Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шумилова Татьяна Викторовна

Конспект по развитию речи в старшей группе.

 

Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней

                                                                         

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Задачи:

1. Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.

2. Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

3. Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.

Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», С Маршак «Тихая сказка», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».

Стимульный материал: учебно-наглядное пособие «Ежи», С. Н. Николаева; художник М. Ю. Алексеев.

Ход занятия:

1.Воспитатель созывает детей в круг.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Как называется осенний месяц?

- Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес за ягодами, собирать цветы, травы. Это о каком времени я говорю. (лето)

- Ребята, однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз повнимательнее, и увидела….А кого (что) я увидела отгадайте загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много,

А нитки не одной.

- Как вы догадались, что это еж?

Дети обосновывают ответ

- Есть еще загадка про ежа. Вы мне поможете ее загадать (ребята договаривают последнее слово в предложении)

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик, мама -… (ежиха, дети. (ежата, можно назвать их ласково… (ежатки, а если один малыш – то… (ежонок).

Среди густой травы, папоротников мимо старого пня

Тихо пробирается ежиха со своими ежатами к ручейку.

Посмотрела ежиха по сторонам – нет опасности.

Ежата, можете гулять!

Воспитатель выставляет перед ребятами картину «Ежи»

- Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине. Вы сами придумаете для нее название.

- Каждая картина имеет свое название. Как можно назвать эту картину. (заслушивает ответы)

- Давайте составим рассказ по этой картине.

Воспитатель предлагает свое начало рассказа: «В теплый летний день ежиха вывела ежат на прогулку к лесному ручью. Это лето? Не ошиблась ли я? А вдруг это осень? А в лес ли вывела ежиха ежат?»

Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать: «Ежата разбежались по лесу и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».

Д: Один ежонок, увидел лягушку и захотел с ней поиграть.

В: Да, правильно, и хоть ежонок маленький, он не испугался лягушки. Потому, что ежонок какой? (смелый, храбрый)

Д: Другой ежонок поймал божью коровку, червяка, жука и, думает, что с ними делать.

В: Какой характер у такого ежонка? (ловкий, шустрый, любопытный)

Д: Третий ежонок пьет воду из ручейка, потому что очень захотел пить.

После того как воспитатель выслушает всех желающих, он предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1–2 ответа).

ОБОБЩЕНИЕ: Каждый ежонок нашел для себя занятие. Один ежик пьет воду из ручейка, потому что он очень устал. Другой ежик смелый и любопытный (вышел на охоту, поохотился) нашел червяка, жука, божью коровку и думает кого съесть. Третий ежик храбрый увидел лягушку, и хочет с ней поиграть.

Педагог обращает внимание детей на ежиху и просит рассказать о ней.

Д: ежиха поймала двух жуков, думает, что сними делать.

Д: Ежиха смотрит на ежата.

В: Почему она наблюдает за ежатами. (волнуется, заботится)

В: можно сказать, что ежиха заботливая, внимательная мама.

ОБОБЩЕНИЕ: Ежиха внимательная, заботливая мама. Она наблюдает за ежатами. Чтобы с ними не случилась беда.

- Теперь нам осталось закончить наш рассказ.

Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи в лесу.

«Хорошо ежам гулять в лесу. Здесь их дом».

3. Физминутка

Ребята, ежи это какие животные? (дикие)

Ребята, а ведь в лесу кроме ежей живет много других диких животных со своими детенышами. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «На водопой»

Жарким днем лесной тропой(дети идут друг за другом по кругу)

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок(идут, показывая кисти-«рога», делая широкие шаги и громко топая)

 

За мамой-лисицей крался лисенок,(тихо идут, наступая на носочки, делая поочередные движения руками вперед)

За мамой-ежихой катился ежонок,(садятся на корточки)

За мамой-медведицей шел медвежонок,(идут, переваливаясь, на внешней стороне стопы, подражая походке медведя)

За мамою-белкой скакали бельчата,(присаживаются на корточки, пробуют прыгать на двух ногах)

За мамой-зайчихой косые зайчата,(встают, скачут на двух ногах, показывая кистями «ушки»)

Волчица вела за собою волчат.(опускаются на четвереньки, затем встают на колени и передвигаются)

Все мамы и дети напиться хотят(остаются в таком положении, изображая «лакание» языком) 
 

4. – У нас уже получилось составить рассказ о ежатах, мы рассказали и о ежихе, как чувствуют себя ежи в лесу. А теперь давайте расскажем обо всех вместе. Чтобы не запутаться и чтоб рассказ получился интересным, я предлагаю вам подсказки. Воспитатель вывешивает на доску алгоритм (план, подсказки – 4 карточки, на, которых схематически обозначены ориентиры, о чем нужно рассказывать.

1. Вначале вы расскажите с кем, в какое время года и где происходит действие.

2. Чем занимается каждый ежонок (какие у ежат характеры).

3. Потом расскажите про ежиху (ее занятие, ее характер).

4. В конце, расскажите о том, как чувствуют себя ежи (почему).

-Не забывайте в своем рассказе включать такие слова, как недотрога, колючий, любопытный, внимательная, охотиться…

Заслушивается ответ 1-2 человек.

Воспитатель помогает начать: «В теплый летний день…»

5. Итог

Ребята, скажите, а кто же был прав в составлении рассказа, кто составил правильно?

(слушаю ответы детей)

Все правы по своему, так, как мы люди разные и смотрим на мир по разному.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noyabr.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Задачи:

1. Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.

2. Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

3. Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.

Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», С Маршак «Тихая сказка», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».

Стимульный материал: учебно-наглядное пособие «Ежи», С. Н. Николаева; художник М. Ю. Алексеев.

Ход занятия:

1.Воспитатель созывает детей в круг.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Как называется осенний месяц?

- Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес за ягодами, собирать цветы, травы. Это о каком времени я говорю. (лето)

- Ребята, однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз повнимательнее, и увидела….А кого (что) я увидела отгадайте загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много,

А нитки не одной.

- Как вы догадались, что это еж?

Дети обосновывают ответ

- Есть еще загадка про ежа. Вы мне поможете ее загадать (ребята договаривают последнее слово в предложении)

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик, мама -… (ежиха, дети. (ежата, можно назвать их ласково… (ежатки, а если один малыш – то… (ежонок).

Среди густой травы, папоротников мимо старого пня

Тихо пробирается ежиха со своими ежатами к ручейку.

Посмотрела ежиха по сторонам – нет опасности.

Ежата, можете гулять!

Воспитатель выставляет перед ребятами картину «Ежи»

- Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине. Вы сами придумаете для нее название.

- Каждая картина имеет свое название. Как можно назвать эту картину. (заслушивает ответы)

- Давайте составим рассказ по этой картине.

Воспитатель предлагает свое начало рассказа: «В теплый летний день ежиха вывела ежат на прогулку к лесному ручью. Это лето? Не ошиблась ли я? А вдруг это осень? А в лес ли вывела ежиха ежат?»

Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать: «Ежата разбежались по лесу и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».

Д: Один ежонок, увидел лягушку и захотел с ней поиграть.

В: Да, правильно, и хоть ежонок маленький, он не испугался лягушки. Потому, что ежонок какой? (смелый, храбрый)

Д: Другой ежонок поймал божью коровку, червяка, жука и, думает, что с ними делать.

В: Какой характер у такого ежонка? (ловкий, шустрый, любопытный)

Д: Третий ежонок пьет воду из ручейка, потому что очень захотел пить.

После того как воспитатель выслушает всех желающих, он предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1–2 ответа).

ОБОБЩЕНИЕ: Каждый ежонок нашел для себя занятие. Один ежик пьет воду из ручейка, потому что он очень устал. Другой ежик смелый и любопытный (вышел на охоту, поохотился) нашел червяка, жука, божью коровку и думает кого съесть. Третий ежик храбрый увидел лягушку, и хочет с ней поиграть.

Педагог обращает внимание детей на ежиху и просит рассказать о ней.

Д: ежиха поймала двух жуков, думает, что сними делать.

Д: Ежиха смотрит на ежата.

В: Почему она наблюдает за ежатами. (волнуется, заботится)

В: можно сказать, что ежиха заботливая, внимательная мама.

ОБОБЩЕНИЕ: Ежиха внимательная, заботливая мама. Она наблюдает за ежатами. Чтобы с ними не случилась беда.

- Теперь нам осталось закончить наш рассказ.

Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи в лесу.

«Хорошо ежам гулять в лесу. Здесь их дом».

3. Физминутка

Ребята, ежи это какие животные? (дикие)

Ребята, а ведь в лесу кроме ежей живет много других диких животных со своими детенышами. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «На водопой»

Жарким днем лесной тропой(дети идут друг за другом по кругу)

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок(идут, показывая кисти-«рога», делая широкие шаги и громко топая)

За мамой-лисицей крался лисенок,(тихо идут, наступая на носочки, делая поочередные движения руками вперед)

За мамой-ежихой катился ежонок,(садятся на корточки)

За мамой-медведицей шел медвежонок,(идут, переваливаясь, на внешней стороне стопы, подражая походке медведя)

За мамою-белкой скакали бельчата,(присаживаются на корточки, пробуют прыгать на двух ногах)

За мамой-зайчихой косые зайчата,(встают, скачут на двух ногах, показывая кистями «ушки»)

Волчица вела за собою волчат.(опускаются на четвереньки, затем встают на колени и передвигаются)

Все мамы и дети напиться хотят(остаются в таком положении, изображая «лакание» языком) 

4. – У нас уже получилось составить рассказ о ежатах, мы рассказали и о ежихе, как чувствуют себя ежи в лесу. А теперь давайте расскажем обо всех вместе. Чтобы не запутаться и чтоб рассказ получился интересным, я предлагаю вам подсказки. Воспитатель вывешивает на доску алгоритм (план, подсказки – 4 карточки, на, которых схематически обозначены ориентиры, о чем нужно рассказывать.

1. Вначале вы расскажите с кем, в какое время года и где происходит действие.

2. Чем занимается каждый ежонок (какие у ежат характеры).

3. Потом расскажите про ежиху (ее занятие, ее характер).

4. В конце, расскажите о том, как чувствуют себя ежи (почему).

-Не забывайте в своем рассказе включать такие слова, как недотрога, колючий, любопытный, внимательная, охотиться…

Заслушивается ответ 1-2 человек.

Воспитатель помогает начать: «В теплый летний день…»

5. Итог

Ребята, скажите, а кто же был прав в составлении рассказа, кто составил правильно?

(слушаю ответы детей)

Все правы по своему, так, как мы люди разные и смотрим на мир по разному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Конспект по развитию речи в старшей группе. Рассматривание картины "Ежи" и составление рассказа по ней

Конспект по развитию речи в старшей группе.Рассматривание  картины "Ежи" и составление рассказа по ней....

конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. /ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5 - 6 ЛЕТ/

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.Образовательные: Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по к...

Конспект НОД в старшей группе. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

Конспект НОД в старшей группе.Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»...