Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.

Форма организации: речевая ситуация

Цель: продолжать формировать умение  составлять описательный рассказ.            

Задачи.  Формировать умение составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды, сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий), многозначных слов; закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, дере­вянный)',  образовывать по аналогии названия предме­тов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).

        Материал: тарелки (глубокая и мелкая), вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая), стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый), две пластмас­совые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посу­ды: чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница, хлебница и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_sostavlenie_rasskaza_o_posude.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.

Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.

Форма организации: речевая ситуация

Цель: продолжать формировать умения   составлять описательный рассказ.            

Задачи.  Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды. Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий), многозначных слов; закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный)', учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).

        Материал: тарелки (глубокая и мелкая), вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая), стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый), две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды: чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница, хлебница и др.

 План- конспект

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Материалы и оборудования

Мотивация детей к деятельности

  Читаю отрывок  из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»)

...Никому отказа нет,

Подан каждому обед.

Собачке — в миске,

В блюдечке — киске,

Курочке-несушке —

Пшена в черепушке,

А Машеньке — в тарелке.

В глубокой, не в мелкой.

 

Постановка цели детьми

О чем говорится в этом стихотворении? В чем подают обед собачке? киске? курочке-несушке?

А из чего обедает Машенька?

Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку — что это? (Посуда.)

 

Совместная и самостоятельная работа

с детьми

Выставляет на стол все предметы, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки.

-Посмотрите и назовите, что вы видите на столе.

- Как, одним словом можно назвать эти предметы?

-  Сравните эти две тарелки. Чем они похожи?

( Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом.)

- Чем они отличаются друг от друга? (Приглашаю детей к столу, предлагаю взять предметы в руки.) ( Одна тарелка — глубокая, другая — мелкая. )

- Для чего нужна глубокая тарелка?

- А мелкая тарелка для чего нужна?

- Что бывает глубоким и мелким?

 

Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину), глубокое чувство (сильное), мелкая река (имеет небольшую глубину), мелкий дождь (несильный), мелкий песок (некрупный).

Когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна? (Тарелки — глубокая и мелкая, вилка, ложка.)

 - Теперь сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны? (Из металла.)

- Значит, как одним словом сказать, какие они? ( Металлические.)

Беру в руки металлические чайную и столовую ложки.

-Чем похожи эти два предмета?

- Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются?

-  Правильно, они различаются по размерам. А еще чем?

- Для чего нужна чайная ложка, для чего — столовая?

- Какие стеклянные предметы вы видите на столе?

-  Чем похожи эти стаканы? Чем различаются? Для чего они нужны?

 

Поднимаю над столом две тарелки.

Эта тарелка глубокая, а эта... мелкая. Эта ложка столовая, а эта... чайная. Один стакан... высокий, а другой... низкий. (Выставляю на стол пластмассовые игрушки.)

Есть ли здесь предметы, сделанные из пластмассы? Как одним словом сказать, какие это предметы? (Пластмассовые.)

Проводится физкультминутка.

- Сейчас мы поиграем в магазин посуды. (Выставляет на стенд картинки с изображениями посуды.) Посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна?

 - Приглашаю к столу ребенка. В случае затруднения оказываю ему помощь, подсказывая начало фразы. Предлагаю детям отгадать, что имел в виду рассказчик, и найти на стенде описанный предмет. Откладывает картинку в сторону: «Заказ будет потом доставлен покупателю домой».

Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий.

Игра «Отвечай быстро»

- А сейчас поиграем в игру. Все встаньте в круг. Я буду находиться в центре круга, и бросать мяч. Например, я кину мяч Соне и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. Отвечать надо быстро, чтобы все успели принять участие в игре.

В этой игре  выявлю представления детей о следующих качествах предметов: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.

 

Подведение итога

 Ребята, что мы сегодня делали?  Что вам понравилось? Где испытывали трудности? Где нам могут пригодиться эти знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема: "Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Занятие по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема: "Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"...

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе составления описательных рассказов

Опыт работы по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста. Технология развития памяти....

Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности Тема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам «Домашние животные»»

Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленностиТема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам  «Домашние животные»»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды

Конспект НОД по развитию речи в старшей группеТема: Составление описательного рассказа о предметах посуды...

План-конспект по развитию речи в старшей группе «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима».

План-конспект по развитию речив старшей группе «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима».Образовательные задачи:связная речь: подвести к умению при ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...