роль. Озвучивание пьесы. Музыкальное оформление спектакля.

    Практическая работа:

 Этюдный тренаж.

13.Театр кукол .

     Расширение знаний о театре кукол. Роль декораций в постановке.

Практическая работа:  Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.

14.Выбор пьесы и работа над ней.

Чтение пьесы, её анализ.  Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация.

15.  Театр Петрушек

Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы. Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.

Практическая работа: изготовление различных кукол

16. Изготовление декораций и бутафории

   Практическая работа:  Изготовление декораций и бутафории

17. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа:  Выступление перед зрителями.

18. Особенности  работы над ролью

     Расширение знаний. Отработка ролей

Практическая работа: Этюдный тренаж.

19.Азбука театра.

     Актёр, режиссёр, декоратор. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат.

Практическая работа: Выпуск альбома «Все работы хороши»

20.Виды кукол и способы управления ими.

     Расширение знаний о видах кукол.

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

21.Секреты сценического мастерства.

       Роль. «Озвучивание» роли.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Театральные игры

22. Знакомство с пьесой

       Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа: Этюдный тренаж.  Импровизация.

23. Азбука театра

Практическая работа: Отработка чтения каждой роли.   Разучивание ролей. Репетиции.

24.  Весёлая гимнастика

   Практическая работа:   Театральные игры

25.  Театральные зарисовки.

Практическая работа:  Выступление перед зрителями.

26.  Выбор пьесы для спектакля

         Знакомство с  пьесой.    Роль декораций в постановке.

Практическая работа: Этюдный тренаж.

27.  Работа над пьесой.

Чтение пьесы, её анализ.  Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Практическая работа: Отработка чтения каждой роли.   Разучивание ролей. Репетиции.

28. Обучение работе  над ролью Изготовление   декораций и бутафории

   Практическая работа:  Изготовление  декораций и бутафории к спектаклю

29. Обучение работе  над ролью Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.

30-31Репетиции

32 Генеральная репетиция пьесы 

33. Показ пьесы детям Практическая работа:  Выступление перед зрителями

34.Театральныеигры

Календарно- тематическое планирование

Тема занятия

Содержание

УУД

1

Вводное занятие.

 Раздел «Театр» Особенности театральной терминологии

Знакомство   с историей театра  в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности театральной терминологии.    Знакомство с  основными  театральными   терминами:

- антракт-  промежуток   между  действиями  спектакля.

- декорации  ( от латин.- украшение)- худ.оформление  действия   на  ширме.

- мизансцена – определённое расположение  декораций,  предметов и  действующих   лиц  на сцене   в  отдельные  моменты  спектакля.

- монолог-  речь  одного  лица.

 - реквизит-  вещи и предметы, используемые  по  ходу действия  спектакля.

- репертуар- спектакли,  идущие  в  определённый   промежуток   времени.

Личностные УУД: формирование мотива,  реализующего потребность в социально- значимой и социально - оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

   Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Личностные УУД: формирование мотива,  реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

   Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

2

Особенности  организации работы театра  

Особенности организации работы театра.  

 Техника безопасности. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Просмотр видеофрагмента  и  его последующий анализ.

3

 Декорации

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля  в театре.

Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа:   изготовление элементов декораций.

5

Речевая  и пальчиковая гимнастика.

Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита. Речевая  и пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику.

6

Изготовление декораций и атрибутов костюмов.

 Выбор спектакля. Изготовление плоских декораций   сказки ( по выбору учащихся)

7

Кукольный театр на фланелеграфе

Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.

8

Работа с куклами- картинками

 Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками.

 “Превращении и перевоплощении” главное явлении театрального искусства.

9

 Раздел «Основы актёрского мастерства». Речевая гимнастика

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей  спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем.

10

 Как создаётся спектакль

Отбор спектакля. Голосовые модуляции Распределение ролей.

Практическая работа:

11

 Работа над спектаклем.

Работа над спектаклем.  Репетиция. Речевая гимнастика

12

Изготовление  костюмов и декораций

 Изготовление  атрибутов костюмов  и декораций для спектакля

13

 Мимика, пантомима

Отработка навыков движения  на сцене. Мимика, пантомима.

14

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах  или на видеодисках»

1.«Сказка о рыбаке и рыбке»

  Просмотр спектакля в театре  или на видеодиске

15

Психологическая готовность актера

Особенности психологической подготовки юного артиста .

16

Работа над спектаклем.  

Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

17

Генеральная репетиция спектакля

Генеральная репетиция. Разбор спектакля

18

Спектакль

Показ спектакля учащимся 1-2 классов. Анализ.

 19

Посещение театра. Обсуждение спектакля (зарисовки)

Посещение театра. Знакомство с правилами поведения в театре.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр  спектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.                                                                              

   Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.

20

Особенности работы  актёров.

Понятие о разнообразии движений  актёра

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий

Выбор пьесы.

21

Пробы ролей

 Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Речевая гимнастика . Работа со скороговорками.

Личностные УУД: формирование мотива,  реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах.

Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

22

Сценическая речь

Отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..

23

Актерское мастерство

Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа.

24

Соединение словесного и физического действия

Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

25

Секреты сценического мастерства.

Музыкальное оформление спектакля. Репетиция

26

Веселая гимнастика

Создание на занятиях положительного эмоционально-психологического настроя.

27

Показ пьесы детям

Взаимодействие актеров на сцене. Манипуляции голоса

28

Выбор для спектакля пьесы.

Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения

29

Распределение ролей

Чтение по ролям за столом

30

Чтение по ролям

Глубокий и детальный разбор пьесы

 31

Изготовление бутафории   для пьесы

Практическое занятие

 32

Репетиция пьесы

Заучивание текста наизусть, соединения

 действия куклы со словами своей роли

 33

Генеральная репетиция

Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами

34

Показ пьесы детям

Взаимодействие актеров на сцене. Манипуляции голоса

Результаты обучения

приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

- о  способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  •  необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами картинками, пальчиковыми и перчаточными куклами;
  • о способах  кукловождения кукол этих систем;
  • о сценической речи;- о декорациях к спектаклю;

Уметь

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий  .

- высказывать своё предположение (версию)

- работать по предложенному учителем плану.

- отличать верно выполненное задание от неверного.

  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

                    -   работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

  • импровизировать;
  •  работать в группе, в коллективе.
  •  выступать перед публикой, зрителями.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;              -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального искусства

 -иметь первоначальный  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,

- в игре использовать накопленные знания.

Методическое обеспечение программы

     Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания  условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

     На занятиях широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
  • метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

      Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

     Значительное место при проведении занятий занимают  театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания  детей, помогающие устранить телесные и  психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.

      Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:

  • игрового самочувствия;
  • от простого к сложному;
  • от элементарного фантазирования к созданию образа.

      Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

Примеры театральных игр.

  1. «Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Муми мама – тёплая».
  2. «Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего  соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.
  3. «Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.

      Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».

     Этюдный тренаж включает в себя:

  1. этюды (упражнения) на развитие внимания;
  2. этюды на развитие памяти;
  3. этюды на развитие воображения;
  4. этюды на развитие мышления;
  5. этюды на выражении эмоций;
  6. этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
  7. этюды на выразительность жеста;
  8. этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
  9. этюды на отработку движений кукол различных видов.

     Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками  даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.  Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет. Например, при создании танцевальной характеристики Снежной Королевы у одних девочек танец получился ярче, выразительнее, менее подготовленные дети стремились им подражать, используя в своей импровизации то, что им понравилось. Такими общими усилиями рождалась танцевальная характеристика персонажа.

    Для организации кукольного театра используются куклы разных систем, начиная с самых простых в управлении:

  • картинки – куклы на фланелеграфе;
  • куклы-Петрушки;
  • тростевые куклы;
  • куклы-марионетки;

     В репертуар кукольного театра включены:

  • инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;
  • адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;

     При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Пьесы должны быть увлекательными, развивающими фантазию и творческие способности ребёнка, способствующими формированию положительных черт характера школьника. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. Любой педагог имеет возможность его варьировать по своему усмотрению, опираясь при этом на интересы и возможности конкретного коллектива детей.

     Музыка – неотъемлемая часть  спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.

     

     Техническое оснащение занятий

     Занятия кукольного кружка проводятся в музыкальном зале или другом прспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:

  • театр на фланелеграфе:
  • куклы-картинки;
  • фланелеграф;
  • рисунки для мини – декораций.
  • театр кукол (куклы-Петрушки, верховые, тростевые,  куклы  - марионетки):
  • куклы;
  • театральная ширма;
  • декорации к спектаклям.
  • театр  актёров:
  • костюмы;
  • театральная ширма для театра;
  • декорации к спектаклям.

     Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол, атрибуты костюмов . Посильную помощь в изготовлении кукол, костюмов,  декораций и ширм могут оказать родители школьников и дошкольников.

  Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками.

Название методик.

Что отслеживается.

«Незавершенная сказка»

Выявление развития познавательных интересов и инициативы обучающегося

(Л. В. Байбородова)

Уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.

2. Методика:

“Коммуникабельны ли Вы”.

Сформированность коммуникативных навыков;

3. Методика: “Самооценка эмоционального состояния”.

Эмоциональное состояние;

Тревожность, спокойствие, энергичность, усталость.

4. Методика: “Личностный рост”.

Уровень подготовленности ребенка к ценностям. Отношение к культуре

5. Методика: “Социометрическое изучение межличностных отношений в группе”.

Сплочённость группы.

Тест направленности личности Б. Басса

Необходимость  выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»

Используемая литература

  1. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.
  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
  3. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
  4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
  5. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
  6. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
  7. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982.
  8. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
  9.  Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
  10. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
  11. Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.
  12. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
  13. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.
  14. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
  15.  Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.
  16. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.
  17. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.

      18. Михеева Л. Н.Изготовление реквизита в кукольном театре. — М., 1979.                                                                                                                              

      19. Прибыловская С.А. Школьный кукольный театр. — М., 1978.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово

Содержание Целевой раздел1.     Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1.     Физическое развитие.  Развернутое комплексно...

Рабочая программа «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста»

организация  системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста  на основе проектного метода...

дополнительная общеразвивающая программа «Проектная деятельность в образовательном процессе дошкольников» направление: проектно - исследовательское

Пояснительная запискаНормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации&r...