Дополительное образование
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Дубашеева Галина Александровна

Программа дополнительного образования по социально-коммуникативному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_logoritmika_2_ml_gr.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по дополнительному образованию

Кружок «Логоритмика»

II младшая группа

Педагог:

Дубашеева Г.А.

Пояснительная записка

Речь – одна из важных сторон развития ребенка.  Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто  это очень сложная и трудоемкая работа для ребенка.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь  слуховых ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями  («Рефлексы головного мозга»,1866). Также было доказано советским ученым, неврологом и психиатром В.М. Бехтеревым, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»). Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект ребенка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить правильно.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые,  речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

        Формы и методы: словесные – объяснение, беседа, советы, звукоподражание; наглядные – краткое объяснение, показ с пояснением, указание при воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета, вопросы по последовательности движений, команды, образный сюжетный рассказ; показ, игровой метод; практические – выполнение работы.

Цель: создание социально ситуации развития через познавательно-речевую деятельность.

Задачи:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания;
  • увеличение объема памяти;
  • развитие зрительного и слухового восприятия;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развивать пространственные представления;
  • развивать координацию, переключаемость движений;
  • формирование двигательных навыков.

Принципы реализации программы: постепенное приобретение навыков (усложнение выполняемых заданий); посильность заданий для воспитанников; системность проведения занятий; соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники; единства процессов обучения и воспитания.

Форма и режим занятий: фронтальная, 1 раз в неделю по 15 минут. Всего 29 занятий.

Ожидаемые результаты: повышение уровня развития речи, увеличение объема памяти, развитие двигательных навыков, развитие артикуляционного аппарата.

Мониторинг: для подведения итогов реализации программы будет проведена оценка речевого развития детей.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Цель

План занятия

Октябрь

1

Чудесное яблоко

Формирование привычки следить за своим здоровьем. Познакомить с приметами осени. Развитие артикуляционного аппарата.

Сказка о чудесном яблоке

Стихотворение с движением «ножки»

Стихотворение с движениями «Ветер»

Песня «Жучка»

Пальчиковая игра «Царапки»

Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

Игра «Кот и мыши»

2

Как растили капусту

Расширять представления детей про овощи. Развитие артикуляционного аппарата, двигательных навыков. Развитие слухового восприятия.

Стихотворение с движением «ножки»

Французкий народный хоровод

Загадки про овощи

Стихотворение с движениями «Шла собака»

Стихотворение с элементами артикуляционной гимнастики «На грядке»

Стихотворение с массажем «Дождик»

Пальчиковая игра «Зайчик»

3

Заяц в огороде

Повторить тему «овощи», развивать двигательные навыки. Развивать артикуляционный аппарат.

Французкий народный хоровод

Стихотворение с массажем «Дождик»

Стихотворение с движениями «Овощи»

Артикуляционная гимнастика «Зайчик»

Стихотворение с движениями «Шла собака»

Собирание урожая

4

День рождения зайчика

Познакомить детей с традицией празднования дня рождения. Развивать умение координировать слух и движения; слуховое внимание.

Стихотворение с движением «ножки»

Стихотворение с массажем «Дождик»

Стихотворение с движением «Зайка»

Загадки про столовые приборы

Стихотворение с движением «Гриб»

Стихотворение с движением «Филин»

Пальчиковая игра «Осенние листья»

Игра «Яблочко»

Артикуляционная гимнастика

Стихотворение с движением «дедушка Егор»

5

Дудочка

Развитие артикуляционного аппарата, координации движений познакомить с дудочкой, с особенностями сбора ягод.

Актикуляционная гимнастика «Дудочка»

Песня с движениями «Ку-ку»

Стихотворение с движениями «Ветер»

Игра «Ладушки»

Ноябрь

6

Домик для воробья

Расширять представления детей о собаке, птицах. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать речевое дыхание. Развивать мелкую моторику.

Стихотворение с движениями «Шла собака»

Пальчиковая игра «Царапки»

Артикуляционная гимнастика «Птенчик»

Стихотворение с массажем «Дождик»

Пальчиковая игра «Осенние листья»

Пальчиковая игра «Дом»

Стихотворение с движением «Воробей»

Стихотворение с движением «Гуси»

7

Домик-теремок

Продолжать знакомить с природными явлениями. Формировать речевое дыхание. Развивать двигательные навыки.

Стихотворение «Дубок»

Стихотворение с массажем «Дождик»

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая игра «Дом»

Стихотворение с движением «Гуси»

Стихотворение с движением «Воробей»

Пальчиковая игра «Ватрушки»

Стихотворение с движением «Зайка»

Пальчиковая игра «Осенние листья»

8

Приближается зима

Познакомить с временем года «зима», зимняя одежда. Развивать артикуляционный аппарат. Развивать крупную моторику. Воспитывать привычку заботиться о животных.

Стихотворение с движением «Валенки»

Артикуляционная гимнастика «Погреем руки»

Пальчиковая игра «Дом»

Стихотворение с движением «Воробей»

Речевая игра «Кто как кричит»

Стихотворение с движением «Помощник»

Пальчиковая игра «Ватрушки»

Стихотворение с движением «Дубок»

Игра «Колокольчик»

9

Зимовье зверей

Познакомить детей с тем как зимуют звери в лесу. Развивать артикуляционный аппарат; координацию движений. Развивать

Стихотворение с движением «Дубок»

Стихотворение с движением «Стройка»

Пальчиковая игра «Дом»

Стихотворение сдвижением «Помощник»

Пальчиковая игра «Ватрушки»

Игра «Колокольчик»

Артикуляционная гимнастика

Речевая игра «Кто как кричит»

Стихотворение с движением «Валенки»

Декабрь

10

Мельник и медведь

Познакомить со сказкой Мельник и медведь. Формировать умение двигаться по кругу. Развивать артикуляционные аппарат; внимание.

Стихотворение с движением «Дубок»

Стихотворение с движение «Снежинки»

Стихотворение с массажем «Шел медведь»

Стихотворение с движением «Воробей»

Пальчиковая игра «Дом»

Стихотворение с движением «Дуйте ветры»

Стихотворение с движением «Валенки»

Пальчиковая игра «Ватрушки»

Артикуляционная гимнастика «Лошадка и кучер!

Стихотворение с движением «Едем на лошадке»

11

Медвежонок Мишутка

Познакомить со сказкой, приметами зимы. Формировать чувство ритма. Развивать артикуляционный аппарат; слуховое внимание.

Стихотворение с движением «Валенки»

Артикуляционная гимнастика для укрепления мышц языка

Стихотворение с массажем «Шел медведь»

Стихотворение с движением «Снежинки»

Стихотворение с движением «Елка»

Песня с движением «Зимние забавы»

Игра «Колокольчик»

Ритмическая игра «Снегирь»

12

Серебряный ключик

Познакомить с наступающим праздником Нового года. Развивать чувство ритма, слуховое внимание, координацию движения.

Песня с движениями «Зимние забавы»

Стихотворение с движением «Снежинки»

Ритмическая игра «Снегирь»

Артикуляционная гимнастика

Стихотворение с движением «Елка»

Пальчиковая игра «Ватрушки»

Игра «Снежки»

Песня о Деде Морозе

Стихотворение с движением «Едем на лошадке»

13

Новогодняя елка

Вызвать у детей радость от встречи нового года. Совершенствовать навык детей ходить по кругу. Развивать чувство ритма, артикуляционный аппарат.

Новогодний хоровод

Стихотворение с движениями «Снежинки»

Стихотворение с движением «Елка»

Артикуляционная гимнастика

Ритмическая игра «Снегирь»

Песня с движением «Зимние забавы»

Игра «Снежки»

Пальчиковая игра «Наряжаем елку»

Песня о Деде Морозе

Январь

14

Снеговик

Развитие координации движений, внимания. Расширять представления детей о природных явлениях.

Новогодний хоровод

Стихотворение с движениями «Снеговик»

Стихотворение с движениями «Елка»

Песня о Деде Морозе

Стихотворение с движениями «Лиса по лесу ходила»

Пальчиковая игра «Наряжаем елку»

Артикуляционная гимнастика

15

Новогодняя елка в лесу

Развивать артикуляционый аппарат, внимание. Вызывать желание помогать другим. Расширять представления детей о праздновании Нового года.

Песня с движением «Зимние забавы»

Стихотворение с движениями «Елка»

Ритмическая игра «Снегирь»

Стихотворение с движениями «Лесные гости»

Артикуляционная гимнастика

Песня с движением «Лиса по лесу ходила»

Пальчиковая игра «Наряжаем елку»

Игра «Снежки»

16

Помогите птицам

Расширять представления детей о зиме; жизни птиц зимой. Развивать мелкую моторику, координацию движения.

Песня о зиме

Стихотворение с движениями «Снежинки»

Артикуляционная гимнастика

Стихотворение с массажем «Шел медведь»

Песня с движением «Лиса по лесу ходила»

Стихотворение с движениями «Елка»

Игра «Снежки»

Стихотворение с движениями «Снеговик»

Стихотворение с движениями «Птички»

17

Кукла Аня

Уточнять знания детей об игрушках. Развивать память, внимание. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Стихотворение с движениями «Раз, два»

Упражнение на произношение звука «с»

Песня с движением «Зимние забавы»

Артикуляционная гимнастика

Стихотворение с движениями «Птички»

Стихотворение с движениями «Снеговик»

 Игра «Прятки с платком»

Февраль

18

Новоселье у куклы

Уточнить знания детей о жилище, Вызывать чувство радости от празднования новоселья. Развивать слух, внимание, артикуляционный аппарат.

Стихотворение с движениями «Раз-два»

Стихотворение с движениями «Дом»

Песня с движением «Бобик»

Пальчиковая игра «Хлебушек»

Стихотворение с движениями «Самолет»

Стихотворение с движениями «Игрушки»

Артикуляционная гимнастика

Стихотворение с движениями «Танцуй моя куколка»

Французкий танец куклы

Игра «Прятки с платком»

19

Поезд игрушек

Развивать координацию движения, артикуляционный аппарат. Расширять представления о пассажирском транспорте.

Стихотворение с движениями «Танцуй моя куколка»

Песня с движением «Бобик»

Песня с движением «Барабан»

Стихотворение с движением «Аты-баты»

Стихотворение с движениями «Самолет»

Пальчиковая игра «Хлебушек»

Игра «Прятки с платком»

20

Парад игрушек

Познакомить с праздником «23 февраля». Развивать речь, двигательную координацию. Воспитывать патриотические чувства.

Стихотворение с движениями «Танцуй, моя куколка»

Французский танец куклы

Песня с движением «Барабан»

Стихотворение с движениями «конь»

Стихотворение с движениями «Самолет»

Стихотворение с движениями «Раз-два»

Стихотворение с движениями «Аты-баты»

Пальчиковая игра «Хлебушек»

21

Иван Иваныч Самоварыч

Познакомить детей со стихотворением Д.Хармса, с самоваром. Развивать двигательную координацию. Воспитывать уважение к старшим.

Танец с флажками

Пальчиковая игра «Семья»

Стихотворение с движениями «Аты-баты»

Артикуляционная гимнастика

Стихотворение с движениями «Конь»

Пальчиковая игра «Хлебушек»

Песня с движением «Барабан»

Песня о бабушке

Пальчиковая игра «Помощники»

Стихотворение с движениями «Танцуй, моя куколка»

Артикуляционная гимнастика

Стихотворение с движениями

Март

22

У меня полно хлопот

Расширять представления детей о семье. Воспитывать культурно-гигиенические навыки. Развивать мелкую моторику.

Пальчиковая игра «Семья»

Стихотворение с движениями «Танцуй, моя куколка»

Пальчиковая игра «Хозяйка»

Песня с движением «Буль-буль»

Песня с движением «Барабан»

Стихотворение с движениями «Конь»

Пальчиковая игра «Помощники»

Артикуляционная гимнастика

23

Как козлик маму искал

Расширять знания детей о безопасности. Вызывать сочувствие. Развивать речь, память.

Пальчиковая игра «Семья»

Пальчиковая игра «Хозяйка»

Стихотворение с движениями «Козлята»

Стихотворение с массажем «Из раскрытого окошка»

Артикуляционная гимнастика

Стихотворение с движениями «Барашенька»

Песня с движением «Бобик»

Песня о маме

Стихотворение с движениями «Козленок»

24

Паровозик из Ромашково

Познакомить с временем года: Весна. Развивать артикуляционный аппарат, внимание. Вызывать радость от весеннего пробуждения природы.

Пальчиковая игра «Семья»

Песня о маме

Стихотворение с движениями «Козленок» Стихотворение с движениями

Речевая игра «Пение птиц»

Песня о весне

Песня с движением «Поезд»

Пальчиковая игра «Подснежник»

Артикуляционная гимнастика «Ветерок»

25

Зайкина шубка

Расширять знания детей о животных весной. Развивать слух, внимание. Воспитывать желание помогать братьям нашим меньшим.

Песня о весне

Песня с движением «Поезд»

Артикуляционная гимнастика

Речевая игра «Пение птиц»

Пальчиковая игра «Подснежник»

Упражнение на развитие слуха

Игра «Жуки»

Весенний хоровод

Апрель

26

Храбрый цыпленок

Расширять представления детей о домашней птице. Развивать память, мышление, внимание.

Речевая игра «Пение птиц»

Песня о весне

Пальчиковая игра «Подснежник»

Песня «Петушок»

Артикуляционная гимнастика «Индюк»

Пальчиковая игра «Хрюшка»

Речевая игра «Кто как кричит»

Песня с движением «Белые гуси»

Песня с движением «Курица»

Песня с движением «Цыплята»

Игра «Жуки»

27

Мамы и малыши

Уточнить представления детей о птицах и их детенышах. Развивать память, внимание; координацию движений.

Речевая игра «Пение птиц»

Песня «Петушок»

Стихотворение с движениями «Козленок»

Песня с движением «Белые гуси»

Артикуляционная гимнастика

Стихотворение с движениями «Конь»

Пальчиковая игра «Хрюшка»

Стихотворение с движениями «Курочка»

Песня с движением «Цыплята»

28

Как петушок утро проспал

Уточнить знания детей о домашних животных. Развивать память, речь. Воспитывать чувство сопереживания и желание помогать.

Песня о весне

Стихотворение с движениями «Козленок»

Стихотворение с движениями «Барашенька»

Артикуляционная гимнастика

Стихотворение с движениями «Конь»

Пальчиковая игра «Хрюшка»

Песня «Петушок»

Весенний хоровод

29

Прогулка в весеннем лесу

Расширять знания детей о весеннем лесе, правилах поведения в лесу. Развивать память, внимание; артикуляционный аппарат.

Песня с движением «Из открытого окошка»

Песня с движением «Поезд»

Стихотворение с движениями «Солнышко»

Песня с движением «Солнышко»

Речевая игра «Кто как кричит»

Пальчиковая игра «Маленький зайчишка»

Артикуляционная гимнастика

Игра «Мишка, попляши»

Список литературы

  1. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
  2. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и  Д», 2000;
  4. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
  5. Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в  преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня  стоит задача: выравнивание стар...

Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"

Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Программа дополительной образоватьелной деятельности «Удивительный мир» для детей среднего дошкольного возраста

Программа направлена на расширение сенсорных возможностей у детей среднего дошкольного возраста, используя полисенсорную основу (использование одновременно двух или более сенсорных органов чувств)....

Дополительное образование

Программа дополнительного образовния по социально-коммуникативному развитию в средней группе...