КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе (5-6 лет) «Составление описательных рассказов о диких животных нашего края с использованием схем».
план-конспект занятия (старшая группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 12 «Березка»

города Стародуба Брянской области

 

 

 

КОНСПЕКТ

непосредственно-образовательной деятельности

по  речевому развитию

в старшей группе (5-6 лет)

 

«Составление описательных рассказов о диких животных  нашего края  с использованием схем».

 

 

 

 

Разработала и провела на МО воспитателей ДОУ  воспитатель первой квалификационной категории

                Обыденная Валентина Николаевна

                  (протокол №1 октябрь 2018г.)

 

 

 

Цель:

Расширить и уточнить  представления детей о лесных животных , их внешнем виде и образе жизни.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и расширить словарь по теме «Дикие животные»; продолжать учить детей при описании  называть их признаки, действия, связывать между собой предложения. Совершенствовать грамматический строй  речи (образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными); упражнять детей в умении составлять предложение по картинке-схеме мнемотехнике.

Развивающие: развивать связную речь; развивать мыслительную деятельность и внимание.

Воспитательная: воспитывать у детей любовь к животным.

 

Оборудование:

мнемотаблица «Медведь», схема алгоритм «Чудесная лестница» демонстрационное панно ,  игрушка заяц, на ширме размещены атрибуты леса .

 Предварительная работа: рассматривание картинок о животных нашего края, игрушек, чтение художественных произведений о животных, заучивание загадок.

Методы и приёмы: игровой, рассматривание схем, объяснение воспитателя, самостоятельные рассказы детей, итог.

Ход занятия

                        Эмоциональная настройка

Воспитатель: Какое у вас сейчас настроение? (хорошее)

А почему у вас хорошее настроение? (наступила весна)

А чтобы настроиться на беседу о весне мы проведём красивую пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Стучат всё громче дятлы складываем (пальцы  щепоткой, стучим)

Синички стали петь(пальцы щепоткой. Качаем ими.)

Встаёт пораньше солнце(ладони «ковшом»,руки вверх ,раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены)

Чтоб землю нашу греть .

Бегут ручьи под горку,(руками волнообразное движения пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз)

Растаял весь снежок,

А из под старой травки (ладони «ковшом»)

Уже глядит цветок.(ладони раскрываются, боковые стороны соединяются, пальцы раскрыты. полусогнуты (чашечка цветка)

Раскрылся колокольчик (пальцы сжаты в кулак)

В тени там, где сосна,(пальцы постепенно разжимаются, расслаблены)

Динь – динь, звенит тихонько,(качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь)

Динь – динь, пришла весна

Воспитатель: -Какое  наступило  время года? Дети :- Весна.

Мнемотаблица  весна

Воспитатель: -Какие приметы весны вы заметили ? Дети:-  Ясно светит солнышко. Растаял снег. ( картина – солнце, тает снег и т.д)

Воспитатель: (в руках коробка) - Ребята кто спрятался в коробке. Как вы думаете, кто там может уместиться из диких животных? 

Если вы правильно отгадаете- то коробка откроется .

              Игра  ТРИЗ « Да - нет» 
Дети: ёжик, белочка, лисичка, зайчик.
Воспитатель: Конечно это заяц (открывает коробочку). Ребята посмотрите , зайчик весь мокрый. Как вы думаете почему?
Дети: он попал под дождь. Воспитатель: Правильно ,зайчик попал под дождь и весь промок. Давайте мы его высушим полотенцем. Пока он сохнет мы поиграем в игру .

Игра  ТРИЗ «Хорошо-плохо» Дождь это хорошо или плохо?

Хорошо

Плохо

 

Дождь весенний  приносит пользу- смывает грязь после зимы; питает почву(землю); летний- можно по лужам бегать; он поливает траву, цветы, деревья, освежает воздух в жару; когда солнце и дождь появляется радуга;  осенью после дождя много грибов; от него все чистым становится.

дождь плохой ты можешь промокнуть ,заболеть; нельзя гулять, земля промокла; река выходит из берегов, разливается по лугам и оврагам;  в гнёздах птенцам тоже холодно и мокро

 

Физминутка

Составление описательного рассказа по схеме-алгоритму с использованием приема ТРИЗ «Чудесная лестница» .(таблица)

1 -Кто это? (заяц)

2 -Где живет заяц? (в лесу)

3 -Чем питается заяц? (корой растении, ветками)

4 -Шубка у зайца  каким цветом (серая)

5 -Заяц какое животное? (маленькое )

6 -Части тело зайца (длинное ухо, передние лапки короче задних, короткий хвост т.д

Ребята мы должны отвести его в лес к своим друзьям. А чтобы нам скорее попасть в лес, нам нужно сказать волшебные слова: «Глаза закрой, улыбнись, вокруг себя повернись. Ра,два, три-в лесу окажись». -Вот мы в лесу.  Ребята, посмотрите это что? (под сосной лежит фигура - заместитель: коричневый круг - медведь) Дети: -это круг. Воспитатель: -круг какого цвета? Дети:- коричневого. Воспитатель:- как выдумаете, какой это зверь?

Дети: -медведь.

Воспитатель: - Что произошло? Нам нужно оживить его, рассказать о медведе, используя схему.

Составление рассказа по графической схеме В.К.Воробьева.

Составление описания медведя (таблица)

Воспитатель: Что нам помогает увидеть медведя? ( глаза). На панно помещаем карточку-схему с изображением глаза.
- Какого цвета медведь? (Медведь коричневый). На панно помещаем карточку-схему с изображением цвета.
- Какие части тела вы увидели у медведя? (Голова, глаза, нос, рот, уши, туловище, лапы). На панно ставим карточки-схемы изображающие части тела медведя.
- Как вы думаете, где живет медведь? (Медведь живет в лесу) На панно выставляется соответствующая карточка-схема.
- Чем питается медведь? (ягодами, рыбой ,грибами и т.д.). На панно выставляется карточки-схемы.
- Как называются детеныши медведя? (Медвежата). На панно помещаем карточку-схему с графическим изображением медвежат.

Воспитатель: - Молодцы! Вы оживили медведя.

Итоговая часть.

- Молодцы! Вот ребята, наше путешествие в лес закончилось. Встаньте в круг, попрощайтесь с лесом, с животными.

- Сейчас я произнесу волшебное заклинание «Мы гуляли, мы устали, а теперь хотим вернуться в  детский сад».

- А теперь закройте глазки, обернитесь вокруг себя три раза.

- Откройте глаза. Где мы?

- Вам понравилось наше приключение?

- Где мы сегодня побывали?
- Кому мы сегодня помогли?

- А как мы им помогали?

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskaz_o_dikih_zhivotnyh.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 12 «Березка»

города Стародуба Брянской области

КОНСПЕКТ

непосредственно-образовательной деятельности

по  речевому развитию

в старшей группе (5-6 лет)

«Составление описательных рассказов о диких животных  нашего края  с использованием схем».

Разработала и провела на МО воспитателей ДОУ  воспитатель первой квалификационной категории

                Обыденная Валентина Николаевна

                  (протокол №1 октябрь 2018г.)

Цель:

Расширить и уточнить  представления детей о лесных животных , их внешнем виде и образе жизни.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и расширить словарь по теме «Дикие животные»; продолжать учить детей при описании  называть их признаки, действия, связывать между собой предложения. Совершенствовать грамматический строй  речи (образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными); упражнять детей в умении составлять предложение по картинке-схеме мнемотехнике.

Развивающие: развивать связную речь; развивать мыслительную деятельность и внимание.

Воспитательная: воспитывать у детей любовь к животным.

Оборудование:

мнемотаблица «Медведь», схема алгоритм «Чудесная лестница» демонстрационное панно ,  игрушка заяц, на ширме размещены атрибуты леса .

 Предварительная работа: рассматривание картинок о животных нашего края, игрушек, чтение художественных произведений о животных, заучивание загадок.

Методы и приёмы: игровой, рассматривание схем, объяснение воспитателя, самостоятельные рассказы детей, итог.

Ход занятия

                        Эмоциональная настройка

Воспитатель: Какое у вас сейчас настроение? (хорошее)

А почему у вас хорошее настроение? (наступила весна)

А чтобы настроиться на беседу о весне мы проведём красивую пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Стучат всё громче дятлы складываем (пальцы  щепоткой, стучим)

Синички стали петь(пальцы щепоткой. Качаем ими.)

Встаёт пораньше солнце(ладони «ковшом»,руки вверх ,раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены)

Чтоб землю нашу греть .

Бегут ручьи под горку,(руками волнообразное движения пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз)

Растаял весь снежок,

А из под старой травки (ладони «ковшом»)

Уже глядит цветок.(ладони раскрываются, боковые стороны соединяются, пальцы раскрыты. полусогнуты (чашечка цветка)

Раскрылся колокольчик (пальцы сжаты в кулак)

В тени там, где сосна,(пальцы постепенно разжимаются, расслаблены)

Динь – динь, звенит тихонько,(качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь)

Динь – динь, пришла весна

Воспитатель: -Какое  наступило  время года? Дети :- Весна.

Мнемотаблица  весна

Воспитатель: -Какие приметы весны вы заметили ? Дети:-  Ясно светит солнышко. Растаял снег. ( картина – солнце, тает снег и т.д)

Воспитатель: (в руках коробка) - Ребята кто спрятался в коробке. Как вы думаете, кто там может уместиться из диких животных? 

Если вы правильно отгадаете- то коробка откроется .

              Игра  ТРИЗ « Да - нет» 
Дети: ёжик, белочка, лисичка, зайчик.
Воспитатель: Конечно это заяц (открывает коробочку). Ребята посмотрите , зайчик весь мокрый. Как вы думаете почему?
Дети: он попал под дождь. Воспитатель: Правильно ,зайчик попал под дождь и весь промок. Давайте мы его высушим полотенцем. Пока он сохнет мы поиграем в игру .

Игра  ТРИЗ «Хорошо-плохо» Дождь это хорошо или плохо?

Хорошо

Плохо

Дождь весенний  приносит пользу- смывает грязь после зимы; питает почву(землю); летний- можно по лужам бегать; он поливает траву, цветы, деревья, освежает воздух в жару; когда солнце и дождь появляется радуга;  осенью после дождя много грибов; от него все чистым становится.

дождь плохой ты можешь промокнуть ,заболеть; нельзя гулять, земля промокла; река выходит из берегов, разливается по лугам и оврагам;  в гнёздах птенцам тоже холодно и мокро

Физминутка

Составление описательного рассказа по схеме-алгоритму с использованием приема ТРИЗ «Чудесная лестница» .(таблица)

1 -Кто это? (заяц)

2 -Где живет заяц? (в лесу)

3 -Чем питается заяц? (корой растении, ветками)

4 -Шубка у зайца  каким цветом (серая)

5 -Заяц какое животное? (маленькое )

6 -Части тело зайца (длинное ухо, передние лапки короче задних, короткий хвост т.д

Ребята мы должны отвести его в лес к своим друзьям. А чтобы нам скорее попасть в лес, нам нужно сказать волшебные слова: «Глаза закрой, улыбнись, вокруг себя повернись. Ра,два, три-в лесу окажись». -Вот мы в лесу.  Ребята, посмотрите это что? (под сосной лежит фигура - заместитель: коричневый круг - медведь) Дети: -это круг. Воспитатель: -круг какого цвета? Дети:- коричневого. Воспитатель:- как выдумаете, какой это зверь?

Дети: -медведь.

Воспитатель: - Что произошло? Нам нужно оживить его, рассказать о медведе, используя схему.

Составление рассказа по графической схеме В.К.Воробьева.

Составление описания медведя (таблица)

Воспитатель: Что нам помогает увидеть медведя? ( глаза). На панно помещаем карточку-схему с изображением глаза.
- Какого цвета медведь? (Медведь коричневый). На панно помещаем карточку-схему с изображением цвета.
- Какие части тела вы увидели у медведя? (Голова, глаза, нос, рот, уши, туловище, лапы). На панно ставим карточки-схемы изображающие части тела медведя.
- Как вы думаете, где живет медведь? (Медведь живет в лесу) На панно выставляется соответствующая карточка-схема.
- Чем питается медведь? (ягодами, рыбой ,грибами и т.д.). На панно выставляется карточки-схемы.
- Как называются детеныши медведя? (Медвежата). На панно помещаем карточку-схему с графическим изображением медвежат.

Воспитатель: - Молодцы! Вы оживили медведя.

Итоговая часть.

- Молодцы! Вот ребята, наше путешествие в лес закончилось. Встаньте в круг, попрощайтесь с лесом, с животными.

- Сейчас я произнесу волшебное заклинание «Мы гуляли, мы устали, а теперь хотим вернуться в  детский сад».

- А теперь закройте глазки, обернитесь вокруг себя три раза.

- Откройте глаза. Где мы?

- Вам понравилось наше приключение?

- Где мы сегодня побывали?
- Кому мы сегодня помогли?

- А как мы им помогали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы"

Программное содержание:  учить детей составлять описательные рассказы о   диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности выск...

Занятие по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема: "Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Занятие по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема: "Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"...

Конспект занятия в средней группе по ФКЦМ "Описательный рассказ о диких животных с использованием схемы"

Данный конспект дает обогащение представлений об изменениях в жизни диких животных весной, развитие познавательных интересов.Задачи приоритетной образовательной области: Познакомить детей с ...

Конспект по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы».

Задачи:Образовательная:Учить детей составлять описательные рассказы.Развивающая:Упражнять детей отгадывание птиц по их описанию.Учить согласовывать слова в предложениях.Воспитательная:Воспитывать у ка...