План-конспект по развитию речи в старшей группе «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Антипова Алина Владимировна

План-конспект по развитию речи

в старшей группе

 «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима».

Образовательные задачи:

связная речь: подвести к умению при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений( простые, распространенные и сложные);

словарь и грамматика: подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию» письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ);

 

Звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения  слов и фраз, включающих звуки {Ц} и {Ч}, приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова и слоги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 58 «Жемчужина» городского округа Щёлково

(МАДОУ детский сад № 58 «Жемчужина» ГОЩ)

План-конспект по развитию речи

в старшей группе

 «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима».

Подготовила и провела: воспитатель

Антипова А.В.

г.Щелково -2022г.

Образовательные задачи:

связная речь: подвести к умению при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений( простые, распространенные и сложные);

словарь и грамматика: подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию» письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ);

Звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения  слов и фраз, включающих звуки {Ц} и {Ч}, приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова и слоги.

Ход занятия.

Составление описательного рассказа на тему: « Зима».

- Сегодня мы будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, что бывает только зимой. Чем зима отличается от других времен года?

-Какой снег зимой?

- Когда мы идем по снегу, что с ним происходит? ( хрустит, скрипит)

- Какая бывает погода зимой? ( холодная, снежная, вьюжная, морозная.)

- Что происходит зимой с деревьями? ( Они отдыхают, спят, укрывшись снегом.)

-Как живут зимой птицы и звери? (Зимующие птицы не боятся снега, но в большой мороз им бывает холодно, поэтому птицам надо помогать.)

-Какими словами можно сказать о зиме, какая она?( Снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная…)

- А сейчас придумайте рассказ о зиме. Опишите , какое бывает зимой солнце, какая погода. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде и снеге, которые вы сейчас подобрали. Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в уголок для родителей, чтобы они увидели, чему вы научились. Говорите не спеша, чтобы я успела записать.

Воспитатель записывает 2-3 рассказа, давая детям понять, успевает ли он записывать, побуждая говорить медленнее. Выясняет, какой рассказ больше понравился и какой следовало бы поместить в уголок для родителей.

- Физкультминутка.

Организуется игра. Одна половина детей изображает снежинки, другая - ветер. Ветер дует снежинки  кружатся. Игра повторяется дважды. При повторении дети меняются ролями.

- Игра – упражнение « Подскажи слово».

- Вы вспомнили и сказали много разных слов о зиме ( холодная, снежная, морозная, вьюжная) и о снеге ( пушистый, белый, искристый, хрустящий).

 А сейчас послушайте и догадайтесь, о чем я буду говорить- о зиме или о снеге. Кто догадается, подскажет нужное слово. Падает пушистый белый…. ( снег).  Правильно, я хотела сказать: падает пушистый белый снег. Про что я сказала? Что я сказала про снег?

- Дети, вы умеете играть с куклами, машинами. А вы знаете, что словами тоже можно играть?

- Хотите, я вас научу?

- Игра « Живые слова».

- В игре словами будете вы сами. Кто хочет быть словом? ( вызывает по желанию троих детей). Теперь Маша, Таня и Саша не обычные дети, а дети – « слова». Ты, Маша, - слово деревья. Какое слово ты, Маша? Скажи громко. ( Ребенок отвечает).

- Каким словом стала Маша? ( заслушиваются два- три ответа.)

-Таня будет словом покрыты. А Света -  словом снегом. Какими словами стали Света и Таня?

- Наши слова стоят по порядку. ( Показывает рукой направление – слева направо.) Маша скажет свое слово и даст руку Тане, потом Таня скажет свое слово и даст руку Свете, последней скажет свое слово Света. А все остальные будут слушать.

 Дети – « слова» выстраиваются в предложение.

-Про что сказали эти слова?  ( про деревья).

- Что они сказали про деревья? ( деревья покрыты снегом.)

- Какое первое слово? Какое идет потом? А потом какое? Какое слово Таня?

- Покажи , Ваня, слово снегом. ( ребенок показывает)

- Теперь я  хлопну в ладоши, слова разойдутся и каждое слово встанет в любом месте нашей комнаты, где захочет. А когда я позову :» Слова , ко мне!» - они снова встанут по порядку.( Хлопает в ладоши, дети – «слова2 расходятся.)

- Наши слова ушли. Вы хорошо их запомнили?

-Где слово покрыты?

- Какое слово стоит у окна?

- А вы помните, что они сказали?

Дети отвечают на вопросы и повторяют предложение.

- Правильно. Я снова позову слова, а вы проверьте, правильно ли они встанут:» Слова, ко мне!»

Дети –« слова» подходят и встают по порядку.

- Мы сейчас проверим, правильно ли встали наши слова. Называйте каждый свое слово. ( Следит за тем, чтобы ребенок громко  и правильно произносил свое слово и брал за руку рядом стоящего.)

Если « слова»  ошибутся ( встанут не в том порядке или неточно» назовут» себя), их исправляют дети с мест. После этого воспитатель  снова спрашивает о порядке слов.

- Лена ( вызывает малоактивного ребенка), подойди и покажи последнее слово. ( Ребенок показывает).

-Наташа, назови это слово.

- света, скажи громко, какое ты слово.

-Правильно, это слово снегом. Садись на место. Теперь не стало слова снегом. Кто может назвать слова, которые остались? ( Деревья, покрыты).

- А что же получилось? ( Деревья покрыты.)

-Давайте проверим. Маша и Таня, назовите свои слова.

Если « слова» забудут взять друг друга за руку, надо спросить у детей на местах, что забыли сделать» слова».

Затем воспитатель предлагает сесть на место « слову» покрыты. Спрашивает, какое слово осталось.

-Да, у нас осталось только одно слово -  деревья, и ему некого взять за руку.

( Предлагает ребенку сесть на место)

- Вот и познакомились с игрой « Живые слова». Почему так называется игра?

Правильно, потому что словами были дети: они громко произносили свои названия, брали друг друга за руки, расходились по группе и снова вставали по порядку. В следующий раз мы снова будем играть.

Методическое обеспечение : О.С. Ушакова  « Развитие речи» методические рекомендации к программе « Мир открытий». Игры и конспекты занятий. Старшая группа детского сада. Стр.70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: : Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

Задачи:- учить передавать художественный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя, применяя схемы. -учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прила...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе (5-6 лет) «Составление описательных рассказов о диких животных нашего края с использованием схем».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 12 «Березка»города Стародуба Брянской области   КОНСПЕКТнепосредств...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...

Конспект по развитию речи: «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима»».

Конспект по развитию речи: «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима»»....

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...