конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. /ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5 - 6 ЛЕТ/
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Черёмухина Светлана Юрьевна

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Образовательные: Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем; отвечать на вопросы по содержанию картины.

Развивающие: Развивать  связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.  Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных.

Воспитательные:  Воспитывать бережное отношение к природе.                                          

Составляет последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план.

Отвечает на вопросы по содержанию картины.

Образовывает однокоренные слова от существительного еж.

 Подбирает  прилагательные, характеризующие животных.

Развита моторика рук и умение работать в коллективе через продуктивную деятельность. Бережно относится к живой природе.                                                          

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx306.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

  1. Организационная информация

1.1

Доминирующая

образовательная область

Речевая образовательная область

1.2

Виды деятельности

 детей

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Творческая активность

Двигательная активность 

Продуктивная

Музыкально – художественная

Трудовая

  1. Методическая информация

2.1

Тема занятия

Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

2.2

Методы и приемы

реализации содержания

занятия

Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: проблемные вопросы; создание игровой ситуации.                                   Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: сюрпризный момент; создание ситуации способствующей проявлению творческих способностей детей; дидактическая игра; подвижная игра; создание положительного эмоционального фона.                                              Приемы организации практической деятельности детей: рассматривание, игра; обследование; организация продуктивной деятельности детей.

Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, упражнения направленные на развитие внимания, имитирующие упражнения.

Приемы оценки и самооценки: совместная оценка занятия.

2.3

Возрастная группа

Группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет

2.4

Цель:

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

2.5

Задачи:

Образовательные: Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем; отвечать на вопросы по содержанию картины.

Развивающие: Развивать  связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.  Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных.

Воспитательные:  Воспитывать бережное отношение к природе.                                          

2.6

Планируемые

результаты

Составляет последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план.

Отвечает на вопросы по содержанию картины.

Образовывает однокоренные слова от существительного еж.

 Подбирает  прилагательные, характеризующие животных.

Развита моторика рук и умение работать в коллективе через продуктивную деятельность. Бережно относится к живой природе.                                                          

2.7

Организация РППС

для проведения занятия

Материалыраскраски с изображением ёжика, цветные карандаши.

 Оборудование: игрушка ёж, картина «Ежи» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), видеофильм «Ёжики» , музыка.

2.8

Обогащение словаря

Всеядный, семейство, ежиха, ежонок, ежата.

2.9

Подготовка

к образовательной

деятельности

на занятии в

предшествующие

режимные моменты

рассматривание иллюстраций о лете

беседа о животных (ежах),

рассматривание их внешнего вида, особенностей питания, жилища.

Чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», С Маршак «Тихая сказка».

  1. Конспект занятия

3.1

Вводная часть

3.1.1

Введение в тему

(создание проблемной ситуации)

Воспитатель созывает детей в круг.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Как называется осенний месяц?

- Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес за ягодами, собирать цветы, травы. Это о каком времени я говорю. (лето)

3.1.2

Мотивация деятельности детей

- Ребята, однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз повнимательнее, и увидела….А кого (что) я увидела отгадайте загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много,

А нитки не одной.

- Как вы догадались, что это еж?

Дети обосновывают ответ

- Есть еще загадка про ежа. Вы мне поможете ее загадать (ребята договаривают последнее слово в предложении)

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик, мама -… (ежиха, дети (ежата, можно назвать их ласково… (ежатки, а если один малыш – то… (ежонок). 

3.1.3.

Целеполагание

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то пыхтит? Давайте посмотрим, кто бы это мог быть. /достаёт из-за ёлки игрушку ёжика/.

3.2.

Основная часть:

3.2.1

Актуализация ранее

приобретенных знаний

Игрушка Ёжик: Здравствуйте, дети! Я думал вы меня не услышите. Мне очень хочется рассказать вам о диком животном, о еже. И поэтому я принёс вам видеофильм о нас, о ежах. Хотите посмотреть его?  

           Просмотр видеофильма «Ёжик».

Воспитатель: Спасибо, ёжик за твой познавательный фильм.  Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Закройте глаза.

 /Дети закрывают глаза, убирает ёжика. Воспитатель выставляет картину «Ежи». / 

Воспитатель: Открывайте глаза.    Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине. Вы сами придумаете для нее название.

- Каждая картина имеет свое название.                                    Как можно назвать эту картину? / (Семья ежей.  Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке… ).                                                              Какое время года изображено на картине? (лето)          Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…)                                                        Кто нарисован на этой картине?                                  А у ежа есть семья? Давайте их назовём: Папа – …(еж). Мама…(ежиха). Детеныш один…(ежонок), много детенышей (ежата)                                                                       -Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает." (Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф – ф - ф».)         - Покажите, как ежик сердится, пыхтит. (Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».)                                                            Вопросы по картине:                                                          Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.)                                                                Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.)                                                                            Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.)                        Что они делают? (Один ежонок смотрит на бабочку. Другие стоят около мамы. Папа ёж устал и прилёг отдохнуть. Мама ежиха увидела улитку.)                                                            Воспитатель: А сейчас я проверю, какие вы внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы.                                                                           – Сколько ежат на картине?                                        - Какое насекомое сидит на цветке?                                 - Что делает папа Ёж?                                                              - На какое насекомое смотрит мама Ежиха?

      Игра «Самый внимательный»

Воспитатель: Ребята, ежи это какие животные? (дикие). Ребята, а ведь в лесу кроме ежей живет много других диких животных со своими детенышами. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «На водопой».

    Подвижная игра «На водопой».

Жарким днем лесной тропой(дети идут друг за другом по кругу)

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок (идут, показывая кисти-«рога», делая широкие шаги и громко топая)

За мамой-лисицей крался лисенок,(тихо идут, наступая на носочки, делая поочередные движения руками вперед)

За мамой-ежихой катился ежонок,(садятся на корточки)

За мамой-медведицей шел медвежонок,(идут, переваливаясь, на внешней стороне стопы, подражая походке медведя)

За мамою-белкой скакали бельчата,  (присаживаются на корточки, пробуют прыгать на двух ногах)

За мамой-зайчихой косые зайчата,(встают, скачут на двух ногах, показывая кистями «ушки»)

Волчица вела за собою волчат.(опускаются на четвереньки, затем встают на колени и передвигаются)

Все мамы и дети напиться хотят. (остаются в таком положении, изображая «лакание» языком)                                                                  Воспитатель: Отдохнули? А сейчас обратите внимание на картину художника Меньшиковой под названием «Ежи». Предлагаю вам послушать моё начало рассказа: «Стоял тихий летний день. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Ежата разбежались по полянке, и каждый нашёл себе занятие. Один ежонок увидел бабочку на цветке. Папа Ёж устал и лёг отдохнуть под кустиком. Заботливая мама Ежиха хочет поймать улитку и покормить ежат.    Хорошо ежам в тёплый летний день на лесной полянке.»

 - Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наш ежик (игрушечный) послушает. В своем рассказе не забывайте использовать слова, которые вы говорили о ежах.               (2 – 3 рассказа детей)         

3.2.2

Добывание

(сообщение и принятие)

нового знания

Затем читает детям стихотворение С.Маршака и предлагает закончить некоторые строчки, четко произнося слова-окончания:

Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо...

Жили- были серый еж и его ....(ежиха)

Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

И ребенок был у них - очень тихий ...(ежик).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

Еж - отец, ежиха - мать и ребенок-... (ежик).

Воспитатель: Назовите слова, в которых отчетливо слышится звук "ж" (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики).

/Дети повторяют последние четыре строки стихотворения, четко произнося все слова./

3.2.3

Самостоятельная/

продуктивная  деятельность детей по закреплению нового знания

Воспитатель: Ребята, а еще в письме ёжик нам принёс маленький сюрприз – раскраски с изображением ежика. В свободное время вы их раскрасите.

/Звучит музыка, дети раскрашивают раскраски/

3.3.

Заключительная часть

3.3.1

Рефлексия (анализ и самоанализ

деятельности детей)

- Хорошо,  давайте вспомним,  чем мы сегодня занимались? (составляли рассказ по картине). Чей рассказ вам больше всего понравился?                             - О ком мы сегодня говорили, что новое и интересное узнали о ежах?                                                               - Молодцы, вы все сегодня хорошо занимались. Спасибо вам за занятие! Мне, очень приятно было с вами поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы. 

3.4.

Дальнейшая разработка темы

3.4.1

Указывается мероприятие

(экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Беседа о жизни ежей в природе,

рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные»,

просмотр С. Маршак «Тихая сказка».                          Игры с игрушкой Ёжиком.

Выставка «Колючий ёж».

3.4.2

Длительность занятия:

20-25  минут

https://crosti.ru/patterns/00/1e/93/8c74fd66f8/preview.jpg

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение №125                    города Оренбурга

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

  /ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5 - 6 ЛЕТ/

                                                           

                                                                      Подготовил :   ЧЕРЁМУХИНА С.Ю.

                                                                      высшая квалификационная категория           

                                                   

                                                                     Оренбург - 2020

Воспитатель созывает детей в круг.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Как называется осенний месяц?

- Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес за ягодами, собирать цветы, травы. Это о каком времени я говорю. (лето)

- Ребята, однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз повнимательнее, и увидела….А кого (что) я увидела отгадайте загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много,

А нитки не одной.

- Как вы догадались, что это еж?

Дети обосновывают ответ

- Есть еще загадка про ежа. Вы мне поможете ее загадать (ребята договаривают последнее слово в предложении)

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик, мама -… (ежиха, дети (ежата, можно назвать их ласково… (ежатки, а если один малыш – то… (ежонок). 

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то пыхтит? Давайте посмотрим, кто бы это мог быть. /достаёт из-за ёлки игрушку ёжика/.

Основная часть:

Игрушка Ёжик: Здравствуйте, дети! Я думал вы меня не услышите. Мне очень хочется рассказать вам о диком животном, о еже. И поэтому я принёс вам видеофильм о нас, о ежах. Хотите посмотреть его?  

           Просмотр видеофильма «Ёжик».                                                    Воспитатель: Спасибо, ёжик за твой познавательный фильм.  Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Закройте глаза.                                                       /Дети закрывают глаза, убирает ёжика. Воспитатель выставляет картину «Ежи». / 

Воспитатель: Открывайте глаза.    Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине. Вы сами придумаете для нее название.

- Каждая картина имеет свое название.                                                                     Как можно назвать эту картину? / (Семья ежей.  Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке… ).                                                              Какое время года изображено на картине? (лето)                                               Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…)                                                        Кто нарисован на этой картине?                                                                                   А у ежа есть семья? Давайте их назовём: Папа – …(еж). Мама…(ежиха). Детеныш один…(ежонок), много детенышей (ежата)                                                                       -Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает." (Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф – ф - ф».)         - Покажите, как ежик сердится, пыхтит. (Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».)                                                            Вопросы по картине:                                                                                              Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.)                                                                                                         Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.)                                                                            Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.)                                                 Что они делают? (Один ежонок смотрит на бабочку. Другие стоят около мамы. Папа ёж устал и прилёг отдохнуть. Мама ежиха увидела улитку.)                                                            Воспитатель: А сейчас я проверю, какие вы внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы.                                                                                                                      – Сколько ежат на картине?                                                                                - Какое насекомое сидит на цветке?                                                                             - Что делает папа Ёж?                                                                                                           - На какое насекомое смотрит мама Ежиха?

      Игра «Самый внимательный»

Воспитатель: Ребята, ежи это какие животные? (дикие). Ребята, а ведь в лесу кроме ежей живет много других диких животных со своими детенышами. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «На водопой».

Подвижная игра «На водопой».

Жарким днем лесной тропой(дети идут друг за другом по кругу)

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок (идут, показывая кисти-«рога», делая широкие шаги и громко топая)

За мамой-лисицей крался лисенок,(тихо идут, наступая на носочки, делая поочередные движения руками вперед)

За мамой-ежихой катился ежонок,(садятся на корточки)

За мамой-медведицей шел медвежонок,(идут, переваливаясь, на внешней стороне стопы, подражая походке медведя)

За мамою-белкой скакали бельчата,  (присаживаются на корточки, пробуют прыгать на двух ногах)

За мамой-зайчихой косые зайчата,(встают, скачут на двух ногах, показывая кистями «ушки»)

Волчица вела за собою волчат.(опускаются на четвереньки, затем встают на колени и передвигаются)

Все мамы и дети напиться хотят. (остаются в таком положении, изображая «лакание» языком)                                                                  Воспитатель: Отдохнули? А сейчас обратите внимание на картину художника Меньшиковой под названием «Ежи». Предлагаю вам послушать моё начало рассказа: «Стоял тихий летний день. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Ежата разбежались по полянке, и каждый нашёл себе занятие. Один ежонок увидел бабочку на цветке. Папа Ёж устал и лёг отдохнуть под кустиком. Заботливая мама Ежиха хочет поймать улитку и покормить ежат.    Хорошо ежам в тёплый летний день на лесной полянке.»

 - Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наш ежик (игрушечный) послушает. В своем рассказе не забывайте использовать слова, которые вы говорили о ежах.               (2 – 3 рассказа детей)         

Затем читает детям стихотворение С.Маршака и предлагает закончить некоторые строчки, четко произнося слова-окончания:

Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо...

Жили- были серый еж и его ....(ежиха)

Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

И ребенок был у них - очень тихий ...(ежик).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

Еж - отец, ежиха - мать и ребенок-... (ежик).

Воспитатель: Назовите слова, в которых отчетливо слышится звук "ж" (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики).

/Дети повторяют последние четыре строки стихотворения, четко произнося все слова./

Воспитатель: Ребята, а еще в письме ёжик нам принёс маленький сюрприз – раскраски с изображением ежика. В свободное время вы их раскрасите.

/Звучит музыка, дети раскрашивают раскраски/

- Хорошо,  давайте вспомним,  чем мы сегодня занимались? (составляли рассказ по картине). Чей рассказ вам больше всего понравился?                                                       - О ком мы сегодня говорили, что новое и интересное узнали о ежах?                                                               - Молодцы, вы все сегодня хорошо занимались. Спасибо вам за занятие! Мне, очень приятно было с вами поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы. 

                                                               Оренбург-2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание и сравнение предметов

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание и сравнение предметов. Цели: обучение сравнению предметов между собой. Задачи: Учить детей сравнивать предметы, выделяя су...

Конспект НОД по развитию речи «Ёжики» с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе общеразвивающей направленности.

Конспект по развитию речи «Ёжики» с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе общеразвивающей направленности....

Конспект занятия по развитию словаря Тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Конспект занятия по развитию словаряТема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»...

занятие по развитию речи. Тема: Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек».

Занятие по развитию речи. Тема: «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек». Программное содержание Цель: Закрепление умений составлять рассказ - описан...

Конспект занятия по развитию речи Тема: Рассматривание сюжетной картины «Дети играют»

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам помогает интегрированная образовательная деят...