Консультация для педагогов"Роль устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников"
презентация по развитию речи

Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.

 

 Устное народное творчество. является одним из действенных средств воспитания и полноценного развития РЕБЕНКА.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа,

 

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

С их помощью  развивается  фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной  речи.

Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей.

Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в дошкольном  возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя малые фольклорные формы.

Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Если малые фольклорные формы отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа, они доступны в понимании детям.

 

При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы:

- Доступность содержания детям младшего дошкольного возраста.

- Познавательная и нравственная значимость.

- Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

Знакомство малышей с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок, загадок. В начале, при ознакомлении с потешками, сказками, прибаутками  можно использовать наглядность (показывая движения по тексту, использовать игрушки, применять пальчиковый театр, настольный и др.)

Работу с потешками  в основном  можно проводить в режимные моменты.

Во время умывания, причесывания знакомила их с такими песенками«Водичка-водичка…», «Знаем, знаем да-да-да! Где тут прячется вода! Выходи водица- мы пришли умыться! Лейся на ладошку по-нем-нож-ку.

Во время игры с куклами, девочки пели им колыбельные, с любовью качая своих «дочек»

Некоторые занятия можно провести в форме инсценировок. в процессе ознакомления детей потешками, пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

Знакомя со сказками, учим малышей говорить, как колобок, лисичка, заяц, медведь, курочка, ежик, лягушка, мышка и т. д., в зависимости от того, о ком идет речь в этой сказке. Дети должны видеть лицо, мимику, эмоции. Это помогает понять содержание сказки, отношение к персонажам

 

Елизавета Ивановна  Тихеева. предлагает  учить детей отгадывать загадки через наглядность: на стол выставляла несколько игрушек, для каждой игрушки подобрать  загадку:

Дети быстро отгадывали, так как загадываемое  находится перед его глазами.

В течении года повторно читаю знакомые потешки, стихи, сказки, для того чтобы лучше усвоились и запомнились.

Таким образом, произведения народного фольклора бесценны.

 

Устное народное творчество – это эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста. Фольклорные произведения вызывают живой интерес и привлекают внимание детей своей краткой формой, яркими поэтическими образами и художественными средствами, вызывают у детей положительные эмоции. Все это вместе повышает эффективность работы по речевому развитию детей, делает речь детей более правильной, выразительной, яркой, мелодичной.

Использование русского фольклора в работе с детьми раннего возраста, это первая, маленькая ступень, ведущая к большому патриотическому чувству - любови к Родине.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №13 «СКАЗКА» Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель Сорока И.С. г. о. Лобня 2020г.

Слайд 2

Великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа . Литература должна вводить ребенка: в мир народной мысли народного чувства народной жизни в область народного духа Такой литературой, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.

Слайд 3

Устное народное творчество – это действенное средство воспитания и полноценного развития РЕБЕНКА. Возможность использования в работе обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются: загадки, заклички , потешки , прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные .

Слайд 4

С их помощью развивается Ф онематический слух Грамматический строй речи Звуковая культура речи Обогащается словарь

Слайд 5

При отборе фольклорных произведений на следующие принципы : Доступность содержания Познавательная и нравственная значимость Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

Слайд 6

Знакомство малышей с народным творчеством начинается с потешек , колыбельных песенок, сказок, загадок. Этот речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности, в режимных моментах. В начале, при ознакомлении с потешками , сказками, прибаутками можно использовать наглядность (показывая движения по тексту, использовать игрушки, применять пальчиковый театр, настольный и др.) Знакомство с потешками можно провести в форме инсценировок . В процессе ознакомления детей с потешками , с пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

Слайд 7

Знакомя со сказками, учим малышей говорить, как колобок, лисичка, заяц, медведь, курочка, ежик, лягушка, мышка и т. д., в зависимости от того, о ком идет речь в этой сказке. Дети должны видеть лицо, мимику, эмоции. Это помогает понять содержание сказки, отношение к персонажам. Е. И. Тихеева предлагает учить детей отгадывать загадки через наглядность: на стол выставляла несколько игрушек, для каждой игрушки подбирается загадка Дети быстро отгадывают, так как загадываемое находится перед его глазами.

Слайд 8

В течении года повторно читаю знакомые потешки , стихи, сказки, для того чтобы лучше усвоились и запомнились. Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Устное народное творчество – это эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста. Фольклорные произведения вызывают -живой интерес и -привлекают внимание детей своей краткой формой, -поэтическими образами и художественными средствами, вызывают у детей положительные эмоции.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"

Речь - чудесный дар природы  -не дается человеку от рождения. Должнопройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложитьнемало усилий, чтобы речь ребенка развивалась...

Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения!...

Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

В консультации рассказывается о  значимой роли  народного фольклора в развитии речи детей. Детский фольклор стимулирует творческие проявления детей, будит фантазию. Используя детский фолькло...

Консультация для педагогов "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

   Раннее детство – начало жизни и этот период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. Мы должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду,...

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

в консультации рассказывается о значимой роли фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

laquo;Роль устного народного творчества в развитии речи детей     младшего дошкольного возраста»....