Рабочая программа «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста»
календарно-тематическое планирование (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Королькевич Елена Викторовна

организация  системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста  на основе проектного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_programma.docx62.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кладовицкая основная общеобразовательная школа

Ростовский район

Рабочая программа

«Проектно-исследовательская деятельность

как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста»

Направление работы: проектно – исследовательское.

Возраст обучающихся 3 – 7 (8) лет

Рабочая группа педагогов дошкольных групп

Демидова Ольга Александровна, воспитатель, стаж педагогической работы 34 лет, 1 квалификационная категория;

Догадина Светлана Робертовна, педагог – психолог, стаж педагогической работы лет, СЗД;

Доманова Инна Николаевна, воспитатель, стаж педагогической работы 6 лет, СЗД;

Дорофеева Наталья Анатольевна, воспитатель, стаж педагогической работы 19 лет, 1 квалификационная категория;

Королькевич Елена Викторовна, старший воспитатель, стаж педагогической работы 20 лет, 1 квалификационная категория.

С. Ново – Никольское

2019 год

Постановка проблемы

Познавательный интерес – ведущий мотив деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Как организовать жизнь современного ребенка, чтобы у него была возможность выбирать, экспериментировать, творить?

Изменения в системе образования требуют существенных преобразований, как в педагогической теории, так и в практике работы дошкольных образовательных учреждений. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть людей, стоящих у истоков становления личности. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком.

В последнее время практически во всех дошкольных организациях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели используют методы проблемного обучения (вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.). Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер. Развитию же познавательного интереса у детей дошкольного возраста способствует использование инновационных педагогических технологий. И одной из наиболее эффективных, на наш взгляд, стал метод проектов.  В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на разрешение проблемной ситуации и создание творческого продукта.      

 Таким образом, одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать построение педагогического процесса на основе организации проектно - исследовательской деятельности.

               Цель программы: организация  системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста  на основе проектного метода.

        Задачи программы:

  1. Обучать дошкольников этапам исследовательской деятельности.  
  2. Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.
  3. Способствовать развитию креативной личности дошкольника,  способной заниматься исследовательской деятельностью, адекватной возрастному периоду.

Отличительные особенности данной программы.

В программе собраны такие темы проектов, которые интересны детям. Для этого не нужно много, всего лишь понаблюдать за детьми, посмотреть, чем они заинтересованы.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Исследовательская активность побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

В данной программе мы предлагаем организацию педагогического сопровождения  исследовательской активности детей и создание условий, раскрывающих интеллектуальный потенциал дошкольников для успешного обучения в школе.

Педагогическая целесообразность:  

Интересы и способности ребенка не являются врожденными, а раскрываются и формируются в деятельности (познавательной и созидательно – продуктивной). Для того, чтобы проявлялись задатки и развивались способности, необходимо как можно раньше поддержать интерес ребенка, его склонность к чему - либо. Нужно создать такие условия, при которых ребенок чаще соприкасается с тем, что его интересует, что он может отразить в деятельности. Поэтому организация совместной со взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия.

Необходимо также создать в детском саду условия для проектной деятельности детей, где ребёнок почувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.

Важно донести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.

Для развития познавательной, исследовательской активности детей, в рамках реализации программы используются  следующие методы и приемы: 

  • «погружение» в звуки, запахи, краски, образы природы;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 
    ситуации;
  • использование художественного слова;
  • коллекционирование;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • наблюдения;
  • опыты;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • трудовые поручения, действия;
  •  фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
  • эвристические беседы.

Формы реализации программы:

  • целевые экскурсии;
  • чтение научной, художественной литературы, просмотр видеороликов, фрагментов телепередач;
  • конкурсы и викторины;
  • сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
  • открытые мероприятия для родителей.

Способы поддержки детской инициативы в освоении программы:

  • Вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта проекта.
  • Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
  • Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
  • При необходимости помогать детям в решении проблем при организации исследования.
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.
  • Создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.
  • Спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.

         Ожидаемый  результат.

Применение проектно - исследовательской деятельности укрепляет познавательный мотив, учебную мотивацию детей. В ходе реализации проектного метода обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, применения новых знаний, закрепляет навык использования собственного опыта, совершенствует возможности решать не только учебные, но и воспитательные задачи. У детей развиваются недостающие навыки и умения, творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя им становиться успешнее.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, объединяя педагогов,  детей и  родителей.          

Внедрение  программы по организации проектной деятельности в образовательный процесс  дошкольной образовательной организации будет способствовать:

расширению  знания детей об окружающем мире,  

развитию  у  детей способности экспериментировать, синтезировать полученные знания, формированию творческих способностей и коммуникативных навыков,

формированию умения  детей  планировать и решать  поставленные  проблемы,

приобретению   навыка  публичного изложения своих мыслей,

развитию критического и творческого мышления у детей,

оцениванию  результативности предпринятых действий,

формированию  навыков исследовательской деятельности,

развитию познавательной активности, самостоятельности.

Использование технологии проектной деятельности  способствует   формированию субъектной позиции у ребёнка, раскрытию его индивидуальности, реализации интересов и потребностей, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Так же реализация рабочей программы способствует повышению  профессиональной компетентности  педагога, активному взаимодействию со всеми специалистами учреждения, родителей воспитанников и организации социума,  что положительно сказывается на качестве образовательного процесса.

Использование рабочей программы  «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста» приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность,  социальная и творческая активность дошкольников перейдут на качественно новый уровень.

Выводы по результатам проведенной работы

Целенаправленную работу по развитию познавательной активности воспитанников начали после получения результатов диагностики уровня познавательной активности, проведенной в сентябре 2018 года, которые оказались ниже , чем обычно.

Для исследования использовалась методика «Древо желаний»  В.С.Юркевич.

Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич

Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.

Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.

Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Из 16 обследованных воспитанников высокий уровень познавательной активности показали 0 детей, 12 (50%) –средний уровень и 12(50%) – низкий. Для успешного обучения в школе необходимо постоянное развитие познавательного активности. Это сохранит у детей устойчивый интерес к учению, удовольствие, радость и успех. Встает вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?»

Использование программы «Проектная деятельность в образовательном процессе дошкольников» приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность, социальная и творческая активность дошкольников перейдут на качественно новый уровень

Главное ее предназначение: развивать способность находить решение проблемы. Здесь нет готовых ответов, их необходимо находить самостоятельно, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применят полученные знания на практике, предлагать свой взгляд на проблему. Это приводит к повышению познавательной активности

Примерная тематика детских проектов в разных возрастных группах детского сада

Младший дошкольный возраст

Во второй младшей группе особенно важно поддержать (а в некоторых случаях заложить) в ребёнке такие качества, как любознательность, интерес к исследованию. Окружающий мир постепенно открывается малышу через предметы, которые для него имеют субъективное значение, т. е. привлекают его внимание, эмоционально окрашены. Ведущий вид деятельности: предметная и предметно – манипулятивная. Поэтому для воспитанника 3–4 лет задачи познавательного развития будут следующими:

  • создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребёнка;
  • поощрять у детей любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении;
  • развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами;
  • учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;
  • развивать осознание времени и пространства, цвета и формы предметов через сенсорное и зрительное взаимодействие с ними;
  • развивать умение воспринимать звучание родной речи, музыкальных инструментов, звуки природы;
  • формировать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира.

3 – 4  года

Месяц

Тематика краткосрочных и мини-проектов

с детьми четвертого года жизни (совместно с родителями)

Формы и виды

детско - родительской деятельности

Предполагаемый результат

Сентябрь-октябрь

«Осень золотая, мы тебя встречаем!»

- Для детей:

Беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, экскурсии, рисование, лепка.

- Для родителей:

Советы по формированию экологического воспитания детей, изготовление поделок из природного материала.

Выставка детских работ, выставка поделок «Осенний букет», создана папка – передвижка «Золотая Осень», дидактические игры «Осенние листочки», фотовыставка «Нескучная Осень!»

Ноябрь

(2 недели)

«В гостях у сказки»

Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, художественное творчество, развивать речь детей, посредством инсценирования сказок.

Вовлекать родителей в образовательный процесс по развитию речевой активности детей. Изготовление настольного и пальчикового театра.

Дети проявляют интерес  к сказкам, знают героев сказок, пытаются им подражать.

Родители активно участвуют в постановке сказки «Репка».

РППС пополнена дидактическим материалом и различными видами театра по сказкам: пальчиковый, настольный, изготовленные родителями.

Ноябрь

(2 недели)

«Мамочка любимая моя» (ко дню Матери)

Чтение стихотворений о маме, слушание песен о маме, рассматривание иллюстраций  и фотографий о маме. Беседы, разучивание пальчиковых игр, дидактические игры, создание подарков для мамы.

У детей появляется интерес к празднику, желание сделать для своей мамочки приятный подарок, обогатится словарный запас, укрепится чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к маме.

Повысить интерес родителей к жизни детей в ДОУ.

Декабрь

«В ожидании новогоднего чуда»

Беседа «Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год», подбор и просмотр мультфильмов новогодних, разучивание песен и стихов к новогоднему утреннику, экспериментирование «Новогодние сосульки», нетрадиционная техника рисования, лепка, исследовательская деятельность.

Изготовление родителями поделок и плакатов на тему «Сбережем елочку – красавицу леса!»

Для детей: развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; расширение знаний об истории возникновения Новогоднего праздника, новогодних открыток, новогодней елочки; самореализация, создание праздничного настроения.

Для родителей: вовлечение родителей в образовательный процесс, сплочение с детьми через совместную деятельность.

Январь

(2 недели)

«Птицы зимой»

Беседы, рассматривание иллюстраций, целевые прогулки, наблюдение за птицами во время прогулки, подбор подвижных, дидактических и пальчиковых игр, подбор дидактического материала и наглядных пособий.

Дети научатся различать птиц по внешнему виду, заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, вызвать желание помогать птицам в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой); совместная деятельность будет способствовать укреплению детско- родительских отношений.

Продукты проекта: поделки, аппликации, рисунки, выставка кормушек для птиц и развешивание их на территории детского сада.

Январь

(1 неделя)

«Книжкина неделя»

Для детей: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, оформление фотоальбомов.

Для родителей:
Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, игровая деятельность.

Повышение интереса детей к художественной литературе;

- возрождение домашнего чтения;

- повышение культуры речи педагогов, родителей и детей

После завершения проекта педагоги смогут:

• повысить свое педагогическое мастерство, самообразование;

• обогатить развивающую среду дидактическими играми, наглядными пособиями по теме;

• расширить круг взаимодействия с родителями;

• испытать педагогическую радость от интересной, увлекательной совместной деятельности.

После завершения проекта дети смогут:

• понимать важность книги в жизни человека;

• бережно относиться к книге – источнику знаний;

• получить положительно эмоциональный отклик от общения с книгой.

После завершения проекта родители смогут:

• стать активными и заинтересованными участниками педагогического процесса.

Февраль (4 недели)

«Моя семья»

Чтение рассказов, стихотворений, беседы, рассматривание семейных фотографий, изготовление подарков к 23 февраля и 8 марта, дидактические, сюжетно- ролевые и пальчиковые игры, музыкальное развлечение «Курочка и цыплят»

Предложить родителям оформить в группе стену из семейных фотографий, изготовление семейного герба, стенгазет Папам к 23 февраля и Мамам к 8 марта, папка-передвижка «Что такое Семья»

У детей: сформировано представление о семье, знание всех членов семьи.

Сформированы положительные взаимоотношения между детьми и родителями.

У родителей: развит творческий потенциал при совместной творческой  деятельности, проявлена заинтересованность родителей к проведению совместных творческих мероприятий с детьми и педагогами группы, повысилась педагогическая компетентность родителей.

У педагогов: подобран наглядный и информационный материал, информированность в разных вопросах воспитания детей.

Март  (2-3 недели)

«Если хочешь быть здоров!»

Тематические беседы: «Айболит в гостях у детей», "Витамины я люблю - быть здоровым я хочу!»,  «Будешь крепким, будешь сильным», «Детям о чистоте и здоровье», «Дружим с водой», «Чтобы зубы были здоровыми», «Полезная и вредная пища», Чтение сказок, стихотворений о здоровье, витаминах, Сюжетно-ролевые игры, рассматривание картин: виды спорта, дидактические игры, Художественно-творческие занятия.

Работа с родителями: папка- передвижка «Чистим зубы детской пастой, жизнь твоя будет прекрасной!», консультации «Здоровые зубы – залог здоровья»

Формирование представления о полезной и вредной пищи: об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных ля здоровья человека.

Формирование представления о том, что утренняя  зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы.

Март - май

«Весна пришла!»

Беседы о приметах весны, наблюдения, экспериментирование (ветер, вода), художественно-творческая деятельность, игровая деятельность, чтение художественной литературы, составление рекомендаций, консультаций и памяток для родителей, творческие задания для родителей: выставка рисунков, создание книги «Весенние сказки»

Знания о весне, как о времени года, развитие познавательного интереса к изучению природы, развитие интереса и желания к экспериментальной деятельности, развитие связной речи, обогащение словаря, воспитание бережного отношения к природе.

Подобран наглядный и информационный материал, созданы картотеки пальчиковых, дидактических игр.

Июнь  

(4 недели)

«Насекомые»

Беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдение, чтение художественной литературы, нетрадиционная техника рисования.

Предложить родителям провести с ребенком экскурсию в парк, чтобы понаблюдать за насекомыми, посмотреть мультфильмы.

Пополнили словарный запас детей; познакомились с художественными произведениями по теме;  на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию;  дети стали различать и уверенно называть насекомых, их  особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы;

Родители приняли активное и заинтересованное участие  в совместной деятельности с детьми  по развитию у них  знаний  о насекомых; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.

Июль - август

«Радуга лета»

Беседы, наблюдения, игры дидактические, сюжетно – ролевые, пальчиковые, подвижные, просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, презентаций.

Чтение художественной литературы, оформление выставки, рассматривание иллюстраций.

Предложить родителям подготовить к выставке  творческие работы совместно с детьми «Мое любимое лето»

Созданы условия для укрепления здоровья детей, картотеки подвижных, дидактических игр.

Сформировано доброжелательное отношение к окружающему миру.

Родители вовлечены в образовательный процесс.

Средний дошкольный возраст

В возрасте 4 – 5 лет приоритетная сфера деятельности – познание окружающего мира. 

 Поэтому для воспитанника 4 – 5 лет задачи познавательного развития будут следующими:

  • Развивать познавательные процессы (произвольное слуховое и зрительное внимание, образное и пространственное мышление, творческое воображение). 
  • Развивать способность обследовать объект наблюдения. 
  • Развивать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль. 
  • Мотивировать детей экспериментировать с цветом, воздухом, водой, песком и т.д.. 
  • Формировать представления о материалах, из которых сделаны предметы. 
  • Развивать способность самостоятельного открытия свойств природных объектов. 
  • Развивать способность к наблюдению за растениями, животными. 
  • Помогать детям устанавливать элементарные причинно-следственные связи. 
  • Побуждать детей формировать и выражать собственные выводы по результатам опытнической деятельности, не навязывая им мнения взрослых. 
  • Поддерживать инициативу, самостоятельность при проведении опытно – экспериментальной деятельности. 

4 – 5 лет 

Месяц

Примерная тематика проектов

Формы и виды детской деятельности

Предполагаемый результат

Сентябрь

«Осень» 

Рассматривание иллюстраций, картинок по теме. Чтение художественной литературы. Наблюдения за сезонными изменениями. Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнение овощей, фруктов, листьев. Разучивание стихов, песен, танцев. Беседы «Люблю я осень золотую». НОД по изо, аппликации, лепке по теме. Дид. игры «Что где растет», «Найди такой же лист», «Вершки и корешки». Развлечение «Калиновый чай для Мишутки». Оформление группы

Знают и называют признаки осени. Владеют общими понятиями: фрукты, овощи, перелетные птицы. Составляют описательный рассказ об овощах и фруктах с помощью взрослого. 

Октябрь

«День рождения книги» 

Экскурсия в библиотеку. НОД по ИЗО «Знакомство с творчеством художников иллюстраторов». НОД по ИЗО «Рисование по потешке «Кисонька-мурысенька». НОД по развитию речи «Сочини сказку». Развиваюшая игра «Сказка за сказкой». Литературная викторина «В гости к сказке». Создание книги сказок совместно с родителями. НОД по рисованию «Нарисуй свою сказку» 

 Отличают книгу от других изданий. Называют структуру книги. Знают отличие свойств бумаги от других материалов. Называют и различают профессии людей: писателей и художников – иллюстраторов. Узнают иллюстрации Ю. Васнецова и А. Лебедева. Проявляют эмоциональную заинтересованность. Составляют текст, рисуют к нему картинки. 

Ноябрь

«Игры с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера» 

Игры «В стране блоков и палочек», «Посудная лавка», выкладывание из палочек изображений предметов, «Найди своё место». Пополнение предметно – развивающей среды. Конструирование из блоков. Познавательная деятельность: НОД с использованием блоков и палочек. 

 Побудить детей чаще играть с новыми пособиями. Выявить умения создавать сооружения по образцу и схеме. Заинтересовать родителей темой, познакомить со структурой логических блоков, оформить фотовыставку «Наши игры»

Декабрь

 «Моё село» 

 

 

Экскурсия по селу. Рассматривание фото, иллюстраций, картинок. Чтение художественной литературы. Беседы «С чего начинается Родина», «Достопримечательности нашего села», «Лучше нет родного края». Игровая деятельность:  с/р игра «Семья», дид. игра «Найди отличия». Продуктивная деятельность: НОД по ИЗО «Наше село», аппликация «Дома на нашей улице»

 Обогащение знаний детей о родном селе, его достопримечательностях, воспитание уважения к жителям села. Выставка детских работ «С чего начинается  Родина»

Макет «Дома нашего села»

Январь

«Домашние животные»

Чтение и рассматривание  художественной   литературы, энциклопедий.

Поиск информации в интернете и литературе.

Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.

Инсценировки сказок, этюдов.

Пополнение  предметно - развивающей среды группы.

Беседы.

Наблюдения.

Творческая деятельность.

Подвижные игры: «Лохматый пёс»,

«Кот и мыши», «Козёл и ребята», «Весёлые козлята»

Для детей: формирование и расширение знаний о домашних животных и их значении в жизни человека.

Для родителей: активизация партнерских отношений с ДОУ, значимость данной темы для развития и формирования у детей гуманного отношения к животным.

Оформление выставки детских работ в технике оригами «Мой домашний любимец» Совместное изготовление с родителями брошюр, книжек « Что мы знаем о домашних животных?»

Папка – передвижка «Дети и домашние животные. Вред или польза?»

Февраль

«Широкая масленица»

Беседы о празднике, о его праздновании на Руси. Чтение и заучивание закличек, поговорок, стишков. Разучивание хороводных  и подвижных игр. Рисование по теме «Масленица пришла», лепка по теме «Масленица - блиноедка»

Обогащение личного опыта детей через приобщение к русским народным традициям. Оформление родительского уголка. Папка – передвижка «Праздник Масленица». Оформление «блинного уголка» семейными рецептами блинов

Февраль

«День защитника Отечества»

Познавательная деятельность:

Чтение художественной литературы, обсуждение серии рассказов о защитниках Отечества.

Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, о защитниках Отечества.

Беседы: « О празднике – День Защитника Отечества», «О военной технике».

Загадывание загадок о военных и военной технике.

Образовательные ситуации, включающие общение и игры: «Мы будущие солдаты»

«что было бы…»

Игровая деятельность.

игры военной тематики, игры – драматизации, игры – соревнования. «Быстрые, ловкие, смелые», «Полоса препятствий», «Перетягивание каната», «Ловкий маневр пилота».

Музыкальная деятельность:

- Слушание музыкальных произведений: различные марши, песни.

- Развлечения «День Защитника Отечества».

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование по теме.

Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением представителей разных военных профессий и различной военной техники.

Конструирование из бумаги самолетов.

Формирование чувства патриотизма к защитникам Отечества,

Стремление установить связи и зависимости в социальном мире,  стремление к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми.

Воспитание уважения к людям военных профессий.

Выставка детских работ (рисование, аппликация, лепка).

Выпуск плаката с фотографиями пап «Мой папа – защитник Отечества».

Март

«Огород на окне»

Беседы, наблюдения, игры (дидактические, сюжетно – ролевые, пальчиковые, подвижные), просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, презентаций.

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Участие в практической, экспериментальной деятельности, оформление мини огорода.

Для детей: сформированы представления о растениях, сформированы первоначальные навыки экологически грамотного отношения к растительному миру, ответственное отношение к окружающей среде. Развит познавательный интерес к окружающей природе. Развиты коммуникативные навыки, навыки взаимодействия и сотрудничества.

Для родителей: повышение уровня экологического сознания, активизация участия в жизни ДОУ

Апрель

«Удивительный космос»

Утренняя зарядка «Космическая зарядка»

Артикуляционная гимнастика: упражнение «Заведи мотор у ракеты»

рассматривание карты звездного неба, глобуса – макета Земли, иллюстраций с космонавтами, космическими кораблями, космической станцией; фото из космоса.

Дидактическая игра: Танграм «Ракета»

Сюжетно-ролевая игра: «Космическое путешествие»

памятка для родителей,

информационный стенд для родителей «Загадочный мир космоса», «Наши земляки космонавты»;

макет «Парад планет», «Солнечная система»

Май

 «Насекомые»

 

 

 

 

 

 

Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций, картинок. Просмотр мультфильмов «Пчелка Майя», «Муха- цокотуха». Разучивание стихов о насекомых «Божья коровка», «Песенка жука». Дидакт. игры, подвижные, театрализованные. НОД по ИЗО «Божья коровка», «Бабочки». Опытно – экспериментальная  деятельность: «Муравьи-труженики», «Найди насекомое».

Дети знают и называют насекомых, имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения. Владеют обобщающим словом. Составляют описательный рассказ о насекомых. Выставка рисунков. Оформление книги совместно с родителями «Чудо на ладони»

Июнь

«Сказочный летний день»

Беседы, наблюдения, заучивание стихотворений, составление сказок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, опытно – экспериментальная деятельность («Дуем, дуем, надуваем», «Когда вода теплее?»), игровая деятельность (подвижные игры, игры – драматизации, речевые)

Привитие детям экологической культуры, приобретение новых знаний об окружающем мире, развитие речи детей. Оформление сборника детских и родительских сказок «Летний день»

Старший дошкольный возраст

6 – 7 (8) лет Приоритетная сфера инициативы – научение. 

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы: 

  • Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта. 
  • Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности. 
  • Создавать ситуации позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников. 
  • Обращаться к детям с просьбой, показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого. 
  • Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами. 
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей. 
  • При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры. 
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения. 
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности по интересам. 

6 – 7 (8) лет 

Месяц

Тематика проектов

Формы и виды детско-родительской деятельности

Предполагаемый результат

Сентябрь

Будущий первоклассник:

1.Что такое школа? И кто такой школьник?

2. Скоро в школу

3. Дорога в школу.

4.Школьные правила

1.Просмотр м/ф «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу».

2.Рассматривание картин о школьной жизни.

3.Информирование родителей о подготовке к школьной жизни.

4.Рисование на тему «Моя школа»

5. Экскурсия по школе

1.Сформирована «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы

2. Выставка рисунков «Я - школьник»

Октябрь - ноябрь

Какого цвета осень?

1. Наблюдения на прогулках, целевые прогулки и экскурсии;

2. Рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;

3. Создание и просмотр презентаций;

4. Чтение художественной литературы о природе, о временах года;

5. Утренние беседы;

6. Выставки творческих работ (индивидуальных, коллективных и выполненных совместно с родителями)

1.Выставка продуктов детской деятельности (рисунки, аппликации, лепка).

2.Оформление групповой комнаты «Веселые зонтики осени».

Выставка подделок «Осенняя мастерская» (совместно с родителями)

4. Праздник «Веселые зонтики осени»

5. Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах; пополнится словарный запас

Декабрь

1.У профессора «Лейлейкина»:

- Опыты и эксперименты с водой

2. Новый год у ворот

1. - наблюдения, экскурсии;

- экологические поисковые занятия;

- рассказывание экологических сказок, загадывание загадок, разучивание стихов;

- продуктивная художественная деятельность;

- создание мини – лаборатории, проведение опытов

2. - разучивание стихотворений

- подготовка к выставке новогоднего оформления помещений детского сада, изготовление украшений при помощи разных техник.

1. - сформированы познавательные мотивации;

- первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

- развитие инициативы, самостоятельности, творчества

- Лэпбук «Опыты и эксперименты с водой»

2. - оформление групповой комнаты

-выставка «Елочка – красавица» (совместно с родителями)

-праздник «Новый год»

- роспись имбирных пряников для украшения елочки

Январь

1.Рождественское чудо

2.Неделя искусства и фольклора «Мастера»

1.«Волшебные сказки Рождества» Отбор фрагментов из сказок и живописных произведений для обыгрывания.

2. - знакомство детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.

- рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, фотографий.

1.Выставка  поделок и рисунков «Рождественское чудо».

2. сформированы знания детей о культуре, искусстве и традициях русского народа.

- выставка детского творчества «Изделия декоративно-прикладного искусства»

Февраль

1.Тайны воздуха: опыты и эксперименты с воздухом»

1.- рассматривание книг, иллюстраций, энциклопедий;

- создание мини – лаборатории

- проведение опытов

- продуктивная художественная деятельность

- научатся видеть проблему в ходе экспериментальной деятельности, строить гипотезы, делать обобщения;

- Овладеют способами обнаружения воздуха посредствам опытно - экспериментальной деятельности;

 - расширятся представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

- выставка рисунков «Источники загрязнения воздуха и меры устранения»(совместно с родителями)

2. Защитники отечества «Российская армия»

- рассматривание эмблем разных родов войск – что рассказывают образы эмблем о воинах, их деятельности и качествах.

- оформление коллекции атрибутов Российской Армии

-разучивание стихотворений посвященных дню защитника отечества

- беседа с военнослужащим

-чтение художественной литературы

- воспитать уважительное отношение к защитникам Отечества

- возникновение желания в будущем стать защитником Отечества.

- спортивное развлечение «День защитника отечества»

Март

8 марта «Мамочка, любимая - мамочка, моя»

- беседа с детьми о весне и весенних праздниках, «История возникновения праздника 8 Марта», «О чем мечтают наши мамы», «Женские профессии», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

- рассматривание картинок и фотографий с изображением разных видов женских профессий.

- сюжетно-ролевые игры;

- разучивание стихотворений;

- художественно-продуктивная деятельность

- воспитание бережного отношения к самым близким людям, формировать потребности радовать их добрыми делами.

- изготовление подарков для мамы;

- праздник «8 марта».

Март-май

Выращиваем рассаду цветов и овощей.

«Садоводы»

-беседы: Какие цветы ты знаешь? Какие овощи ты знаешь?

- рассматривание иллюстраций выращивания цветов и овощей.

- художественная деятельность

- опыт: «Солнце и растения».

-посев семян помидоров, петуньи, львиного зева на рассаду

- наблюдение за прорастанием семян, уход

-высаживание рассады помидоров и цветов в грунт на грядку и в цветник

- расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями

- выставка рисунков «Любимые цветы», «Наши помидоры растут»

- буклет «Как мы выращивали рассаду помидоров и цветов

Апрель

1.Юмор в нашей жизни

«Веселые истории вокруг нас» 

- чтение художественной литературы

- рассматривание юмористических иллюстраций, фотографий

- акции «Подари улыбку».

- развитие интереса к литературным и изобразительным юмористическим произведениям.

- детская театрализация «Ожившие сюжеты» (разыгрывание картин, иллюстраций детских книг»).

2. Космос и мы

- беседы: «Что такое космос», «Голубая планета - Земля», «Луна - спутник Земли», «Семья планет»,  «Солнце - источник жизни на Земле».

- рассматривание иллюстраций, фотографий;

- чтение художественной литературы;

- подвижные игры;

- художественно-продуктивная деятельность: коллективная аппликация «Космическое путешествие», лепка «Покорители космоса - наши космонавты»

- повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Космос»

- мини-музей «Космос» (совместная работа детей с родителями)

Май

День Победы

Экскурсия к мемориалу "Памятник вечной славы".

Акция «Бессмертный полк».

- беседы: "Почему война называется Великой Отечественной? ", "Дети войны", «История георгиевской ленточки», "Великая Победа", "Мы не забудем", " Защитники родного края", «Символы Победы - ордена, медали и знамена»;

- чтение стихотворений: "День Победы" Т. Белозеров, "Что за праздник Н. Иванова, "Дедушкины друзья" А. Шамарин;

- чтение художественной литературы:

- рассматривание альбомов "Герои Великой Отечественной войны д. Захарвань;

- подвижные игры: "Разведчики", " Переправа", " Снайпер", конкурсы на быстроту, меткость;

- сюжетно - ролевая игра «Радисты», «Пограничник».

- проявление детьми познавательной активности в беседах, знакомстве с художественной литературой рассказах родителей, ветеранов, в рассматривании наглядного материала;

- активное участие ребят в совместных работах, играх;

- проявление творческого интереса;

- почтительное отношение к героям войны.

Выставка детских работ -Открытка " 9 Мая"

-праздник, посвященного Дню Победы;

Июнь

До свиданья детский сад. Здравствуй школа!

- познавательное развитие: экскурсия по детскому саду, просмотр видеофильмов утренников, разных лет.

- рассматривание фотографий детей в деятельности.

- беседа – путешествие «Был я маленький, стал большой».

- ознакомление с художественной литературой.  Э. Мошковская «Мы играем в школу», В. Воронкова «Подружки», В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи», «Собирание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа аккуратность», «Жадность».

- коммуникация: ООД «Лучший друг», «Мой первый день в детском саду». Беседа «Кем я хочу стать».

- художественное творчество. Рисование «Что я подарю детскому саду», «Мой лучший друг», «Мы на прогулке». Аппликация «Пригласительная открытка». Ручной труд «Цветы для сотрудников детского сада».

Продуктивная деятельность: стенгазета «Каким я пришел в детский сад»,  рисунки.

- Игровая деятельность. Дидактические игры: «Узнай по фотографии», «Один, два, три – знакомого найди».  Сюжетно – ролевые игры: «Детский сад», «Школа». Творческие игры: «Концерт для малышей», «Журналист».

- Музыкальное творчество. Песни, стихи про детский сад. Танцы, прощальный вальс.

- создание атмосферы радости, формирование положительного состояния всех участников образовательного процесса.

-создание психологической мотивации готовности детей к школе.

- развитие способностей детей в различных видах художественно - эстетической деятельности.

- выпускной бал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОСУГИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В последние годы заметно увеличилось количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, некачественне питание, низкий уровень двигательной активности, а также занятость родителей, - все это вл...

Публикация в научно-методическом сборнике "Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста" 2016г.

Научно-методический  сборник  №4/2016 "Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста"WWW .TFD.UCOZ.CO...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОТРЕНИНГА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВОВ ГТО В ДО

В статье говорится  о  важности нахождения  таких методов и приемов обучения воспитанников, которые бы способствовали развитию двигательных навыков с задействованием  всех сенсорны...

Мастер-класс с воспитателями: «Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Мастер-класс с воспитателями:«Спортивные подвижные игрыкак средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста» Притча:Давным-давно, на горе Олимп жили–были бо...

Игра как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста при обучении плаванию

Для обеспечения нормального физического развития ребенка необходима двигательная активность с первых дней его жизни. Специфика детского возраста создает неограниченные условия для закладки возможно бо...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...