Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Веселова Ольга Александровна

     

    Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx18.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».

    Цели:

    Связная речь. Учить детей при описании событий указывать время действий с использованием разных типов предложений (простых и сложных).

    Словарь. Закреплять умение подбирать определения к заданным существительным.

    Грамматика. Совершенствовать структуру предложений в связной речи с использованием ситуации письменной речи (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ);при помощи игры «Живые  слова» учить детей отвечать на вопрос, при этом громко произносить: одно слово, все слова по порядку, оставшиеся слова по порядку, называть слова вразбивку.

    Звуковая культура речи. Добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки ц и ч; развивать умение правильно пользоваться вопросительной интонацией; учить детей разделять на слоги трехсложные слова.

    Ход занятия

    Организационный момент.

    - Сегодня мы будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времен года? (Зимой холодно, мороз, идет снег.) Какой снег зимой? Когда идем по снегу, что с ним происходит? (Хрустит, скрипит.)

    Какая погода бывает зимой?  (Холодная, снежная.) Что происходит зимой с деревьями? (Они отдыхают, спят.)

    Как живется зимой птицам и зверям? Как люди должны помогать птицам зимой? Какими словами можно сказать о зиме, какая она? ( Снежная, морозная, вьюжная, красивая.)

    Придумывание рассказа о зиме.

    А сейчас придумайте рассказ о зиме. Расскажите, какое зимой бывает солнце,  какая стоит погода. Используйте в своих рассказах слова, которые вы подбирали о зиме, о погоде, о снеге.

    Сегодня я запишу ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в Уголок родителей, чтобы они знали, что вы делаете на занятиях. Говорите не спеша, чтобы я успевала записывать. (Рассказывает двое-трое детей.) Во время рассказывания воспитатель дает детям понять, успевает ли он записывать, побуждая их говорить медленнее. Педагог выясняет у ребят, чей рассказ они хотят поместить в Уголок родителей.

    Динамическая пауза.

    - Сейчас мы поиграем. Вы (указывает на половину группы) будете снежинки, а вы (вторая половина) -  ветер. Когда ветер дует, снежинки кружатся. Игра повторяется два раза, подгруппы меняются ролями.

    Игра «Живые слова».

    - Сегодня вы вспомнили и сказали много разных слов о зиме: холодная, морозная, снежная; о снеге: пушистый, белый, искристый. Послушайте и догадайтесь, о чем  я буду говорить – о зиме или о снеге. Падает пушистый белый… Про что я сказала? (Про снег.) Что я сказала про снег? (Падает пушистый белый снег.)

    Ребята, вы умеете играть с куклами, машинами. А знаете ли вы, что со словами тоже можно играть? Хотите я вас научу?

    Эта игра называется «Живые слова», потому что в ней словами становятся дети. Кто хочет быть словом? (По желанию вызываются трое детей.)

    Теперь вы необычные дети, а дети – слова. Ты, Аня, - слово деревья. Какое ты слово, Аня? Скажи громко. Каким словом стала Аня? Арина – слово покрыты. А Саша – слово снегом. (Аналогично задаются вопросы этим детям – «словам»  и всей группе.)

    Наши «слова» стоят по порядку, слева-направо. Аня скажет свое слово и даст руку Арине, потом Арина скажет свое слово и даст руку Саше, последним слово скажет Саша. А все будут слушать. Начали.

    Про что сказали эти «слова»? (Про деревья.) Что они сказали про деревья? (Деревья покрыты снегом.) Какое первое слово? Какое второе  и третье? Какое слово Арина? Покажи слово «снегом». ( и т.п.)

    Теперь я хлопну в ладоши, и «слова» пойдут и встанут в любом месте группы, где захотят, а когда позову: «Слова» ко мне!» - снова встанут по порядку. (Воспитатель хлопает, «слова» расходятся по группе.)

    «Слова» наши ушли. Вы хорошо запомнили их? Где слово покрыты? Какое слово стоит у окна? Какое слово Аня? А вы помните, что они сказали? (Дети отвечают на вопросы и повторяют предложение.) Правильно. Я снова позову «слова», а вы проверьте, правильно ли они встанут: «Слова», ко мне!» (Дети – «слова» подходят и встают по порядку.) Мы сейчас проверим, правильно встали наши «слова» Называйте свои «слова». (Педагог следит за тем, чтобы дети громко и правильно произносили слово и брали за руку рядом стоящего. Если дети-«слова» ошибутся, их исправляют дети с мест.)

    - Саша скажи громко, какое ты слово? Правильно, ты слово снегом. (Предлагает слову снегом сесть на место). Теперь не стало слова снегом. Кто может назвать слова, которые остались? (Деревья покрыты.) Давайте проверим.  «Слова», назовите себя. (Слово покрыты тоже садится на место.) Какое слово у нас осталось? (Деревья.)

    Вот вы и познакомились с игрой «Живые слова». Почему так называется игра? (Дети отвечают.) Правильно, потому что «словами» были дети: они громко произносили свои слова, брали друг друга за руки , расходились по группе и снова вставали по порядку. В следующий раз мы снова будем так играть.

    А теперь послушайте маленькое стихотворение, которое называется «Курица и цыплята».

        Любовалась цыплятами курица:

        Что ни цыпленок – то умница.

    Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?( Ц). Назовите слова, в которых есть звук ц. (Дети отвечают.) Послушайте слово кууурииицааа. Сколько слогов в этом слове? Правильно, в этом слове три слога. А в слове умница сколько слогов?

    Послушайте еще одно стихотворение, оно называется «Внучка».

          Утром дед спросил у внучки:

          - Почему не моешь ручки?

          Отвечает внучка:

          - Я не белоручка!

    Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?(Ч) Назовите слова, в которых есть звук ч.

    Итог занятия.

    - О чем мы с вами придумывали рассказ?

    - Чей рассказ мы поместим в Уголок родителей?

    - В какую игру мы играли? Как она называется?

    - Слова, с  какими звуками мы называли?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»

    Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию  с целью продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине (пейзаж)....

    Конспект НОД по речевому развитию на тему "Составление описательного рассказа "Зимующие птицы" для старшей группы компенсирующей направленности

    Занятие направлено на упражнение детей в составлении описательного рассказа по мнемосхеме. Интеграция ОО: "Речевое развитие", "Социально- коммуникативное развитие", "Художественно- эстетическое развит...

    Конспект НОД по развитию речи Тема: Составление повествовательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (старший дошкольный возраст 6 лет)

    Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи Тема: Составление повествовательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (старший дошкольный возра...

    Конспект занятия по развитию речи Тема: Составление описательного рассказа по картинкам

    Развитие связной речи, готовить детей к составлению описательных  рассказов...

    Развитие речи. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушках».

      Развитие речи. Тема: «Составление                  описательного рассказа об игрушках»....

    Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.

    Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.Форма организации: речевая ситуацияЦель: продолжать формировать умение  составлять описательный рассказ....