Конспект открытого НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по схеме о чайной посуде»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Макиенкова Оксана Анатольевна

Использование современных образовательных технологий при

реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствии

с ФГОС ДО.

   Уважаемые коллеги, вашему вниманию была представлена открытое непосредственно образовательная деятельность, разработанная в соответствии с ФГОС ДО, в ходе которой была произведена интеграция следующих образовательных областей: «Речевое развитие», Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» на тему «Составление описательного рассказа по схеме о чайной посуде».

   Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы мною здоровье сберегающие, информационно-коммуникативные технологии, музыкотерапия, «Составление описательного рассказа по схеме»;

Цель: расширять представления детей об окружающих предметах, которая достигалась путём решения следующих задач: продолжать учить составлять небольшой рассказ-описание по схеме; развивать в речи активный словарь, внимание, мышление, память; воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать другим, правила культурного поведения.

Чтобы в полной мере реализовать задачи, была проведена предварительная работа: рассматривание альбома «Посуда» и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях из которых она состоит; отгадывание загадок про разную посуду; лепка «Чайного сервиза для игрушек»; рисование «Кружка – гжель»; д/и «Собери посуду».         

Были продуманы условия.

1 Продумано размещение детей, расставлено оборудование.

2 Подготовлен соответствующий материал.

 Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение).

2. Наглядно-демонстрационный (картинки, картинки-схемы)

3. Игровой (коммуникативная игра).

4. Музыкальное сопровождение (прослушивание музыки).

И приёмы: игровой, пояснения, указания, показ, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.

В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

-групповая;

-индивидуальная.

Структура и содержание занятия соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 4-х взаимосвязанных частей: первой, второй, третьей и четвертой заключительной. Характеристика частей занятия:

Первая часть: направлена на создание положительного эмоционального настроя с помощью игры «Приветствие». Активировала внимание сюрпризным моментом – электронное письмо от Мальвины. На организационном этапе был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в путешествие.

В ходе второй части: Ребятам было предложено отправиться в путешествие, они с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность. Выполнению поставленных задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе.

В ходе третьей части: создала вторую проблемную ситуацию «Подарок для Мальвины». Организовала поиск выхода из проблемной ситуации. В результате перешли к аппликации «Корзина цветов».

4 часть – заключительная (рефлексия).

Была дана положительная оценка деятельности детей.

Для того, чтобы выяснить, как дети оценивают свою работу на занятии, было

предложено показать соответствующий смайлик.

Смена видов деятельности были направлены на предупреждение утомляемости, поддержание интереса и работоспособности у детей на протяжении всей совместной деятельности. При планировании НОД были учтены возрастные особенности детей, материал подобран на доступном уровне. Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности, на каждой момент занятия были подобраны наглядные пособия. Все элементы занятия между собой объединены общей темой.

Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Детям было интересно, так как они были активны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты рефлексии в форме самооценки «Выбери смайлик» в заключительной части непосредственно образовательной деятельности. На мой взгляд, удалось создать психологический комфорт при организации НОД. Это способствовало успешной реализации поставленных задач, развитию позитивного настроения и интереса детей к деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30»

 Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

           Конспект открытого НОД

по развитию речи в старшей группе                                                                      

               «Составление описательного рассказа по схеме о чайной посуде»

                                                                       Подготовила: воспитатель Макиенкова О.А.

2020 г.               

Цель: расширять представления детей об окружающих предметах.

Задачи:

Образовательные: продолжать учить составлять небольшой рассказ-описание по схеме; 

Развивающие: развивать в речи активный словарь, внимание, мышление, память; 

Воспитательные: воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать другим, правила культурного поведения.

Активизация словаря: глиняная, фарфоровая, металлическая, стеклянная, деревянная, пластмассовая, знакомство с новым словом «конфетница, ваза для фруктов, чайная посуда, сахарница».

Предварительная работа: рассматривание альбома «Посуда» и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях из которых она состоит; отгадывание загадок про разную посуду; лепка «Чайного сервиза для игрушек»; рисование «Кружка – гжель»; д/и «Собери посуду»; 

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование для демонстрации презентации; на стол: скатерть, чайные чашки с блюдцами, чайные ложки, чайник для заваривания чая, сахарница, конфетница, салфетницы, сахар, конфеты, яблоки, мандарины, заготовки для аппликации.

Ход занятия:

Орг. момент. 

Собрались все дети в круг.                                                                                                                                   Я - твой друг и ты мой друг.                                                                                                                                   Крепко за руки возьмемся.                                                                                                                              И гостям мы улыбнемся. Здравствуйте, гости!

Раздается звук электронного письма

Вос-ль: Ребята, нам пришло письмо электронное. Давайте посмотрим от кого оно?

 Здравствуйте ребята! Пишет Вам Мальвина. У меня сегодня вечером день рождение, и я Вас приглашаю на именины. Но вот беда Карабас Барабас устроил беспорядок на столе, и я не успеваю подготовить все к приходу гостей. Что делать я не знаю? Ребята, помогите мне. 

Вос-ль: Ребята мы поможем Мальвине?

Дети: да

Вос-ль: Ребята, вы готовы отправиться в сказочную страну?

Дети: да.

Вос-ль: Только на пути у нас будут задания, которые мы должны будем с Вами выполнить. Вы справитесь?

Дети: да, мы справимся.

Вос-ль: Давайте, мы с вами оденемся ведь на улице какое время года?

Ребенок: На улице время года зима. (Дети, имитируют движениями как будто одевают одежду уличную).

Вос-ль: Как на улице?

Дети: морозно, холодно, снежно, бело, красиво, загадочно, хрустально, пушисто.

Вос-ль: Ребята, а на чем можно отправиться?

Дети: на воздушном шаре; на самолете, на ковре самолете, на поезде, на снегоходе, на волшебных санях.

Вос-ль: Ребята, а предлагаю отправиться на лыжах. (показываем движениями рук одевание лыж. Проговаривание стиха вместе с детьми).

Мы на лыжи дружно встанем

И на лыжах зашагаем

Раз, два – началась наша игра!  (Едем друг за другом и произносим звук ш-ш-ш.)

Вос-ль: Ребята, вот мы и на сказочной поляне. Посмотрите, как здесь вокруг?

Дети: красиво, волшебно.

Вос-ль: Ребята, а какой чистый воздух. Давайте вдохнем этот чистый воздух через нос и выдохнем через ротик. Молодцы.

 Ребята, вы наверно устали. Давайте отдохнем присядем на пенечки, только нужно снять лыжи, чтоб они нам мешали. Молодцы. Ой, ребята у меня руки замерзли. Давайте разогреем, растерем ручки, щечки, коленочки. Ну как ребята разогрелись?

Дети: да.

Вос-ль: Ребята, а пока мы отдыхаем, давайте с вами побеседуем. Как вы думаете, что такое день рождение?

Ребенок: день рождение – это праздник, который бывает один раз в году, в день его рождения.

Ребенок: день рождение – это подарки, торт, угощение.

Ребенок: день рождение – это, веселье, радость.

Ребенок: день рождение – это салют, игры, танцы.

Вос-ль: а кто такой именинник?

Ребенок: Именинник – это человек, у которого день рождение.

Вос-ль: а какие подарки дарят на день рождение?

Ребенок: на день рождения дарят подарки, которые порадуют именинника.

Ребенок: Покупают в магазине. Не все подарки подойдут и для мальчиков, и для девочек. 

Ребенок: совсем не обязательно, что это будет подарок, купленный в магазине. Подарок можно сделать своими руками, с большой любовью.

Вос-ль: Ребята, а когда дарите подарок, что вы желаете?

Ребенок: Мы пожелаем имениннику Здоровья, вырасти большим и сильным.

Ребенок: Я пожелаю, чтоб он слушался своих родных.

Ребенок: Я пожелаю, чтоб был веселым, счастливым.

Вос-ль: Ребята скажите, как вы думаете можно приходить в гости с утра, если вас пригласили на вечер? Почему?

Ребенок: Приходить в гости надо к указанному времени, если ты придёшь раньше, то хозяева могут быть не готовы,

Вос-ль: Ребята скажите, как вы думаете можно приходить на день рождение поздно вечером? Почему?

Ребенок: нельзя приходить позже, другим гостям придётся ждать тебя, и это, испортит настроение и сам праздник имениннику.

Вос-ль: Ребята, а как надо одеться, идя на праздник?

Дети: Красиво, аккуратно, причесаться, одеть рубашку, почистить свою обувь.

Вос-ль: Ребята, нам нужно отправляться дальше. Надеваем лыжи. (Едем друг за другом и произносим звук ш-ш-ш.)

Вос-ль: Ребята, на пути у нас дремучий лес с Баба Ягой. Она нам перекрыла дорогу. Что же делать?

Ребята посмотрите баба яга какая злая нужно ее развеселить. Давайте мы ей скажем красивые и добрые слова, и она нас сразу же пропустит дальше.

Дети: красивая, добрая, ласковая, милая, нежная, веселая, смешная, привлекательная.

Вос-ль: Молодцы ребята. Двигаемся дальше. (Едем друг за другом и произносим звук ш-ш-ш.)

Вос-ль: а вот и дом Мальвины. Давайте мы с вами снимем лыжи и зайдем в дом. Как красиво у Мальвины. Ой ребята, а зачем мы с вами сюда пришли?

Ребенок: мы пришли помочь прибрать беспорядок на столе.

Вос-ль: Правильно, давайте снимем верхнюю одежду. А вот и стол. Давайте приберемся. А пока прибираемся поиграем в игру «Составь рассказ о предмете».

Вос-ль: Чтобы было легче описывать предмет –   посмотрите   на   схему подсказку. Вспомним, о   чем   вы   будете рассказывать   сначала?   Что это? Затем?   Какого цвета? Какой формы? Величина? Из   какого   материала   сделана?  Из каких частей состоит? Для чего эта посуда?

Ребенок: Это – чашка, бесцветная, она небольшого размера. У неё есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из стекла. Из неё пьют чай, кофе, какао.

Ребенок: Это - чайник. Он маленький, белый с рисунком.  Чайник круглый, пузатый.  Сделан этот чайник из керамики. У чайника есть носик, крышка, ручка, стенки, дно.  В чайнике можно заваривать чай, лечебные травы.

Ребенок: Это – сахарница. Она бесцветная, с узором. Сахарница имеет квадратную форму. Она маленькая, сделанная из стекла, стеклянная. У сахарницы есть крышка, стенки, дно с ножками. В сахарницу можно не только насыпать сахар, но и положить орешки, ягоды разные.

Вос-ль: Молодцы ребята. Ой сколько здесь конфет, давайте посчитаем хватит ли нам и сложим их в конфетницу. Один, два, три……… десять. Молодцы ребята, сколько конфет?

Ребенок: в конфетнице десять конфет. (спросить еще не сколько детей)

Вос-ль: Ребята, а давай посчитаем сколько здесь яблок и мандарин, и сложим их в вазу для фруктов. Один, два, три, четыре, пять, шесть. Сколько яблок в вазе?

Ребенок: в вазе шесть яблок. (спросить еще не сколько детей)

Восп-ль и дети: один, два, три, четыре, пять. Сколько, мандаринов в вазе?

Ребенок: в вазе пять мандарин. 

Вос-ль: Ребята, на сколько яблок больше мандарин?

Ребенок: Яблок больше на один. (спросить еще не сколько детей)

Вос-ль: Молодцы ребята, но нам пора отправляться в детский сад, ведь нам еще надо сделать подарок для Мальвины чтоб пойти вечером на день рождение. Давайте наденем верхнюю одежду. Наденем лыжи и отправляемся. (Едем друг за другом и произносим звук ш-ш-ш.)

Вос-ль: Вот мы ребята и в детском саду. Ребята нам скоро идти на день рождение. А с чем мы пойдем на день рождение к Мальвине? Что делать?

Дети: нужно приготовить подарок, своими руками.

Вос-ль: Правильно ребята, давайте мы с вами сделаем подарок своими руками. А сделаем мы корзину цветов, из приготовленных заранее цветов. Посмотрите какая получилась красивая корзина цветов. Молодцы ребята.

Вос-ль: Ребята, посмотрите   у   вас   на   столах   лежат смайлики (смайлик –класс; смайлик – задумчивый). Если вам все понравилось, и вы со всем справились то возьмите смайлик -класс, если в чем-то затруднялись – смайлик – задумчивый. Ребята, вы у меня такие молодцы, сильные, смелые. Вам большое спасибо. Наше сказочное путешествие закончено. Давайте скажем гостям до свидания.

Дети: До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по сюжетной картине "Волчья стая зимой"

В данном конспекте части гармонично связаны между собой, каждая из них выполняет свою функцию.Присутствие игровой мотивации на протяжении всей образовательной деятельности  поддерживает высокую р...

Конспект по развитию речи для младшей группы "Составление детьми описательного рассказа по игрушке"

Учим детей составлять описательный рассказ об игрушке, пользоваться словами, обозначающие внешний вид и способ передвижения. Закрепить произношение слов со звуком"К".. Воспитывать бережное о...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Рассматривание кастрюли и составление описательного рассказа "Кастрюля для мишки"

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: Рассматривание кастрюли и составление описательного рассказа "Кастрюля для мишки".Для детей средней группы  В рамках проведения...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа о диких животных»

Тема: Составление описательного рассказа о диких животных.Задачи:- Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.- Совершенствовать умение согласовывать слова в...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление сравнительно-описательного рассказа о зайце и кошке"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление сравнительно-описательного рассказа о зайце и кошке"...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».Це...