конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по сюжетной картине "Волчья стая зимой"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Зонова Вита Анатольевна

В данном конспекте части гармонично связаны между собой, каждая из них выполняет свою функцию.Присутствие игровой мотивации на протяжении всей образовательной деятельности  поддерживает высокую речевую активность детей,  положительный эмоциональный настрой, познавательный интерес обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_volchya_staya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида№46 Кот в сапогах»

Конспект занятия по развитию речи

с детьми 5 –го года жизни

«Составление рассказа по сюжетной картине

«Волчья стая зимой»

                                                                                        Составила:

                                                                                         Зонова В.А.

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Волчья стая зимой»

Программное содержание: продолжать учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, активизируя словарь по теме словами действиями и признаками. Развивать умение связно, непрерывно и логично высказывать свою мысль, используя в речи сложные предложения; рассуждать, анализировать, доказывать свою точку зрения. Совершенствовать интонационную выразительность речи; побуждать детей к чёткому звукопроизношению. Воспитывать бережное отношение, интерес к природе.                                                                                                           

Предварительная работа: беседы с детьми об образе жизни волчьей стаи в зимний период, дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи, чтение художественной литературы по теме, рассматривание предметных и сюжетных картин, заучивание стихов и загадок о волке, выставка рисунков.

Материал: сюжетная картина «Волчья стая зимой», графическая модель для составления рассказа по сюжетной картине, иллюстрационный материал к дидактической игре «Хорошо - плохо», письмо, бандероль, набор фишек для оценивания конкурсных заданий.

                                                   Ход занятия:

Организационный момент

Проблемная ситуация:

Воспитатель находит на окне письмо. Читает стихотворение Е. Карагановой «Письмо»:

 Кто-то бросил нам в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может это воробьишка,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо,

Как мышку, на окошко заманил?

(Воспитатель распечатывает письмо и читает)

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам сотрудники Новосибирского зоопарка. Мы объявляем конкурс на лучшего знатока природы. Если вы выполните четыре конкурсных задания, вас ждёт ценный приз! Желаем успехов!

-Ребята, вы хотите участвовать в конкурсе? (Да!)

Тогда слушайте первое задание: отгадайте загадку

             День и ночь по лесу рыщет,

             День и ночь добычу ищет.

             Ходит, бродит он молчком,

             Уши серые торчком.

       

(Волк).

Волк- это кто? (Зверь, хищник, дикое животное)

-Волк какой? (Серый, голодный, хищный, злой, зубастый, крупный, красивый, сильный, быстрый, ловкий, умный, зоркий, чуткий, смелый, опасный и др.)  

(Дети, стоя в кругу, передают друг другу мяч и называют слова признаки)

-Молодцы! Волк что делает? (охотится, спит, лежит, стоит, бегает, нюхает, выслеживает, воет, заботится, питается, отдыхает, преследует и т.д.)

-Вот вы и справились с первым конкурсным заданием, поздравляю вас.

(Воспитатель выкладывает на табло фишку в виде волчьего следа)

-Для выполнения следующего задания нам понадобится картина. Помните, мы недавно её рассматривали. Сейчас мы поиграем в игру «Вопрос-ответ». Я буду задавать вопросы по картине, а вы быстро отвечайте, флажок друг другу передавайте!  

-Какое время года наступило и почему?

(Наступила зима потому, что вся земля укрыта белым «одеялом», а деревья надели снежные шубки.)

-Как вы думаете, какая часть суток изображена на картине?

(На картине изображено раннее утро потому, что солнце только просыпается.)

-Кто нарисован на опушке зимнего леса?

(На опушке зимнего леса нарисованы волки).

-Эти волки живут одной семьёй, значит это волчья…(стая).

-Сколько волков в этой стае?

(В этой стае пять волков).

-Что делают волки?

(Два волка лежат на снегу, а   два других готовятся к отдыху. Вожак не спит, он поднял голову и принюхивается).

-Почему волки решили отдохнуть?

(Волки решили отдохнуть потому, что ночью они были на охоте и устали).

-Чем они питаются зимой?

(Зимой они охотятся на оленей, лосей, кабанов, зайцев, мышей).

-Как вы думаете, что будут делать хищники после сна?

После сна хищники будут «играть», а когда наступит вечер, они снова отправятся

 на охоту.

-Все постарались и выполнили второе задание. Вот вам ещё одна фишка!

Нам осталось выполнить ещё два задания, но прежде нужно хорошо отдохнуть.

(Дети ходят по кругу и имитируют движения животных).

Физминутка:

Жарким днём, лесной тропой

Звери шли на водопой:

За мамой лосихой топал лосёнок,

За мамой лисицей крался лисёнок,

За мамою белкой скакали бельчата,

За мамой ежихой катились ежата,

Волчица вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.                      

-Ну что ребята, отдохнули? Готовы к выполнению третьего задания? (Да).

Нужно составить рассказ по картине.

(Дети составляют рассказ по картине, опираясь на схему).

Наступила зима, вся земля укрыта белым «одеялом», а деревья надели снежные шубы и шапки. На картине изображено раннее утро, солнце только просыпается.

На опушке зимнего леса я вижу волчью стаю, в ней пять волков. Два волка лежат на снегу, а два других готовят место для отдыха. Вожак не спит, он поднял голову и принюхивается. Хищники решили поспать потому, что ночью они охотились и очень устали. Зимой волки охотятся на лосей, оленей, кабанов, зайцев и мышей.

После сна звери будут играть, а когда стемнеет, пойдут на охоту.

(Воспитатель выслушивает 4-5 рассказов детей).                                                                    -Молодцы, дети, справились с третьим заданием, вот вам за это фишка.

-И последнее, четвёртое задание называется «Хорошо - плохо»

(Воспитатель выставляет набор картинок и панно к игре «Хорошо – плохо») ТРИЗ

 -Нужно разобраться, какую пользу и какой вред приносит волк?

(Дети в ходе игры раскладывают картинки в соответствующий ряд, обосновывая свой выбор).

-Ребята, вы справились со всеми конкурсными заданиями и достойны получения приза!

(Слышится стук в двери, входит почтальон).

-Вам посылка, распишитесь. (Почтальон уходит).

-Ребята, давайте посмотрим, что в посылке? (Да).  

(Воспитатель открывает посылку и достаёт энциклопедию о животных).

-Да это же приз! Эту книгу мы «поселим» в нашу библиотеку. Она «поможет» нам узнать много нового и интересного о природе и животных.

Поздравляю вас, все потрудились на славу!                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. «РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ КОШКА С КОТЯТАМИ»

Учить детей узнавать изображённые персонажи, подмечать характерные особенности персонажей и точно обозначать словами; раскрыть детям способ построения рассказа по картине, вызвать желание самим расска...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: "Чтение и заучивание стихотворений о зиме".

Цель: приобщать детей к поэзии; помогать детям запомнить стихотворение В.Орловой "Почему медведь спит зимой".Задачи:1. Учить детей запоминать стихотворения.2. Развивать память детей, воображ...