конспект интегрированного занятия "Стоит в поле теремок"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Прайс Елена Анатольевна

Целью данного занятия является развитие связной речи у детей второй младшей группы  в комплексном сочетании активизации познавательного интереса к продуктивной деятельности через нетрадиционные методы рисования и конструирования. 

Занятие спланировано на основе модульного принципа с использованием  нетрадиционной технологии – мнемотехники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

Пояснительная записка

к интегрированному   занятию

« Стоит в поле теремок»

Целью данного занятия является развитие связной речи у детей второй младшей группы  в комплексном сочетании активизации познавательного интереса к продуктивной деятельности через нетрадиционные методы рисования и конструирования.  

Занятие спланировано на основе модульного принципа с использованием  нетрадиционной технологии – мнемотехники.

Первый этап  занятия – вводный, главной задачей которого является создание условия для появления у детей мотивации к активному участию их на занятии. Таким приемом послужило голосовая и эмоциональная модуляция сообщения детям о том, что таблица, с помощью которой дети рассказывают сказку, рассыпалась. Дети с готовностью откликнулись на просьбу помочь её собрать  (ранее дети уже были знакомы с подобными таблицами, сначала учебного года велась работа по обучению детей «чтению» графической аналогии).

На основном этапе занятия использовались игровые технологии, которые выполняли развивающую и коммуникативную функции. Вопросы такого типа как «почему называли мышку «поскребушкой», зайчика «побегайчиком» и т.д., как называют маленького «лягушонка» способствовали обогащению словаря, формированию грамматической структуры речи детей. В процессе работы над устойчивыми речевыми оборотами, дети получали представление о характере, особенностях того или иного персонажа. Кроме того, наличие наглядно представленной ситуации, являлось основой содержания высказываний детей.

Чтобы избежать утомления и перенапряжения детей проводилась постоянная смена видов деятельности: каждый герой сказки «приносил» с собой то или иное задание: развитие мелкой моторики при раскрашивании силуэта мышки, закрепление знаний геометрических фигур при составлении лисички, наглядное изображение головастиков при выполнении задания на развитие зрительного внимания. Прием с использованием аудиозаписи голосов животных применен с целью развития слухового внимания детей.

Когда все задания были выполнены, мнемотаблица оказалась полностью восстановлена. Поскольку дети сами собрали её, вспомнив всех героев, рассказывание сказки было активным и подробным.

Далее детям предстоял довольно сложный для этого возраста момент. Нужно было вспомнить, на какую сказку похожа сказка «Теремок» и сравнить эти две сказки.  В качестве наглядной помощи были даны мнемотаблицы сказок.

Таким образом, дети назвали не только сходство и различие, но и закрепили знание содержания этих двух сказок, со всеми речевыми оборотами, которые часто употребляются в русском народном фольклоре.  

В заключение второго этапа занятия был применен метод сопереживания: Мишка расстроился, что испортил теремок, дети утешают его подарком.  Использование нетрадиционной техники рисования (рисование поролоновыми губками) – радостный и интересный процесс для детей: «Угостим медведя ягодами», но при этом надо выполнить работу правильно: девочки выбирают маленькие печати, а мальчики большие (заботясь о девочках, мальчики уступают им «ягодки» полегче).

Третий и заключительный этап – итог занятия. Дети делились своими впечатлениями.

Положительным результатом данного занятия можно считать то, что в дальнейшем дети в игре, в свободной речи употребляли речевые обороты, о которых говорилось в сказках, называя любимые игрушки «зайками – побегайками»,  «мышками – нарушками», но самое интересное, что запомнился «Медведь - тяпыш – ляпыш – всех задавишь»!

Интегрированное   занятие

« Стоит в поле теремок»

во II младшей группе

Цель:  активизация познавательного интереса и связной речи детей.

Задачи:

  1. Обучать детей рассказыванию с опорой на наглядность.
  2. Формировать представления детей о характерных особенностях диких животных.
  3. На основе мнемотаблиц способствовать развитию зрительной, слуховой памяти, внимания, мышления.
  4. Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой.

5.  Воспитывать любовь к животным.

     Материал для занятия:

  • мнемотаблицы;
  • карточки с силуэтом мышки на каждого ребенка;
  • набор геометрических фигур;
  • аудиозапись с голосами животных;
  • лист с нарисованной корзиной, «ягоды»- штампы на каждого ребенка.

Ход занятия:

  1. Вводный этап

Звучит русская народная мелодия.

Педагог читает:

                  «Стоит в поле теремок, теремок.

                    Он не низок не высок, не высок…»

     - Дети, вам знакома сказка?             (русская народная сказка «Теремок»)

-   Я хочу предложить вам рассказать  вам сказку по таблице.

 Показывает таблицу, но она пустая.

-   Таблица пропала. Помогите её восстановить.

 Отдельно вразброс выставляются карточки для составления таблицы.

  1. Основной этап

     1. -  С чего начинается сказка?

 Дети выбирают соответствующие карточки «Стоит в поле теремок…»

     2. -   Из каких фигур составлена схема? Покажите  (квадрат и треугольник)

     3. -  Кто первым  прибежал к теремку?  (мышка-поскребушка)

         -  Почему мышку назвали «поскребушкой»? (мышка скребет лапками)

                       Задание на развитие мелкой моторики:

- Мышка–поскребушка  принесла с собой такое задание: нужно закрасить мышку, не выходя за контур.

 Каждому ребенку предлагается карточка с силуэтом мышки, дети выбирают карандаш нужного цвета и закрашивают.

- Саша, какого цвета ты выбрал карандаш? Почему? 

    4.  - Кто вторым прибежал к теремку?  (лягушка-квакушка)

         - Почему  так назвали лягушку?       (лягушка квакает) 

         - Покажите, как квакает лягушка     (дети подражают кваканью лягушки)

Словарь:

         - Как назывался лягушонок, когда был совсем маленький? (головастик)

                    Задание на развитие зрительного внимания: 

предлагается картинка, на которой изображены  головастики, плывущие в одну сторону, кроме одного.

         - Задание: какой головастик самый непослушный? Почему?

                                                                               (Все плывут направо, а он налево)

  1. -  Кто прибежал к теремку третьим?   (зайчик – побегайчик)

          -  Почему так назвали зайчика?    (он много бегает)

          -  Давайте про зайчика расскажем и покажем гимнастику для пальчиков:

                    Пальчиковая гимнастика « Зайчишка»

                              Вот маленький зайчишка,

                              Он шевелит ушами.      (присели на корточки)

                              Под ёлочкой сидит,

                              От страха весь дрожит.  (дети имитируют страх)

                              А вдруг бежит лисичка  (изображают лисичку),

                              А вдруг крадется волк.   (изображают волка)

                              От страха наш зайчишка

                              Пустился наутёк.           (подпрыгивают на месте)

6.  - Кто прибежал к теремку следующим?  (лисичка-сестричка)

- Какие геометрические фигуры понадобились, чтобы составить лисичку?            

                                                                       (треугольники и овал)

- Сколько треугольников?    (дети считают)

                  Игра «Составь лисичку из фигур по образцу»

7.  - Вслед за лисичкой-сестричкой к теремку прибежал …

                                                                                     (волчок-серый бочок)

      -  Почему так назвали волка?   (у волка серые бока)

      - Почему такой знак выбрали для обозначения волка?

                                                                                      (у волка острые зубы).

                       Упражнение на развитие  слухового внимания:

  - Сейчас вы услышите голоса животных. Слушайте внимательно. Как только услышите голос волка, нужно хлопнуть в ладоши.

Предлагается аудиозапись с голосами животных: крик петуха, ржание лошади, лай собак, вой волка, мяуканье кошки, кваканье лягушки, жужжание пчёл.

   

  1. - Кто следующим прибежал к теремку?   (медведь)

- Как назвали медведя в сказке и почему?

                                                        (Медведь-тяпыш- ляпыш – всех задавишь)

- Что случилось, когда пришел медведь?

                                                           (теремок не выдержал и развалился)

- Выберете нужную карточку.

- Какими словами сказка заканчивается?

                                             («Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец»)

 

  1. - Ну, вот, таблица готова, можно и сказку рассказать.

                    Рассказывание   сказки по таблице.

     

10.    Сравнение двух сказок: «Теремка» и «Рукавички»             

-   На какую сказку похожа сказка «Теремок»?   (на сказку «Рукавичка»)

Выставляется таблица сказки «Рукавичка»

- Чем похожи сказки? Какие герои есть и в «Теремке» и в «Рукавичке»?

- Чем отличаются сказки?   (высказывания и рассуждения детей)

- Как в сказке «Рукавичка» называют медведя? (Медведюшко-батюшка)

  Почему?

11. – Как вы думаете, а мишка, когда сломал теремок, был рад этому?      

                                                                                       (варианты ответов)

-  Наверное, он расстроился! Давайте его утешим, подарим ему корзину ягод:

   мальчики будут «собирать» большие ягоды, а девочки – маленькие.

Предлагаются печати из поролона.

- Подумайте, какие печати вам для этого понадобятся.

                  Рисование поролоновыми печатями «ягод»

  1. Итог

     После того, как корзина «наполнится ягодами»:

- Скажите, какую сказку мы сегодня рассказывали?

- Что вам понравилось? А что не понравилось?

- Медведь очень рад вашему подарку! Молодцы!  

  Он предлагает поиграть в игру «У медведя во бору»

                              П/игра «У медведя во бору»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированное занятие « Стоит в поле теремок» во II младшей группе Прайс Елена Анатольевна воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида»

Слайд 2

Цель : активизация познавательного интереса и связной речи детей. Задачи : обучать детей рассказыванию с опорой на наглядность; Формировать представления детей о характерных особенностях диких животных; на основе мнемотаблиц способствовать развитию зрительной, слуховой памяти, внимания, мышления; помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой; воспитывать любовь к животным.

Слайд 3

Вводный этап: Дети выбирают соответствующие карточки «Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок…»

Слайд 4

Основной этап: Задание на развитие мелкой моторики «Закрась мышку»

Слайд 5

Основной этап: Задание на развитие зрительного внимания «Какой головастик непослушный?»

Слайд 6

Основной этап: Игра «Составь лисичку из фигур по образцу»

Слайд 7

Рассказывание сказки «Теремок» по таблице

Слайд 8

Основной этап: Сравнение двух сказок: «Теремка» и «Рукавички»

Слайд 9

Основной этап: Рисование поролоновыми печатями «Наполним корзину ягодами»

Слайд 10

Итог занятия: П/игра «У медведя во бору»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Стоит в поле теремок"

Конспект направлен на умение детей отвечать на вопросы воспитателя, связывать 2-3 фразы в игре-инсценировке, доканчивать предложение, строить повествование совместно с взрослым; Закрепление правильног...

Конспект НОД «Стоит в поле теремок»

               Конспект НОД «Стоит в поле теремок» Возрастная группа: Дети пятого года жизни.Основная образовательная область: ПознаниеИнт...

Конспект НОД "Стоит в поле теремок"

Познавательное развитие длетей младшего дошкольного возраста...

Конспект НОД «Стоит в поле теремок»

Цель: вызвать у детей интерес к аппликации, желание позаботиться о зверушках....