Чтение рассказа "Я спас Деда Мороза"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шумилова Татьяна Викторовна

Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

 

Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка.

 

Задачи:

1. Формировать умение и желание активно участвовать в ходе НОД, отвечать, прислушиваться к мнению других, оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками

2. Развивать любознательность, познавательную мотивацию; формировать становление сознания, развивать воображение и творческую активность.

3. Активизировать речевую деятельность детей, расширять словарный запас. совершенствовать интонационную выразительность речи у детей, формировать выразительность точность речи.

4. Формировать восприятие художественной литературы; стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений

5. Способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий, ловкости.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент.

 

Собирайтесь дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

 

Артикуляционная гимнастика

В: сделаем артикуляционную гимнастику для язычка.

Жил-был на белом свете Язычок. Как-то поутру проснулся он, распахнул окошко и посмотрел налево, потом направо, потом вниз, потом наверх, проверить, ярко ли светит солнышко. Холодно стало с открытым окошком (Д..Д..Д), закрыл Язычок окошко. Побежал в ванную и открыл дверь (Н.…Н...Н...). Зажег в ванной свет (ЧИК), включил воду (ЧИК,ЧИК). Полилась из крана горячая водичка (Ш...). Испугался язычок и включил холодную водичку, чтобы язычку не было так горячо (ЧИК, ЧИК). Соединились горячая вода с холодной и потекла тепленькая (СЬ...). Язычок умыл свое личико, почистил зубки, вытерся махровым полотенцем. Закрыл он холодную водичку (ЧИК, ЧИК), закрыл он горячую водичку (ЧИК, ЧИК), закрыл за собой дверцу (Н...). И побежал в с детьми играть.

 

2.Мотивационный момент

 

В: Ребята, отгадайте загадку

Не рубашка, а сшита

Не дерево, а с листочками

Не человек, а рассказывает.

 

Д: Это книга

В: Правильно, это книга.

Книга издавна считается самым лучшим другом и помощником человека.

Что и о чем может прочитать человек в книге?

В: Ребята, а вы знаете, где хранятся книги?

Д: в библиотеке

Верно. Мы с вами часто посещаем нашу библиотеку.

Для чего мы туда ходим?

Скажите, пожалуйста, вы с родителями, часто бываете в библиотеке? Расскажите об этом

В: Дети, вы много знаете рассказов, сказок, стихотворений.

Знаете ли, чем отличаются эти жанры? (ответы детей).

Сказка – это выдумка, то, чего не может быть на самом деле. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков.

В сказках бывает и добро, и зло. Герои сказок, тоже бывают разными, как положительными, так и отрицательными.

В: а какие вы знаете сказки?

Рассказы - это то, что случается в жизни и на самом деле. В рассказах говорится о главных героях, о том, что происходит с ними. Их обычно пишут авторы.

В: Дети, а вы читали рассказы Н. Носова?

В: Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное в строки.

Какие вы знаете стихи?

 

3.Основная часть

В: Сегодня мы познакомимся с интересным рассказом.

педагог читает им рассказ С. Георгиева "Я спас Деда Мороза".

 

Все хранилось в большой тайне. О том, что на утреннике Санька станет Оловянным Солдатиком, знали трое: он сам, воспитательница Людмила Аркадьевна и бабушка.

Санька переоделся в укромном уголке, нацепил деревянную саблю, выглянул в зал и тихо ахнул.

В первый миг он не узнал никого!

В зале кружились сверкающие, почти невесомые Снежинки, чинно расхаживали усатые Мушкетеры, отплясывал барыню Кот в сапогах!

Саньку схватила за руку одна из Снежинок, потянула в круг. Оказалось, это все свои девчонки и мальчишки. Отчего-то не было нигде только Костика, лучшего Санькиного друга.

Потом музыка смолкла и почти совсем погас свет в зале. Но зато яркими огнями вспыхнула елка. Появились Дед Мороз со Снегурочкой… Про Костика Санька почти забыл.

И вот тут вдруг из-за ватного сугроба с жутким ревом и свистом выскочил Змей Горыныч!

Снежинки бросились врассыпную, один из Мушкетеров потерял шляпу, а Кот в сапогах, жалобно мяукая, забился в угол.

– Го-го-го-о-о-о! – гаркнул Змей Горыныч таким голосом, что задрожала земля и тихо-тихо, жалобно зазвенели игрушки на праздничной елке. – Ого-го-го-о-о-о-о! Вот я вам всем зада-а-а-ам!

Змей Горыныч разинул пасть и выпустил такой столб огня и дыму, будто хотел изобразить паровоз.

Один только Оловянный Солдатик не испугался страшного Змея Горыныча. Он выхватил свою деревянную саблю и храбро бросился в бой!

– В атаку! – кричал Санька, размахивая саблей перед мордой Змея. – Вот тебе, получай, противный Змей!

Змей Горыныч не ожидал такого яростного отпора. Трусливо пятясь, он отступал, уворачиваясь от Санькиной сабли, а затем повернулся и вовсе бросился наутек!

Тогда и Мушкетеры вспомнили про свои шпаги, да было уже поздно!

– Спасибо тебе, Солдатик, – просто сказал Дед Мороз.

Дед Мороз и Снегурочка стали раздавать подарки.

Санька огляделся по сторонам. Костика по-прежнему нигде не было.

Вновь зазвучала музыка. Мушкетеры со Снежинками образовали хоровод вокруг елки. Дед Мороз со Снегурочкой тоже встали в круг. Санька подумал и решил попрыгать со всеми вместе.

Было весело и очень хорошо. И вдруг Санька увидел Костика. Костик стоял в углу, без маскарадного костюма, в своих обычных шортиках и белой рубашке. Он как-то странно смотрел на Саньку.

– Костик! – закричал Санька и бросился к другу. – Ну где ты пропал! Тут такое было! Я спас Деда Мороза! Ты бы видел.

– Я видел, – тихим голосом отозвался Костик. – Ты ему здорово наподдал, этому Змею Горынычу.

– Да как же ты мог видеть? – удивился Санька. – Как ты мог видеть, когда тебя не было!

– Я все видел, – Костик низко опустил голову. – Санька, это я был… Змеем Горынычем… Так задумано…

Грянул гром, и мир вокруг исчез. Не осталось ничего: ни музыки, ни елки с Дедом Морозом и Снегурочкой, ни Кота в сапогах, ни Мушкетеров…

Остались одни только Костик и Санька. Они стояли друг против друга и смотрели теперь прямо в глаза.

– Ладно тебе, – сказал вдруг Санька и положил Костику руку на плечо. – Пойдем прыгать, ведь Новый год все равно наступил

 

. Беседа по содержанию рассказа

-Ребята, понравилось ли им новое произведение?

- К какому жанру художественной литературы относиться это произведение – сказка или рассказ?

- Назовите главных героев рассказа Сергея Георгиева «Я спас Деда Мороза

(два друга, Саня и Костик).

-Почему Саня поначалу не узнал никого из детей, когда вышел в зал?

-Какие сказочные персонажи встретились Сане в зале?

(Когда праздник начался, и Саня в своем костюме вышел в зал, он поначалу не узнал никого из детей. Вокруг него сновали различные сказочные персонажи – Мушкетеры, Снежинки, Кот в сапогах. Но потом он понял, что это все знакомые ему дети в костюмах.)

-Почему Саня не увидел лучшего друга Костика?

- С кем сражался Саня на празднике?

(В этот момент из сугроба выскочил Змей Горыныч и стал всех пугать огнем и дымом. Дети начали разбегаться. И только Саня не испугался. Он выхватил деревянную саблю и храбро бросился на Змея Горыныча. Змей не ожидал такого напора и убежал.)

-Как вы думаете, почему Костик был без костюма?

(И тут Костя сообщил, что он и был тем самым Змеем Горынычем. Санька поначалу был просто сражен этим известием и праздник на время перестал для него существовать, но потом он пришел в себя и предложил другу идти играть, потому что Новый год уже наступил.)

- Как вы думаете в чем заключается главная мысль рассказа Георгиева «Я спас Деда Мороза» ?(для истинной дружбы не бывает никаких преград. Санька был сначала поражен, когда узнал, что, нападая на Змея Горыныча, он сражался с лучшим другом. Но потом Санька понял, что они просто играли роли сказочных персонажей, и эта схватка не могла помешать их дружбе)

- Чему учит рассказ?

(Рассказ учит быть храбрым и отважным. Санька не испугался Змея Горыныча и смело бросился на него, в то время как другие дети стали в испуге разбегаться)

В рассказе мне понравился друг Сани, Костик, который не побоялся взять на себя роль Змея Горыныча, заранее зная, что ему придется изображать испуг и поражение.

-Какие пословицы подходят к рассказу Георгиева «Я спас Деда Мороза»?

 

Чужой тайны не разглашай, а свою блюди.

Чья храбрость — того и победа.

Крепкую дружбу и водой не разольёшь

4.Итог

Что мы сегодня делали? (ответы детей).

Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).

О чем расскажем вечером родителям и своим друзьям? (ответы детей)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_rasskaza_s._georgieva_ya_spas_deda_moroza.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка.

Задачи:

1. Формировать умение и желание активно участвовать в ходе НОД, отвечать, прислушиваться к мнению других, оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками

2. Развивать любознательность, познавательную мотивацию; формировать становление сознания, развивать воображение и творческую активность.

3. Активизировать речевую деятельность детей, расширять словарный запас. совершенствовать интонационную выразительность речи у детей, формировать выразительность точность речи.

4. Формировать восприятие художественной литературы; стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений

5. Способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий, ловкости.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Собирайтесь дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Артикуляционная гимнастика

В: сделаем артикуляционную гимнастику для язычка.

Жил-был на белом свете Язычок. Как-то поутру проснулся он, распахнул окошко и посмотрел налево, потом направо, потом вниз, потом наверх, проверить, ярко ли светит солнышко. Холодно стало с открытым окошком (Д..Д..Д), закрыл Язычок окошко. Побежал в ванную и открыл дверь (Н.…Н...Н...). Зажег в ванной свет (ЧИК), включил воду (ЧИК,ЧИК). Полилась из крана горячая водичка (Ш...). Испугался язычок и включил холодную водичку, чтобы язычку не было так горячо (ЧИК, ЧИК). Соединились горячая вода с холодной и потекла тепленькая (СЬ...). Язычок умыл свое личико, почистил зубки, вытерся махровым полотенцем. Закрыл он холодную водичку (ЧИК, ЧИК), закрыл он горячую водичку (ЧИК, ЧИК), закрыл за собой дверцу (Н...). И побежал в с детьми играть.

2.Мотивационный момент

В: Ребята, отгадайте загадку

Не рубашка, а сшита

Не дерево, а с листочками

Не человек, а рассказывает.

Д: Это книга

В: Правильно, это книга.

Книга издавна считается самым лучшим другом и помощником человека.

Что и о чем может прочитать человек в книге?

В: Ребята, а вы знаете, где хранятся книги?

Д: в библиотеке

Верно. Мы с вами часто посещаем нашу библиотеку.

Для чего мы туда ходим?

Скажите, пожалуйста, вы с родителями, часто бываете в библиотеке? Расскажите об этом

В: Дети, вы много знаете рассказов, сказок, стихотворений.

Знаете ли, чем отличаются эти жанры? (ответы детей).

Сказка – это выдумка, то, чего не может быть на самом деле. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков.

В сказках бывает и добро, и зло. Герои сказок, тоже бывают разными, как положительными, так и отрицательными.

В: а какие вы знаете сказки?

Рассказы - это то, что случается в жизни и на самом деле. В рассказах говорится о главных героях, о том, что происходит с ними. Их обычно пишут авторы.

В: Дети, а вы читали рассказы Н. Носова?

В: Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное в строки.

Какие вы знаете стихи?

3.Основная часть

В: Сегодня мы познакомимся с интересным рассказом.

педагог читает им рассказ С. Георгиева "Я спас Деда Мороза".

Все хранилось в большой тайне. О том, что на утреннике Санька станет Оловянным Солдатиком, знали трое: он сам, воспитательница Людмила Аркадьевна и бабушка.

Санька переоделся в укромном уголке, нацепил деревянную саблю, выглянул в зал и тихо ахнул.

В первый миг он не узнал никого!

В зале кружились сверкающие, почти невесомые Снежинки, чинно расхаживали усатые Мушкетеры, отплясывал барыню Кот в сапогах!

Саньку схватила за руку одна из Снежинок, потянула в круг. Оказалось, это все свои девчонки и мальчишки. Отчего-то не было нигде только Костика, лучшего Санькиного друга.

Потом музыка смолкла и почти совсем погас свет в зале. Но зато яркими огнями вспыхнула елка. Появились Дед Мороз со Снегурочкой… Про Костика Санька почти забыл.

И вот тут вдруг из-за ватного сугроба с жутким ревом и свистом выскочил Змей Горыныч!

Снежинки бросились врассыпную, один из Мушкетеров потерял шляпу, а Кот в сапогах, жалобно мяукая, забился в угол.

– Го-го-го-о-о-о! – гаркнул Змей Горыныч таким голосом, что задрожала земля и тихо-тихо, жалобно зазвенели игрушки на праздничной елке. – Ого-го-го-о-о-о-о! Вот я вам всем зада-а-а-ам!

Змей Горыныч разинул пасть и выпустил такой столб огня и дыму, будто хотел изобразить паровоз.

Один только Оловянный Солдатик не испугался страшного Змея Горыныча. Он выхватил свою деревянную саблю и храбро бросился в бой!

– В атаку! – кричал Санька, размахивая саблей перед мордой Змея. – Вот тебе, получай, противный Змей!

Змей Горыныч не ожидал такого яростного отпора. Трусливо пятясь, он отступал, уворачиваясь от Санькиной сабли, а затем повернулся и вовсе бросился наутек!

Тогда и Мушкетеры вспомнили про свои шпаги, да было уже поздно!

– Спасибо тебе, Солдатик, – просто сказал Дед Мороз.

Дед Мороз и Снегурочка стали раздавать подарки.

Санька огляделся по сторонам. Костика по-прежнему нигде не было.

Вновь зазвучала музыка. Мушкетеры со Снежинками образовали хоровод вокруг елки. Дед Мороз со Снегурочкой тоже встали в круг. Санька подумал и решил попрыгать со всеми вместе.

Было весело и очень хорошо. И вдруг Санька увидел Костика. Костик стоял в углу, без маскарадного костюма, в своих обычных шортиках и белой рубашке. Он как-то странно смотрел на Саньку.

– Костик! – закричал Санька и бросился к другу. – Ну где ты пропал! Тут такое было! Я спас Деда Мороза! Ты бы видел.

– Я видел, – тихим голосом отозвался Костик. – Ты ему здорово наподдал, этому Змею Горынычу.

– Да как же ты мог видеть? – удивился Санька. – Как ты мог видеть, когда тебя не было!

– Я все видел, – Костик низко опустил голову. – Санька, это я был… Змеем Горынычем… Так задумано…

Грянул гром, и мир вокруг исчез. Не осталось ничего: ни музыки, ни елки с Дедом Морозом и Снегурочкой, ни Кота в сапогах, ни Мушкетеров…

Остались одни только Костик и Санька. Они стояли друг против друга и смотрели теперь прямо в глаза.

– Ладно тебе, – сказал вдруг Санька и положил Костику руку на плечо. – Пойдем прыгать, ведь Новый год все равно наступил

. Беседа по содержанию рассказа

-Ребята, понравилось ли им новое произведение?

- К какому жанру художественной литературы относиться это произведение – сказка или рассказ?

- Назовите главных героев рассказа Сергея Георгиева «Я спас Деда Мороза

(два друга, Саня и Костик).

-Почему Саня поначалу не узнал никого из детей, когда вышел в зал?

-Какие сказочные персонажи встретились Сане в зале?

(Когда праздник начался, и Саня в своем костюме вышел в зал, он поначалу не узнал никого из детей. Вокруг него сновали различные сказочные персонажи – Мушкетеры, Снежинки, Кот в сапогах. Но потом он понял, что это все знакомые ему дети в костюмах.)

-Почему Саня не увидел лучшего друга Костика?

- С кем сражался Саня на празднике?

(В этот момент из сугроба выскочил Змей Горыныч и стал всех пугать огнем и дымом. Дети начали разбегаться. И только Саня не испугался. Он выхватил деревянную саблю и храбро бросился на Змея Горыныча. Змей не ожидал такого напора и убежал.)

-Как вы думаете, почему Костик был без костюма?

(И тут Костя сообщил, что он и был тем самым Змеем Горынычем. Санька поначалу был просто сражен этим известием и праздник на время перестал для него существовать, но потом он пришел в себя и предложил другу идти играть, потому что Новый год уже наступил.)

- Как вы думаете в чем заключается главная мысль рассказа Георгиева «Я спас Деда Мороза» ?(для истинной дружбы не бывает никаких преград. Санька был сначала поражен, когда узнал, что, нападая на Змея Горыныча, он сражался с лучшим другом. Но потом Санька понял, что они просто играли роли сказочных персонажей, и эта схватка не могла помешать их дружбе)

- Чему учит рассказ?

(Рассказ учит быть храбрым и отважным. Санька не испугался Змея Горыныча и смело бросился на него, в то время как другие дети стали в испуге разбегаться)

В рассказе мне понравился друг Сани, Костик, который не побоялся взять на себя роль Змея Горыныча, заранее зная, что ему придется изображать испуг и поражение.

-Какие пословицы подходят к рассказу Георгиева «Я спас Деда Мороза»?

Чужой тайны не разглашай, а свою блюди.

Чья храбрость — того и победа.

Крепкую дружбу и водой не разольёшь

4.Итог

Что мы сегодня делали? (ответы детей).

Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).

О чем расскажем вечером родителям и своим друзьям? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОД развитие речи Чтение рассказа «Как я спас Деда Мороза» С. Георгиев

Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять,  почему это рассказ, а не сказка....

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».Задачи: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;продолжать учить ...

Конспект ООД по развитию речи (старшая группа) Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка.Задачи:1. Формировать умение и желание активно участвовать в ходе ООД, отвечать, прислу...

НОД по развитию речи в старшей группе Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;продолжать учить анализировать литературные произведения, оценивать поступки героев, сти...

Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Задачи:  познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;продолжать учить анализировать литературные произведения, оценивать п...

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».Задачи: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;продолжать учить ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема: «Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка....