Главные вкладки

    конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. /ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5 - 6 ЛЕТ/
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Черёмухина Светлана Юрьевна

    Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

    Образовательные: Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем; отвечать на вопросы по содержанию картины.

    Развивающие: Развивать  связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.  Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных.

    Воспитательные:  Воспитывать бережное отношение к природе.                                          

    Составляет последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план.

    Отвечает на вопросы по содержанию картины.

    Образовывает однокоренные слова от существительного еж.

     Подбирает  прилагательные, характеризующие животных.

    Развита моторика рук и умение работать в коллективе через продуктивную деятельность. Бережно относится к живой природе.                                                          

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya.docx306.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия

    1. Организационная информация

    1.1

    Доминирующая

    образовательная область

    Речевая образовательная область

    1.2

    Виды деятельности

     детей

    Игровая

    Коммуникативная

    Познавательно-исследовательская

    Творческая активность

    Двигательная активность 

    Продуктивная

    Музыкально – художественная

    Трудовая

    1. Методическая информация

    2.1

    Тема занятия

    Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

    2.2

    Методы и приемы

    реализации содержания

    занятия

    Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: проблемные вопросы; создание игровой ситуации.                                   Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: сюрпризный момент; создание ситуации способствующей проявлению творческих способностей детей; дидактическая игра; подвижная игра; создание положительного эмоционального фона.                                              Приемы организации практической деятельности детей: рассматривание, игра; обследование; организация продуктивной деятельности детей.

    Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, упражнения направленные на развитие внимания, имитирующие упражнения.

    Приемы оценки и самооценки: совместная оценка занятия.

    2.3

    Возрастная группа

    Группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет

    2.4

    Цель:

    Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

    2.5

    Задачи:

    Образовательные: Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем; отвечать на вопросы по содержанию картины.

    Развивающие: Развивать  связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.  Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных.

    Воспитательные:  Воспитывать бережное отношение к природе.                                          

    2.6

    Планируемые

    результаты

    Составляет последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план.

    Отвечает на вопросы по содержанию картины.

    Образовывает однокоренные слова от существительного еж.

     Подбирает  прилагательные, характеризующие животных.

    Развита моторика рук и умение работать в коллективе через продуктивную деятельность. Бережно относится к живой природе.                                                          

    2.7

    Организация РППС

    для проведения занятия

    Материалыраскраски с изображением ёжика, цветные карандаши.

     Оборудование: игрушка ёж, картина «Ежи» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), видеофильм «Ёжики» , музыка.

    2.8

    Обогащение словаря

    Всеядный, семейство, ежиха, ежонок, ежата.

    2.9

    Подготовка

    к образовательной

    деятельности

    на занятии в

    предшествующие

    режимные моменты

    рассматривание иллюстраций о лете

    беседа о животных (ежах),

    рассматривание их внешнего вида, особенностей питания, жилища.

    Чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», С Маршак «Тихая сказка».

    1. Конспект занятия

    3.1

    Вводная часть

    3.1.1

    Введение в тему

    (создание проблемной ситуации)

    Воспитатель созывает детей в круг.

    - Ребята, какое сейчас время года?

    - Как называется осенний месяц?

    - Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес за ягодами, собирать цветы, травы. Это о каком времени я говорю. (лето)

    3.1.2

    Мотивация деятельности детей

    - Ребята, однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз повнимательнее, и увидела….А кого (что) я увидела отгадайте загадку:

    Сердитый недотрога

    Живёт в глуши лесной

    Иголок очень много,

    А нитки не одной.

    - Как вы догадались, что это еж?

    Дети обосновывают ответ

    - Есть еще загадка про ежа. Вы мне поможете ее загадать (ребята договаривают последнее слово в предложении)

    Лесом катится клубок,

    У него колючий бок,

    Он охотится ночами

    За жуками и мышами.

    - Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик, мама -… (ежиха, дети (ежата, можно назвать их ласково… (ежатки, а если один малыш – то… (ежонок). 

    3.1.3.

    Целеполагание

    Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то пыхтит? Давайте посмотрим, кто бы это мог быть. /достаёт из-за ёлки игрушку ёжика/.

    3.2.

    Основная часть:

    3.2.1

    Актуализация ранее

    приобретенных знаний

    Игрушка Ёжик: Здравствуйте, дети! Я думал вы меня не услышите. Мне очень хочется рассказать вам о диком животном, о еже. И поэтому я принёс вам видеофильм о нас, о ежах. Хотите посмотреть его?  

               Просмотр видеофильма «Ёжик».

    Воспитатель: Спасибо, ёжик за твой познавательный фильм.  Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Закройте глаза.

     /Дети закрывают глаза, убирает ёжика. Воспитатель выставляет картину «Ежи». / 

    Воспитатель: Открывайте глаза.    Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине. Вы сами придумаете для нее название.

    - Каждая картина имеет свое название.                                    Как можно назвать эту картину? / (Семья ежей.  Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке… ).                                                              Какое время года изображено на картине? (лето)          Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…)                                                        Кто нарисован на этой картине?                                  А у ежа есть семья? Давайте их назовём: Папа – …(еж). Мама…(ежиха). Детеныш один…(ежонок), много детенышей (ежата)                                                                       -Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает." (Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф – ф - ф».)         - Покажите, как ежик сердится, пыхтит. (Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».)                                                            Вопросы по картине:                                                          Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.)                                                                Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.)                                                                            Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.)                        Что они делают? (Один ежонок смотрит на бабочку. Другие стоят около мамы. Папа ёж устал и прилёг отдохнуть. Мама ежиха увидела улитку.)                                                            Воспитатель: А сейчас я проверю, какие вы внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы.                                                                           – Сколько ежат на картине?                                        - Какое насекомое сидит на цветке?                                 - Что делает папа Ёж?                                                              - На какое насекомое смотрит мама Ежиха?

          Игра «Самый внимательный»

    Воспитатель: Ребята, ежи это какие животные? (дикие). Ребята, а ведь в лесу кроме ежей живет много других диких животных со своими детенышами. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «На водопой».

        Подвижная игра «На водопой».

    Жарким днем лесной тропой(дети идут друг за другом по кругу)

    Звери шли на водопой.

    За мамой-лосихой топал лосенок (идут, показывая кисти-«рога», делая широкие шаги и громко топая)

    За мамой-лисицей крался лисенок,(тихо идут, наступая на носочки, делая поочередные движения руками вперед)

    За мамой-ежихой катился ежонок,(садятся на корточки)

    За мамой-медведицей шел медвежонок,(идут, переваливаясь, на внешней стороне стопы, подражая походке медведя)

    За мамою-белкой скакали бельчата,  (присаживаются на корточки, пробуют прыгать на двух ногах)

    За мамой-зайчихой косые зайчата,(встают, скачут на двух ногах, показывая кистями «ушки»)

    Волчица вела за собою волчат.(опускаются на четвереньки, затем встают на колени и передвигаются)

    Все мамы и дети напиться хотят. (остаются в таком положении, изображая «лакание» языком)                                                                  Воспитатель: Отдохнули? А сейчас обратите внимание на картину художника Меньшиковой под названием «Ежи». Предлагаю вам послушать моё начало рассказа: «Стоял тихий летний день. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Ежата разбежались по полянке, и каждый нашёл себе занятие. Один ежонок увидел бабочку на цветке. Папа Ёж устал и лёг отдохнуть под кустиком. Заботливая мама Ежиха хочет поймать улитку и покормить ежат.    Хорошо ежам в тёплый летний день на лесной полянке.»

     - Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наш ежик (игрушечный) послушает. В своем рассказе не забывайте использовать слова, которые вы говорили о ежах.               (2 – 3 рассказа детей)         

    3.2.2

    Добывание

    (сообщение и принятие)

    нового знания

    Затем читает детям стихотворение С.Маршака и предлагает закончить некоторые строчки, четко произнося слова-окончания:

    Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо...

    Жили- были серый еж и его ....(ежиха)

    Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

    И ребенок был у них - очень тихий ...(ежик).

    Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

    Еж - отец, ежиха - мать и ребенок-... (ежик).

    Воспитатель: Назовите слова, в которых отчетливо слышится звук "ж" (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики).

    /Дети повторяют последние четыре строки стихотворения, четко произнося все слова./

    3.2.3

    Самостоятельная/

    продуктивная  деятельность детей по закреплению нового знания

    Воспитатель: Ребята, а еще в письме ёжик нам принёс маленький сюрприз – раскраски с изображением ежика. В свободное время вы их раскрасите.

    /Звучит музыка, дети раскрашивают раскраски/

    3.3.

    Заключительная часть

    3.3.1

    Рефлексия (анализ и самоанализ

    деятельности детей)

    - Хорошо,  давайте вспомним,  чем мы сегодня занимались? (составляли рассказ по картине). Чей рассказ вам больше всего понравился?                             - О ком мы сегодня говорили, что новое и интересное узнали о ежах?                                                               - Молодцы, вы все сегодня хорошо занимались. Спасибо вам за занятие! Мне, очень приятно было с вами поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы. 

    3.4.

    Дальнейшая разработка темы

    3.4.1

    Указывается мероприятие

    (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

    Беседа о жизни ежей в природе,

    рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные»,

    просмотр С. Маршак «Тихая сказка».                          Игры с игрушкой Ёжиком.

    Выставка «Колючий ёж».

    3.4.2

    Длительность занятия:

    20-25  минут

    https://crosti.ru/patterns/00/1e/93/8c74fd66f8/preview.jpg

    Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение №125                    города Оренбурга

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

      /ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5 - 6 ЛЕТ/

                                                               

                                                                          Подготовил :   ЧЕРЁМУХИНА С.Ю.

                                                                          высшая квалификационная категория           

                                                       

                                                                         Оренбург - 2020

    Воспитатель созывает детей в круг.

    - Ребята, какое сейчас время года?

    - Как называется осенний месяц?

    - Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес за ягодами, собирать цветы, травы. Это о каком времени я говорю. (лето)

    - Ребята, однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз повнимательнее, и увидела….А кого (что) я увидела отгадайте загадку:

    Сердитый недотрога

    Живёт в глуши лесной

    Иголок очень много,

    А нитки не одной.

    - Как вы догадались, что это еж?

    Дети обосновывают ответ

    - Есть еще загадка про ежа. Вы мне поможете ее загадать (ребята договаривают последнее слово в предложении)

    Лесом катится клубок,

    У него колючий бок,

    Он охотится ночами

    За жуками и мышами.

    - Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик, мама -… (ежиха, дети (ежата, можно назвать их ласково… (ежатки, а если один малыш – то… (ежонок). 

    Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то пыхтит? Давайте посмотрим, кто бы это мог быть. /достаёт из-за ёлки игрушку ёжика/.

    Основная часть:

    Игрушка Ёжик: Здравствуйте, дети! Я думал вы меня не услышите. Мне очень хочется рассказать вам о диком животном, о еже. И поэтому я принёс вам видеофильм о нас, о ежах. Хотите посмотреть его?  

               Просмотр видеофильма «Ёжик».                                                    Воспитатель: Спасибо, ёжик за твой познавательный фильм.  Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Закройте глаза.                                                       /Дети закрывают глаза, убирает ёжика. Воспитатель выставляет картину «Ежи». / 

    Воспитатель: Открывайте глаза.    Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине. Вы сами придумаете для нее название.

    - Каждая картина имеет свое название.                                                                     Как можно назвать эту картину? / (Семья ежей.  Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке… ).                                                              Какое время года изображено на картине? (лето)                                               Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…)                                                        Кто нарисован на этой картине?                                                                                   А у ежа есть семья? Давайте их назовём: Папа – …(еж). Мама…(ежиха). Детеныш один…(ежонок), много детенышей (ежата)                                                                       -Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает." (Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф – ф - ф».)         - Покажите, как ежик сердится, пыхтит. (Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».)                                                            Вопросы по картине:                                                                                              Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.)                                                                                                         Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.)                                                                            Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.)                                                 Что они делают? (Один ежонок смотрит на бабочку. Другие стоят около мамы. Папа ёж устал и прилёг отдохнуть. Мама ежиха увидела улитку.)                                                            Воспитатель: А сейчас я проверю, какие вы внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы.                                                                                                                      – Сколько ежат на картине?                                                                                - Какое насекомое сидит на цветке?                                                                             - Что делает папа Ёж?                                                                                                           - На какое насекомое смотрит мама Ежиха?

          Игра «Самый внимательный»

    Воспитатель: Ребята, ежи это какие животные? (дикие). Ребята, а ведь в лесу кроме ежей живет много других диких животных со своими детенышами. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «На водопой».

    Подвижная игра «На водопой».

    Жарким днем лесной тропой(дети идут друг за другом по кругу)

    Звери шли на водопой.

    За мамой-лосихой топал лосенок (идут, показывая кисти-«рога», делая широкие шаги и громко топая)

    За мамой-лисицей крался лисенок,(тихо идут, наступая на носочки, делая поочередные движения руками вперед)

    За мамой-ежихой катился ежонок,(садятся на корточки)

    За мамой-медведицей шел медвежонок,(идут, переваливаясь, на внешней стороне стопы, подражая походке медведя)

    За мамою-белкой скакали бельчата,  (присаживаются на корточки, пробуют прыгать на двух ногах)

    За мамой-зайчихой косые зайчата,(встают, скачут на двух ногах, показывая кистями «ушки»)

    Волчица вела за собою волчат.(опускаются на четвереньки, затем встают на колени и передвигаются)

    Все мамы и дети напиться хотят. (остаются в таком положении, изображая «лакание» языком)                                                                  Воспитатель: Отдохнули? А сейчас обратите внимание на картину художника Меньшиковой под названием «Ежи». Предлагаю вам послушать моё начало рассказа: «Стоял тихий летний день. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Ежата разбежались по полянке, и каждый нашёл себе занятие. Один ежонок увидел бабочку на цветке. Папа Ёж устал и лёг отдохнуть под кустиком. Заботливая мама Ежиха хочет поймать улитку и покормить ежат.    Хорошо ежам в тёплый летний день на лесной полянке.»

     - Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наш ежик (игрушечный) послушает. В своем рассказе не забывайте использовать слова, которые вы говорили о ежах.               (2 – 3 рассказа детей)         

    Затем читает детям стихотворение С.Маршака и предлагает закончить некоторые строчки, четко произнося слова-окончания:

    Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо...

    Жили- были серый еж и его ....(ежиха)

    Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

    И ребенок был у них - очень тихий ...(ежик).

    Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

    Еж - отец, ежиха - мать и ребенок-... (ежик).

    Воспитатель: Назовите слова, в которых отчетливо слышится звук "ж" (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики).

    /Дети повторяют последние четыре строки стихотворения, четко произнося все слова./

    Воспитатель: Ребята, а еще в письме ёжик нам принёс маленький сюрприз – раскраски с изображением ежика. В свободное время вы их раскрасите.

    /Звучит музыка, дети раскрашивают раскраски/

    - Хорошо,  давайте вспомним,  чем мы сегодня занимались? (составляли рассказ по картине). Чей рассказ вам больше всего понравился?                                                       - О ком мы сегодня говорили, что новое и интересное узнали о ежах?                                                               - Молодцы, вы все сегодня хорошо занимались. Спасибо вам за занятие! Мне, очень приятно было с вами поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы. 

                                                                   Оренбург-2019


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание и сравнение предметов

    Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание и сравнение предметов. Цели: обучение сравнению предметов между собой. Задачи: Учить детей сравнивать предметы, выделяя су...

    Конспект НОД по развитию речи «Ёжики» с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе общеразвивающей направленности.

    Конспект по развитию речи «Ёжики» с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе общеразвивающей направленности....

    Конспект занятия по развитию словаря Тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»

    Конспект занятия по развитию словаряТема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»...

    занятие по развитию речи. Тема: Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек».

    Занятие по развитию речи. Тема: «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек». Программное содержание Цель: Закрепление умений составлять рассказ - описан...