Конспект ООД по развитию речи Тема: Составление описательного рассказа по сюжетным картинам «Заяц и снеговик» с использование игр ТРИЗ (Сам.обр)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тарасенко (Колмакова) Анна Андреевна

Цель:Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

Задачи: Уточнять расширять и активизировать словарь по теме «Весна»; продолжить работу по обучению составлению рассказа о конкретном объекте; развивать логическое мышление, внимание, память, воображение; воспитывать умение сопереживать герою картины.

Оборудование и материалы:  серия сюжетных картинок «Заяц и снеговик»;  картинки для составления цепочки снежных комков, схема рассказа.

Словарная работа: пригрело, ласковое, липкий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavleie_rasskaza_zima_i_zayats.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи

Тема: Составление описательного рассказа по сюжетным картинам «Заяц и снеговик» с использование игр ТРИЗ

Цель:Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

Задачи: Уточнять расширять и активизировать словарь по теме «Весна»; продолжить работу по обучению составлению рассказа о конкретном объекте; развивать логическое мышление, внимание, память, воображение; воспитывать умение сопереживать герою картины.

Оборудование и материалы:  серия сюжетных картинок «Заяц и снеговик»;  картинки для составления цепочки снежных комков, схема рассказа.

Словарная работа: пригрело, ласковое, липкий.

Ход ООД

  1. Орг.момент.

Игра ТРИЗ «Наоборот»

 – Ребята, я предлагаю вам разбиться на группы. Я буду называть слова, а вам предлагаю подобрать слова с противоположным значением. Кто ответит, тот занимает свое место.

Например: Исчезает – появляется.

Опускать – поднимать

Грустить – радоваться

Ссориться – мириться

Смеяться – плакать

Кричать – молчать

Бросать – ловить

Закрывать – открывать

Заснуть – проснуться

Прибежать – убежать

Высокий – низкий

Мокрый – сухой

Длинный – короткий

  1. Основная часть.

Чтение стихотворения о весне.

Прислушайтесь.

Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришел так тихо- тихо

Ну, конечно не слониха,

И, конечно бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит

Тише всех пришла…

Игра ТРИЗ  «Черное - белое»

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. Воспитатель говорит – что хорошее в весне? Что плохого в весне?

– Ребята, у меня в сундучке что – то лежит. Чтобы узнать, что это, отгадайте загадку:

Человечек не простой,

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает.

- Из чего сделан снеговик? (из снега)

- А чтобы построить снеговика, какой должен быть снег? (липкий, мокрый, покладистый, послушный).

- Из каких частей состоит снеговик? (из круглых комков)

- Как вы думаете, наш снеговик знает, как его слепили?

- Чтобы слепить снеговика, что нужно сделать со снежными комками? (соединить их между собой).

- Мы покажем нашему снеговику, как соединять снежные комки.

Игра ТРИЗ «Снежный ком»

Цель: уметь подбирать предметы похожие между собой  по признаку свойству качеству.

У каждой группы есть комочки с изображением разных предметов. Необходимо соединить комки так, чтобы предметы были чем – то похожи между собой, по какому – то признаку или свойству, или качеству.

(Соединяют предметы – картинки между собой, по признаку, свойству, качеству.)

Физминутка.

(произносится с показом движений и постепенным увеличением темпа)

Давай дружок, смелей дружок

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла!

Но солнце припечёт слегка-

Увы!- и нет снеговика.

Физкультминутка «сосулька».

Вниз головой висит сосулька.

От солнца насморк у нее,то от тепла она заплачет,

То платьице ушьет свое.

Придет мороз и закалеет,

Немного за ночь подрастет,

Окрепнет телом,потолстеет,

Тяжелой станет,упадет.

(Руки вниз.

Показывают на нос.

Кулачками трут глаза.

Руки в замок перед грудью, вытянуться,руки вверх,руки на пояс,приседают на корточки.)

- Ребята, а в какое время года снег становится липкий и мокрый? (весной)

- А по каким еще признакам мы определяем, что наступила весна? (капель, солнце греет, снег тает).

- А наш снеговик знает, что такое весна?

- Что с ним произойдет весной?

- Я предлагаю составить рассказ о снеговике.

- Но прежде давайте вспомним. Что такое рассказ? (повествование какой – то истории, сюжета).

- Из каких частей состоит рассказ? (начало, середина, конец) – схема

Перед вами серия картинок. Выложите их в правильной последовательности так, чтобы получился рассказ. Подумайте, что случилось в начале, что потом, а что в самом конце. (Ребенок у доски) Сравните.

- С какой картинки начнется ваш рассказ?

1. Кого вы видите на картинке?

- Откуда появился снеговик во дворе?

- Какой стоит снеговик?

- Откуда прискакал заяц?

- Что захотелось зайке? (достать морковку)

- Каким был заяц? (голодным).

- Как вы думаете, что сказал заяц? (Какая длинная, вкусная морковка).

- Что он сделал? (Подпрыгнул)

- Удалось ли зайке достать морковку? (Нет, потому что снеговик большой, а заяц маленький).

2. – Что принес заяц? (Лестницу).

- Откуда он ее принес?

- Что он сделал? (Подставил к снеговику).

- Как заяц доставал морковку (Заяц залез на лестницу и стал тянуться лапкой)

- Помогла ли лестница зайцу? (Нет, т. к. она была короткой)

- Как изменилась погода? (Выглянуло солнце).

3. – Почему зайка сел на лесенку? (Решил подождать, когда растает снег).

- Какой зайка? (Умный, хитрый, догадливый).

- Как светит солнце? (Ярко).

- Что случилось со снеговиком?

- Расскажите, как таял снеговик? (Снеговик стал меньше ростом и нос – морковка у него опустился. Снеговик стал грустный.)

4. – Почему растаял снеговик?

- Во что превратился снеговик?

- Что от него осталось?

- Что сделал заяц?

- Какая была морковка?

- Ребята, расскажите эту историю от начала до конца. Кто – то начнет, а кто – то продолжит, будьте внимательны. Какими словами можно начать рассказ?

Дети составляют рассказ по картинкам.

Заяц и морковка.

Однажды, дети слепили снеговика во дворе. Он получился веселым, красивым, высоким. Дети ушли домой, а в это время из леса прибежал заяц. Он был очень голодный. Заяцувидел морковку и сказал: «Какая длинная морковка». Заяц подпрыгнул, но достать не смог – снеговик был высоким, а заяц маленьким.

Около дома заяц увидел лестницу, принес ее и подставил к снеговику. Он залез на лестницу и стал лапкой тянуться за морковкой. Заяц и теперь не достал морковку, т. к. лестница была короткой.

В это время появилось солнце. Заяц был умный и догадливый. Он сел на лестницу и стал ждать, когда снеговик растает. Солнце светило все ярче. Снеговик стал таять, стал меньше ростом, руки и нос у него опустились и снеговик стал грустным. Превратился в воду. Остались на земле только лесенка, ведро, веточки и морковка. Заяц сел и стал грызть морковку. Она была сочной и вкусной.

  1. Итог.

Воспитатель:

- О ком составили рассказ?

- Какой же заяц в этом рассказе?

- Что помогло зайцу добраться до морковки?

- Какое солнце?

- Как можно озаглавить рассказ?

- Как вы думаете, нашему снеговику понравился рассказ?

- К сожалению, что ждет снеговика весной?

Вы показали себя такими же умными и догадливыми как заяц. Я хочу, чтобы вы были такими же добрыми и яркими как солнце. Поэтому дарю вам солнышко – наклейки, которые вы можете поместить на ромашки достижений.

Проводит рефлексивный круг «Копилка новостей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию на тему: "Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине "Помощь зимующим птицам".

Программное содержание:1.  Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине, используя вречи простые распространенные предложения и сложные предложения;учить отражать в речи содержа...

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»....

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи. Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами».

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи.Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами». Форма организац...

КОНСПЕКТ К ЗАНЯТИЮ: "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ "САША И СНЕГОВИК""

Образовательные задачи:Активизировать и систематизировать словарь детей по теме «Зима», через образование прилагательных;Обогащать словарь детей через введение новых сложных слов (красноще...

Конспект НОД по теме «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Не уходи от нас, котик!» для детей младшего дошкольного возраста

Тема: «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Не уходи от нас, котик!»Программное содержание:Учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы (по ...